Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

Файлы: 1 файл

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развит.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является, конечно, игра; игра – это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. [15, с.41]

Под влиянием игры внимание ребенка  достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Таким образом, непроизвольное внимание остается преобладающим у детей на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе  игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

К концу дошкольного возраста у  детей способность к произвольному  вниманию начинает интенсивно развивается. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. По мнению Тихомировой Л.Ф., уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. [20, с.65]

 

1.3.  Особенности  диагностики внимания детей младшего  и старшего дошкольного возраста

 

Психодиагностика свойств внимания детей дошкольного возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Одним из важных условий получения  достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.

В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.

Необходимо учитывать требуемое  для проведения исследования время. В целом обследование ребенка-дошкольника  занимает от 30 до 60 минут.

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).

Обследование необходимо проводить  за столиком, размеры которого соответствуют  росту ребенка. Дошкольника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его. Работе психолога с ребенком никто  не должен мешать.

Об уровне развития внимания говорит  сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например, рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Для проведения психодиагностики развития внимания Немов Р.С. рекомендует пользоваться частными методиками, предназначенными для определенной возрастной группы:

  • для детей 3-4-летнего возраста подходят методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»; [13, с.73-83]
  • для детей 6-7 лет – «Кольца Ландольта» (с помощью этой методики оцениваются продуктивность, устойчивость, распределение и переключение внимания) и специальная методика для определения объема внимания. [13, с.174-179]

Для диагностики развития внимания детей 3-4 лет можно использовать и другие методики:

  • к первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений;
  • ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось);
  • третий тип заданий – нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке;
  • всевозможные лабиринты: детям разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком;
  • задания на диагностику памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов, либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений (например: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?» и т.п.)

Вышеуказанные задания для диагностики развития внимания можно использовать и в качестве развивающих упражнений для занятий с детьми. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания; для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий.

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике  и тренировке внимания желательно проводить  с детьми дошкольного возраста в  игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

Для диагностики  развития внимания дошкольников 6-7 лет, кроме методик, предложенных Немовым Р.С., используются следующие:

  • методика «Корректурная проба» (буквенный вариант). Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее. Время работы - 5 минут.

Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут».

  • метод Шульте. Сущность этого метода заключается в том, что обследуемому предъявляется большой квадрат, разделенный на определенное число мелких квадратиков, в которых размещаются в случайном порядке числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает и показывает числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами. Обследуемый в ходе опроса оказывается перед необходимостью переключать внимание с одной деятельности на другую. По времени, затраченному на выполнение задания, и характеру поиска судят о скорости переключения внимания. [22, с.131]
  • для диагностики процессов переключения внимания используют черно-красные таблицы Горбова Ф.Д.) Эти таблицы представляют собой модифицированный квадрат Шульте, в котором в случайном порядке размещены черные и красные цифры. Обследуемый должен попеременно и в определенном порядке находить и показывать указкой черные и красные цвета. Обследуемый оказывается перед необходимостью не только быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, но и отвлекаться от помех. Испытуемый должен вначале отыскать черные числа в возрастающем порядке, затем в убывающем порядке показать красные. Третье задание заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем порядке и красных чисел в убывающем порядке. [2, с.80]

Выводы:

  1. Внимание человека выражает его направленность на что-то. Оно является необходимым условием избирательного отражения человеком какого-то одного объекта из массы объектов, действующих на нервную систему человека в каждый отдельный момент.
  2. Возникая на основе безусловного рефлекса, внимание ребенка уже на втором году жизни приобретает условно-рефлекторный характер. В длительности сосредоточения (устойчивости) внимания все большую роль начинает играть направленность личности, ее интересы, мышление и речь.
  3. Маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.
  4. Внимание малышей привлекается ярким, сильным раздражителем. Это непроизвольное внимание. Формирующееся у дошкольника познавательное отношение к окружающему перестраивает и внимание ребенка. Оно становится непроизвольным (вторичным), т.е. опирается на интерес. После того, как ребенок научается говорить и подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, у него формируется произвольное (волевое) внимание и вместе с тем возрастают возможности распределения и переключения внимания, т.е. управления им.
  5. Внимание можно и нужно воспитывать. Возникая в активной деятельности ребенка, внимание не только вызывается, но и поддерживается рационально организованной деятельностью детей, и, прежде всего их активным умственным трудом. Организация воспитателем игровой деятельности детей, основанной на разных формах их мыслительной активности, формирует особую черту личности – внимательность. Внимательность проявляется в умении длительно сосредоточиваться на объекте деятельности, управлять своим вниманием.
  6. Психодиагностика внимания – это совокупность приемов и методик, направленных на получение психологического диагноза особенностей и качеств внимания. На основе психологического диагноза педагог может составить развивающую программу.

 

 

2.  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ   ИЗУЧЕНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ  РАЗВИТИЯ  ВНИМАНИЯ  В  МЛАДШЕМ  И   СТАРШЕМ  ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

 

2.1.  Ход эксперимента

 

Для изучения особенностей развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление уровня развития внимания младших и старших дошкольников.

        На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды дошкольников в воспитательном процессе.

            Третий этап – контрольный  – был направлен на определение  эффективности использования игры и игровых приемов как средства развития внимания младших и старших дошкольников.

Практическая часть  нашего исследования проводилась в  я/с № 36 г.Бреста, в исследовании принимали участие:

  • 22 дошкольника (I экспериментальная группа) и 24 дошкольника (I контрольная группа) в возрасте 3-4 лет;
  • 20 детей (II экспериментальная группа) и 24 дошкольника (II контрольная группа) в возрасте 6-7 лет.

Исследование проводилось  в 10 ноября 2005 г. (констатирующий эксперимент) по 20 марта 2006 г. (контрольный эксперимент).

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.

В исследовании использовались следующие методики: «Проставь значки», «Какие предметы спрятаны в картинках?», «Лабиринт», «Запомни и расставь точки», «Кольца Ландольта».

 

2.2.  Описание  используемых методик

 

Методика  «Проставь значки»

 (для младшего дошкольного возраста)

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле:

где  S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов:

10 баллов - показатель S больше, чем 1,0;

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00;

6-7 баллов - показатель S располагается в пределах от 0,5 до 0,75;

4-5 баллов - показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,5;

Информация о работе Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста