Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:35, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе и изучить его воспитательную роль в развитии личности ребенка.
Задачами исследования являются:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. Изучить педагогические условия развития младшего школьника в классном коллективе;
3. Рассмотреть воспитательное воздействие педагога и классного коллектива на младшего школьника;
4. Разработать и апробировать конкретные формы работы с младшими школьниками в условиях классного коллектива.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Общая характеристика младшего школьника 7
Классный коллектив как условие развития младшего школьника 12
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методика диагностики личности ребенка
в коллективной деятельности 18
2.2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности ребенка в коллективной деятельности 27
2.3. Семья – необходимое звено в формировании личности детей
младшего школьного возраста, укрепления
их коллективных связей и зависимостей 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
- имеющие несколько постоянных друзей (как правило, это дети, отвергаемые другими одноклассниками);
- избирательные в общении, пассивные и дети, находящиеся в самоизоляции, негативно настроенные, с агрессивными тенденциями.
Данные, полученные при социометрическом опросе, подтверждают результаты методики М.Ю. Андрущенко «Мой круг общения». Этот метод предназначен для выявления круга и характера отношения ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учениками.
Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики «Мой круг общения», можно сделать заключение о том, что показатели совпадают с результатами социометрического опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные. Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.
Итак, к середине учебного
года в исследуемых группах
По результатам исследования ценностных ориентаций методом «Самооценка» были получены следующие результаты:
- завышенная самооценка
по всем показателем
- оценка выше среднего прослеживается у 3 испытуемых, но уровень притязания у этих детей реалистичный, что является показателем того, что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;
- адекватная самооценка
прослеживается у 4 детей из 18,
что является показателем
- самооценка
ниже среднего у четырёх членов
Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатом социометрического опроса они относятся к статусу категории отверженных и изолированных.
Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются.
На нашем исследовании были использованы рисуночные методики: «Что мне нравится в школе», «Я и мои друзья».
На основе проведенного анализа результатов детских рисунков были выявлены следующие результаты:
-наличие рисунков, с изображением других учеников, учителя с указкой, совместной трудовой и игровой деятельности, что является показателем положительного отношения к коллективу;
- свидетельством направленности
на внешнюю сторону школьной
жизни, но в положительном
На некоторых рисунках детей обозначается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школьному коллективу.
У трех детей на рисунках преобладает черный цвет, прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать о некоторой агрессивности, негативизме, связанных с общением с одноклассниками.
Но и в первой, и о второй группе выявляются дети с некоторой тревожностью по отношению к школе.
Следующим этапом исследования является педагогическая работа с классом, и особенности с теми детьми, у которых недостаточно развиты положительные нравственные чувства, испытывающими трудности в общении с одноклассниками.
Критериями являются:
Анализ познавательной, коммуникативной и личностной сфер, позволил выделить группу детей, испытывающих трудности в коллективном общении: Лена, Саламбек, Катя и Султан.
Эти дети испытывают затруднения в отношениях со сверстниками, об этом свидетельствует то, что они относятся к статусной категории «отвергаемых». К тому же, у данных учащихся выделяются особенности познавательной сферы: ниже среднего уровень осведомленности, словарного запаса. Замечена взаимосвязь между уровнем адаптированности и школьной успеваемостью.
Эти учащиеся слабо успевают по основным предметам: математике, русскому языку, чтению. У этих детей низкая самооценка, с низким уровнем притязания. При анализе мотивационной готовности к школьному обучению все перечисленные учащиеся имеют «дошкольную позицию».
У некоторых испытуемых группы детей на рисунках прослеживается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе. С этими детьми я провела специальную педагогическую работу.
Для начала я предложила детям сделать в классе перевыборы, с чем они согласились.
Всем широко известны обязанности детей в классе: президент, цветовод, библиотекарь, медсестра (медбрат), ответственный за культуру, редактор стенной газеты, ответственный за питание.
Для того, чтобы показать детям на сколько важна роль дружбы, мы провели с детьми беседы на темы: «Права и обязанности школьника», «О невежах и вежливости», «О лени и лентяях», «Как вести себя и как работать в библиотеке», «Друг в моей жизни», «Беседа о доброжелательности и равнодушии». После этого мы провели открытый урок с детьми класса на тему: «Праздник дружбы и доброты».
Затем мы организовали собрание класса. На собрании объявили всем о том, что им, то есть детям нужно будет на время поменяться ролями. Президентом класса назначили самого тихого, незаметного в классе Султана. Так же остальным дали должности. Активу класса объявили о том, что они должны будут помогать им в работе, а не стоять в сторонке и смеяться над ними, наш класс - это наша семья, наши одноклассники - это наши братья и сестры.
В результате мы увидели, насколько сильно повлияли беседы о дружбе, открытый урок на детей. Класс стал дружнее, сплоченнее, активнее стали работать пассивные ученики.
Для более точного подтверждения результатов мы провели беседу с родителями, объяснили необходимость адекватных требований, помощи в социальной и коллективной адаптации.
Для повышения самооценки ребенка, его школьной мотивации, а соответственно и успеваемости мы провели ряд заданий. Задание «Сочини сказку». Я приведу несколько примеров сказок, написанных детьми из дезадаптированной группы.
Катя. Часы. Жили-были часы. Маленькие и глупые. Стрелки у них бегали по кругу как сумасшедшие. Но времени они показывать не умели. Все смотрели на них и ничего не понимали. Тогда часики решили ходить в школу где воспитателями были большие и умные часы. Так они научились показывать точное время.
Это задание можно усложнить, предложив детям написать сказку, повествующую об их жизни в семье, в школе и т. д. В ней себя можно представить в качестве главного персонажа, изображенного в любой форме (облике, возрасте и др.). В процессе написания сказки детям надо придумать ее название, а после прослушивания высказать свои ощущения: понравилась эта сказка или нет и почему.
В связи с этим мы предлагаем всем учителям начальных классов уделять больше внимания воспитанию детей, проводить с ними классные часы, открытые уроки, связанные с темой «Дружба», «Творчество», «Моя семья», уделять внимание всем ученикам, и сильным, и слабым, и активным, и пассивным. Так же уделять внимание сплочению коллектива, чтобы каждый ученик чувствовал себя членом коллектива, его частью.
Далее провела занятие по стабилизации эмоционального состояния школьников в ходе коллективной игровой деятельности, фрагмент которого приводится ниже.
Цель занятия: обогащение эмоциональной сферы личности, обучение психической саморегуляции, повышение работоспособности, снятие тревожности посредством коллективной деятельности учащихся.
Оборудование: «волшебная шкатулка», мяч, картинки, изображающие выражение лица, рисунки, изображающие радость и плохое настроение, магнитофон.
Ход занятия.
Не следует забывать о том, что классный руководитель, прежде всего, должен постоянно наблюдать, принимая либо не принимая участие в процессах, протекающих в классе. С первых дней сотрудничества необходимо формировать атмосферу доверия и ответственности, а также воспитывать в детях чувство ответственности.
Распределение обязанностей по обеспечению жизнедеятельности коллектива должно быть демократичным (выборы), сменным (раз в четверть), гласным (необходим печатный орган).
Незаменимой формой воспитательной работы являются кружки, факультативы, спецкурсы, клубы по интересам. Активно участвуя в них, ребенок имеет возможность проявить себя, создать вокруг себя референтную группу, развить коммуникативную функцию. Кружков и факультативов должно быть много, особенно в начальной школе. В это время ребенок открыт для познания, любознателен, не обременен сложностями бытия. Можно организовать такие кружки и факультативы: математика, логика, развивающие игры, решение олимпиадных задач, занимательный русский язык, бальные танцы.
Особое место в создании
благоприятной атмосферы в
Эффективным методом формирования личностных качеств у детей стала коллективная игра. В коллективной игре воспроизводятся обстоятельства, правила поведения, которые отвечают детским потребностям и интересам, развивают нравственный опыт детей. Детям было предложено подготовить игру развивающего характера, была предоставлена возможность пофантазировать. Были проведены развлечения: "Заинька", "Заюшкина избушка", "Колобок" с использованием ТСО. Такие большие инсценировки как "На бабушкином дворе", "Труд кормит, а лень портит" (автор Л.Исаева) ставили в музыкальном зале. Эти развлечения имели цель не только повеселить ребят, но и сформировать заинтересованность в коллективных делах, общительность, стремление к творчеству.
После проведанных диагностик, мы констатировали, как возросла самооценка детей, их уверенность в своих силах, обнаружилась активность, инициативность, коллективизм многих детей, которые до этого считались пассивными и индивидуалистами, эмоциональная атмосфера в классе стала стабильнее, класс стал более сплоченным.
Это отражено в Таблице 2. Уровни сформированности положительных качеств личности детей
Информация о работе Эффективные методы организации работы классного коллектива в начальной школе