Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Роль классного коллектива в воспитании младшего школьника.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

- имеющие несколько  постоянных друзей (как правило, это дети, отвергаемые другими одноклассниками);

- избирательные в общении,  пассивные и дети, находящиеся  в самоизоляции, негативно настроенные,  с агрессивными тенденциями.

Данные, полученные при  социометрическом опросе, подтверждают результаты методики М.Ю. Андрущенко «Мой круг общения». Этот метод предназначен для выявления круга и характера отношения ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учениками.

Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики «Мой круг общения», можно  сделать заключение о том, что  показатели совпадают с результатами социометрического опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные. Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.

Итак, к середине учебного года в исследуемых группах сформировалась различная иерархия отношений между учениками, в результате чего можно сделать выводы об их социально- психологическом взаимоотношении друг на друга, о совместности членов конкретных групп.

По результатам исследования ценностных ориентаций методом «Самооценка» были получены следующие результаты:

- завышенная самооценка  по всем показателем наблюдается  у семи учащихся из 18, что является  показателем идеализирования образа  своей личности и возможностей, преувеличения своей ценности  для окружающих. Прогностическая  оценка, характеризующая уровень притязаний также нереалистична завышена, что свидетельствует о переоценке своих возможностей и способностей;

- оценка выше среднего  прослеживается у 3 испытуемых, но  уровень притязания у этих  детей реалистичный, что является  показателем того, что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;

- адекватная  самооценка  прослеживается у 4 детей из 18, что является показателем правильности  соотнесения своих возможностей  и способностей, они достаточно  критически относятся к себе, стараются не переоценить себя. Но у этих 4 испытуемых у 2 наблюдается низкая прогностическая оценка, что свидетельствует о том, что дети в какой то степени избегают социальной активности, трудных для её целей;

    - самооценка  ниже среднего у четырёх членов  данной  группы, это дети неуверенные в себе, робкие, не могут реализовать свои способности, критичны к себе и к другим. У них прослеживается низкий уровень притязаний.

  Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатом социометрического опроса они относятся к статусу категории  отверженных и изолированных.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются.

На нашем исследовании были использованы рисуночные методики: «Что мне нравится в школе», «Я и мои друзья».

На основе проведенного анализа результатов детских  рисунков были выявлены следующие результаты:

-наличие рисунков, с  изображением других учеников, учителя с указкой, совместной трудовой и игровой деятельности, что является показателем положительного отношения к коллективу;

- свидетельством направленности  на внешнюю сторону школьной  жизни, но в положительном отношении  к школе являются рисунки с изображением: спортивных залов, гимнастического зала, цветы в классе, класса танцев, это может свидетельствовать и преобладании игровых ситуаций.

На некоторых рисунках детей обозначается интенсивная  штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школьному коллективу.

У трех детей на рисунках преобладает черный цвет, прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать  о некоторой агрессивности, негативизме, связанных с общением с одноклассниками.

Но и в первой, и  о второй группе выявляются дети с некоторой тревожностью по отношению к школе.

 

 

    1.  Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности

 

Следующим этапом исследования является педагогическая работа с классом, и особенности с теми детьми, у которых недостаточно развиты положительные нравственные чувства, испытывающими трудности в общении с одноклассниками.

Критериями являются:

  1. диагностические данные;
  2. экспертная оценка;
  3. результаты наблюдения;

 Анализ познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволил выделить группу детей, испытывающих трудности в коллективном общении: Лена, Саламбек, Катя и Султан.

Эти дети испытывают затруднения  в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся  к статусной категории «отвергаемых». К тому же, у данных учащихся выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень осведомленности, словарного запаса. Замечена взаимосвязь между уровнем адаптированности и школьной успеваемостью.

Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют «дошкольную позицию».

У некоторых испытуемых группы детей на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе. С этими детьми я провела специальную педагогическую работу.

Для начала я предложила детям сделать в классе  перевыборы, с чем они согласились.

Всем широко известны обязанности детей в классе: президент, цветовод, библиотекарь, медсестра (медбрат), ответственный за культуру, редактор стенной газеты, ответственный за питание.

Для того, чтобы показать детям на сколько важна роль дружбы, мы провели с детьми беседы на темы: «Права и обязанности школьника», «О невежах и вежливости», «О лени и лентяях», «Как вести себя и как работать в библиотеке», «Друг в моей жизни», «Беседа о доброжелательности и равнодушии». После этого мы провели открытый урок с детьми класса на тему: «Праздник дружбы и доброты».

Затем мы организовали собрание класса. На собрании объявили всем о  том, что им, то есть детям нужно  будет на время поменяться ролями. Президентом класса назначили самого тихого, незаметного в классе Султана. Так же остальным дали должности. Активу класса объявили о том, что они должны будут помогать им в работе, а не стоять в сторонке и смеяться над ними, наш класс - это наша семья, наши одноклассники - это наши братья и сестры.

В результате мы увидели, насколько сильно повлияли беседы о дружбе, открытый урок на детей. Класс стал дружнее, сплоченнее, активнее стали работать пассивные ученики.

Для более точного  подтверждения результатов мы провели  беседу с родителями, объяснили необходимость адекватных требований, помощи в социальной и коллективной адаптации. 

Для  повышения самооценки ребенка, его школьной мотивации, а  соответственно и успеваемости мы провели  ряд заданий. Задание «Сочини  сказку». Я приведу несколько  примеров сказок, написанных детьми из дезадаптированной группы.

Катя. Часы. Жили-были часы. Маленькие и глупые. Стрелки у них бегали по кругу как сумасшедшие. Но времени они показывать не умели. Все смотрели на них и ничего не понимали. Тогда часики решили ходить в школу где воспитателями были большие и умные часы. Так они научились показывать точное время.

Это задание можно  усложнить, предложив детям написать сказку, повествующую об их жизни в  семье, в школе и т. д. В ней  себя можно представить в качестве главного персонажа, изображенного в любой  форме (облике, возрасте и др.). В процессе написания сказки детям надо придумать ее название, а после прослушивания высказать свои ощущения: понравилась эта сказка или нет и почему.

В связи с этим мы предлагаем всем учителям начальных классов уделять больше внимания воспитанию детей, проводить с ними классные часы, открытые уроки, связанные с темой «Дружба», «Творчество», «Моя семья», уделять внимание всем ученикам, и сильным, и слабым, и активным, и пассивным. Так же уделять внимание сплочению коллектива, чтобы каждый ученик чувствовал себя членом коллектива, его частью.

Далее провела занятие  по стабилизации эмоционального состояния  школьников в ходе коллективной игровой деятельности, фрагмент которого приводится ниже.

Цель занятия: обогащение эмоциональной сферы личности, обучение психической саморегуляции, повышение работоспособности, снятие тревожности посредством коллективной деятельности учащихся.

Оборудование: «волшебная шкатулка», мяч, картинки, изображающие выражение лица, рисунки, изображающие радость и плохое настроение, магнитофон.

Ход занятия.

    1. Ритуал приветствия. Мы предлагаем ребятам пожать друг другу руки
    2. Коллективная разминка «Аэростат» - упражнения для положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность (стабилизация дыхания, стабилизация эмоционального состояния)
    3. Рефлексия прошлых занятий (актуализация знаний об эмоциональном мире человека, значение дружбы и любви к близким в жизни человека и т.д.).
    4. Коллективная игра «Аукцион эмоций». Ведущий объявляет детям: У меня в волшебной шкатулке спрятана эмоция, ее получит тот, кто правильно  назовет. Учащиеся перечисляют эмоции (радость, гнев, грусть, досада, восторг, восхищение и др.). В ходе задания дети обмениваются информацией, вспоминают положительные и отрицательные моменты своего социального опыта. Учитель объясняет, что положительные эмоции возникают в результате удовлетворения сильной потребности (сделал добрый поступок, получил «5», помирился с другом и т.д.).
    5. Коллективный тренинг «Волшебный магазин». «Продавец» может продать любое хорошее качество человека (дети называют: ответственность, доброта, честность и т.д.), но взамен учащиеся должны отдать ему те качества, которые ему не нужны и мешают общаться, учиться, играть,. ведущий кидает мяч игроку, а тот «расплачивается» - возвращает мяч обратно.
    6. Упражнение «Разгадай эмоцию». Предлагается разгадать различные эмоции по словам: ура, ой, вот это да, караул, помогите и др.
    7. Упражнение «Вернисаж». Дети представляют свои рисунки на тему «Радость».
    8. Ритуал прощания (варианты предлагают дети).

Не следует забывать о том, что классный руководитель, прежде всего, должен постоянно наблюдать, принимая либо не принимая участие  в процессах, протекающих в классе. С первых дней сотрудничества необходимо формировать атмосферу доверия и ответственности, а также воспитывать в детях чувство ответственности.

Распределение обязанностей по обеспечению жизнедеятельности  коллектива должно быть демократичным (выборы), сменным (раз в четверть), гласным (необходим печатный орган).

Незаменимой формой воспитательной работы являются кружки, факультативы, спецкурсы, клубы по интересам. Активно участвуя в них, ребенок имеет возможность проявить себя, создать вокруг себя референтную группу, развить коммуникативную функцию. Кружков и факультативов должно быть много, особенно в начальной школе. В это время ребенок открыт для познания, любознателен, не обременен сложностями бытия. Можно организовать такие кружки и факультативы: математика, логика, развивающие игры, решение олимпиадных задач, занимательный русский язык, бальные танцы.

Особое место в создании благоприятной атмосферы в классе имеет целенаправленность в движении класса.  Необходимо остановиться и  на классных традициях. Эти традиции закладываются уже в процессе становления коллектива; если же они становятся личным делом каждого, то можно отметить высокий уровень осознания себя в группе, сопричастности к другим людям.

Эффективным методом  формирования личностных качеств у  детей стала коллективная игра. В  коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают детским потребностям и интересам, развивают нравственный опыт детей. Детям было предложено подготовить игру развивающего характера, была предоставлена возможность пофантазировать. Были проведены развлечения: "Заинька", "Заюшкина избушка", "Колобок" с использованием ТСО. Такие большие инсценировки как "На бабушкином дворе", "Труд кормит, а лень портит" (автор Л.Исаева) ставили в музыкальном зале. Эти развлечения имели цель не только повеселить ребят, но и сформировать заинтересованность в коллективных делах, общительность, стремление к творчеству.

 После проведанных диагностик, мы констатировали, как возросла  самооценка детей, их уверенность в своих силах, обнаружилась активность, инициативность, коллективизм многих детей, которые до этого считались пассивными и индивидуалистами, эмоциональная атмосфера в классе стала стабильнее, класс стал более сплоченным.

Это отражено в Таблице 2. Уровни сформированности положительных качеств личности детей

Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе