Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

Файлы: 1 файл

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развит.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

От непроизвольного внимания отличают произвольное – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором  субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.  Эти виды внимания отличаются друг от друга по своей сложности.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);
  • структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);
  • интенсивность объекта (более сильный звук, более яркий плакат и т. д. скорее привлекает к себе внимание);
  • новизна, необычность объектов;
  • резкая смена объектов;
  • субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
  • отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Причины, обусловливающие  произвольное внимание:

  • интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
  • осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Произвольность внимания развивается  вместе с формированием его отдельных  свойств. Есть еще и третья стадия становления внимания - она заключается  в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Добрынининым Н.Ф. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.

Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:

  • первичное внимание, вызванное разнообразными раздражителями, которые производят сильное воздействие на нервную систему;
  • вторичное внимание - сосредоточенность на одном объекте, несмотря на наличие других (дифференциация);
  • постпроизвольное внимание, когда объект удерживается во внимании без специальных усилий. [7, с.68-80]

Таким образом, внимание – это направленность психики на определенном объекте. Внимание - характеристика любого психического процесса; оно играет огромную роль в психической деятельности. Ушинский К.Д. отмечает: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». [14, с.145]

Внимание в жизни  и деятельности человека выполняет  много различных функций. Оно  активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному  отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

 

1.2.  Особенности  внимания детей младшего и  старшего дошкольного возраста

 

В соответствии с принятой возрастной классификацией в психическом  развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). [16, с.88]

Для каждой из этих стадий психического развития ребенка характерны свои особенности. На каждой стадии выделяется ведущая деятельность, т.е. такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Смена ведущей деятельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую. [10, с.505-506]

Ведущей деятельностью  детей дошкольного возраста становятся сюжетно-ролевые игры. Этому способствует стремление детей к самостоятельности, активному участию в жизни  окружающих.

В период времени от 3 до 7 лет под  влиянием конструкторской, художественной деятельности у ребёнка складываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединить их в единое целое. Дети учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе перцептивные действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие превращается в умственное.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Выготский Л.С. Он отмечает, что культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое поведение и внимание.

Развитие внимания в детском  возрасте проходит ряд последовательных этапов:

  1. первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
  2. к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
  3. начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
  4. во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
  5. в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
  6. в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
  7. в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
  8. в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
    • расширяется объем внимания;
    • возрастает устойчивость внимания;
    • формируется произвольное внимание. [3, с.256]

Характерной особенностью внимания ребёнка раннего дошкольного возраста является его непроизвольность, т.е. то, что оно вызывается внешними, привлекательными предметами, событиями. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Активное владение речью, рассуждения вслух, внутренне регулируемое восприятие позволяет формировать произвольное внимание, т.е. внимание, возникшее под влияние внутренне поставленной задачи или размышлений. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны сосредоточить внимание уже с 12 до 20 секунд. Возрастает устойчивость внимания детей и при слушании рассказа и сказок. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной или той же деятельностью. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Но детям необходима помощь взрослых, т.к. уже в дошкольном возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания, что зависит от типа нервной деятельности, состояния здоровья, условий жизни ребёнка. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.

Запорожец А.В. отмечает, что решающее значение в развитии непроизвольного внимания имеет организация воспитательной работы. Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, воспитатель вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание. [8, с.204]

Большое значение имеет развитие у  детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций:

  1. принятие постепенно усложняющихся инструкций. Баскакова И.И. отмечает, что необходимость ориентации всего на два и притом однотипных критерия, которые по отдельности не представляют никаких сложностей, порождает у дошкольников многочисленные ошибки. Снижение произвольного внимания при увеличении числа критериев возникает за счет усложнения выполняемых при этом внутренних действий; [1, с.110]
  2. удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
  3. развитие навыков самоконтроля.

По мнению Гальперина П.Я. и Кабыльницкой С.Л., внимание – это идеальная, автоматизированная и сокращенная форма контроля, отсюда одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. [5, с.83]

В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом. Организация материалов в коррекционно-развивающем занятии позволяет: планировать действия контроля; действовать в соответствии с намеченным планом; постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.

Такое построение работы дает возможность  индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени  активности.

Универсальным средством организации  внимания является речь. Первоначально  взрослые организуют внимание ребенка  при помощи словесных указаний. В  дальнейшем ребенок начинает сам  обозначать словами те предметы и  явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.

На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Процесс возрастного развития внимания, по мнению Леонтьева А.Н., - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. [21, с.192]

Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
  • привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
  • возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
  • создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;
  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей.

Информация о работе Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста