Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

Файлы: 1 файл

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развит.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 4

 

Название методик комплекса диагностики внимания

II экспериментальная группа

II контрольная группа

уровни развития

показатели  уровня развития

уровни развития

показатели  уровня развития

1.

«Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

10%

40%

50%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

20,83%

66,67%

8,33%

6,2 балла

5,0 балла

2.

«Кольца Ландольта» (оценивание распределения внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

10%

55%

35%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

29,16%

54,17%

12,5%

6,1 балла

5,2 балла

3.

«Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

15%

45%

35%

5%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

29,16%

62,5%

4,17%

6,4 балла

5,1 балла

4.

«Запомни и  расставь точки»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

5%

55%

40%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

20,83%

75%

-

6,3 балла

5,1 балла


 

Таким образом, сравнительный  анализ результатов диагностики развития внимания младших и старших дошкольников показал следующее:

  • в экспериментальной группе младших дошкольников средний показатель уровня развития, определенный по методике «Проставь значки», составил 6,2 балла, что на 1 балл выше показателя констатирующего этапа исследования; по методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?» - 5,8 балла (на 0,6 балла выше); по методике «Лабиринт» - 6,6 балла (на 0,9 балла выше);
  • в экспериментальной группе старших дошкольников средний показатель уровня развития, определенный по методике «Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания), составил 6,2 балла, что на 0,8 балла выше показателя констатирующего эксперимента; по методике «Кольца Ландольта» (оценивание распределение внимания) – 6,1 балла (на 1,2 балла выше); по методике «Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания) – 6,4 балла (на 1,3 балла выше); по методике «Запомни и расставь точки» - 6,3 балла (на 1 балл выше).

При этом показатели развития внимания в контрольных группах остались практически без изменения.

Исходя из этого, можно сделать  вывод о возможности и необходимости развития внимания, а также об эффективности использованной в ходе эксперимента игровой деятельности по развитию внимания. И, хотя показатели развития в исследуемых группах все еще остаются ниже желаемого результата, думается, что целенаправленное продолжение работы в данном направлении будет эффективным средством активизации процесса развития внимания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой главе курсовой работы подчеркивалось, что внимание ребенка, возникая на основе безусловного рефлекса, уже на втором году жизни приобретает условно-рефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.

Формирующееся у дошкольника  познавательное отношение к окружающему  перестраивает внимание ребенка. Оно  становится непроизвольным (вторичным), т.е. опирается на интерес. После  того, как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т.е. управления им.

Внимание можно и  нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего их активным умственным трудом. Организация воспитателем игровой деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности – внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием.

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил выявить различные подходы ученых к указанной проблеме и выработать систему применения игровых методик, направленных на развитие внимание дошкольников.

Основываясь на проведенных  исследованиях, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления особенностей развития внимания младших и старших дошкольников и эффективности применения методик по развитию внимания. Результаты и выводы опытно-экспериментального исследования приведены во второй главе данной работы. Они однозначно указывают на то, что применение игр в воспитательном процессе как средства развития внимания не только обосновано, но и необходимо.

Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали  себя даже при кратковременном применении (порядка 4 месяцев). Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в учебно-воспитательном процессе, эти методики будут иметь еще большую эффективность.

Таким образом, цель исследования – изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников – достигнута; задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. – М., 1995
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб, 1999
  3. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций: Собр.соч.: В 6 т. Т.3. – М., 1983
  4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания: Хрестоматия по психологии. – М., 1987
  5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974
  6. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972
  7. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания// Вопросы психологии. – 1975. - №  2
  8. Запорожец А.В. Психология. – М., 1953
  9. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1980
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972
  11. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971
  12. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – Кн.1. – М., 1995
  13. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.3. – М., 1995
  14. Общая психология/ Под ред.А.В.Петровского. – М., 1974
  15. Павлова Л.Ю. Основы игры в учебно-воспитательном процессе// Дополнительное образование. – 2002. - № 3
  16. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред.А.И.Щербакова. – М., 1987
  17. Рендакова Е.М., Новокшонова Л.М. Создание игровых комплектов и их применение в обучение младших школьников// Начальная школа. – 2000. - № 11
  18. Рогов Е.И. Общая психология. – М., 2000
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб, 2000
  20. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996
  21. Хрестоматия по вниманию/ Под ред.А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея и др. – М., 1976
  22. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Комплекс  игр и упражнений, направленных на развитие внимания детей младшего дошкольного  возраста

 

  1. Задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  1. Задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами – надо указать, что изменилось:

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задания на нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке: 

 
 
 
 

  1. Всевозможные лабиринты: 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

  1. Задания на развитие памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задание на тренировку избирательности внимания:

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Комплекс  игр и упражнений, направленных на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

 

  1. «Полет шмеля»

Воспитатель: «Давай вспомним, как летом пчелы, бабочки, шмели летают с цветка на цветок. На этой картинке цифрами обозначено, как перелетал шмель с цветка на цветок. Давай обведем серединки цветов по порядку. Теперь покажи маршрут (путь), по которому летел шмель. А сейчас нарисуй этот путь».

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задание на тренировку зрительного внимания

Воспитатель: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Задание на тренировку длительного удержания внимания

Воспитатель: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?.. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться».

Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются.

Воспитатель: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы».

Воспитатель намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9).

Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю. 
Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

 

 

 

 

  1. Веселая гимнастика.

Условия игры: нельзя делать какое-нибудь (по предварительной договоренности) движение: например, топать левой ногой. Далее воспитатель показывает движения руками и ногами (попарно, правой и левой), в том числе и те, которые делать нельзя. Задача игроков - вовремя заметить и не выполнять запрещенных движений.

 

  1. Игра «Съедобное-несъедобное»

Оборудование: мяч, мел.

Описание игры: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Воспитатель: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».

Информация о работе Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста