Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности развития внимания в младшем и старшем дошкольном возрасте; выявить влияние игры и игровых приемов на развитие внимания дошкольников.
Объект исследования: внимание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания младших и старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..................... 5
1.1. Общая характеристика понятия «внимание»............................................. 5
1.2. Особенности внимания детей младшего и старшего
дошкольного возраста................................................................................... 11
1.3. Особенности диагностики внимания детей младшего
и старшего дошкольного возраста............................................................... 18

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.................................................................. 23
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 23
2.2. Описание используемой методики.............................................................. 24
2.3. Анализ и описание полученных результатов............................................. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 38

Файлы: 1 файл

1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развит.doc

— 729.50 Кб (Скачать файл)

0-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,0 до 0,25.

Методика  «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

(для младшего  дошкольного возраста)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время  ребенок не сумел полностью выполнить  задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше, чем 20 сек.

8-9 баллов - назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30с.

6-7 баллов - нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек. 

0-3 балл - за время, большее, чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Методика «Лабиринт»

(для младшего дошкольного возраста)

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем  изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.


 

Оценка результатов:

10 баллов - задание выполнено ребенком  меньше, чем за 45 сек.;

8-9 баллов - задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек.; 

6-7 баллов - задание выполнено ребенком  за время от 60 до 80 сек.; 

4-5 баллов - задание выполнено ребенком  за время от 80 до 100 сек.;  0-3 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено.

Методика  «Запомни и расставь точки»

(для старшего дошкольного возраста)

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок  получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

 

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается  максимальное число точек, которое  ребенок смог правильно воспроизвести  на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек):

10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек;

8-9 баллов – от 4 до 5 точек;

6-7 баллов – от 3 до 4 точек;

4-5 баллов – от 2 до 3 точек;

0-3 балла – не более одной точки.

Методика  «Кольца Ландольта»

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного  внимания и для оценки темпа психомоторной  деятельности, работоспособности и  устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Ребенок просматривает ряд и вычеркивает указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Для определения продуктивности и устойчивости внимания детям предлагается внимательно рассмотреть кольца Ландольта по рядам и зачеркнуть из них такие, где имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте.

Для оценивания распределения  внимания детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах (например, сверху и слева).

Для оценивания переключения внимания дошкольники должны в течение первой минуты находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты – кольца другого типа, и так по очереди в течение пяти минут.

Оценка результатов:

10 баллов – 1 мин. 15 сек., без ошибок;

8-9 баллов – 1 мин. 45 сек., при наличии не более 2 ошибок;

6-7 баллов – 1 мин. 50 сек., при наличии не более 3 ошибок;

4-5 баллов – 2 мин. 10 сек., при наличии не более 6 ошибок;

0-3 балла  – более 2 мин. 10 сек., при наличии более 6 ошибок.

Выводы  об уровне развития:

10 баллов — очень высокий. 

8-9 баллов — высокий. 

6-7 баллов — средний. 

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 

2.3.  Анализ  и описание полученных результатов

 

Этап  I – констатирующий

Для выявления последующей динамики развития внимания дошкольников мы выявили начальный уровень развития внимания с помощью  вышеуказанных психологических диагностик.

Анализ результатов в группах младших дошкольников показал, что уровень развития внимания и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаков - средний балл колеблется от 4,8 до 5,7 баллов, что соответствует низкому уровню развития внимания:

  • методика «Проставь значки»: уровень развития внимания 11 детей экспериментальной группы (50%) и 14 детей контрольной группы (58,33%) оценивается как низкий; высокий уровень – только у одного дошкольника экспериментальной группы (4,54%); очень низкий – у 2 человек экспериментальной группы (9,09%) и у 3 – контрольной группы (12,5%);
  • методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»: уровень внимания 11 детей экспериментальной группы (50%) и 12 детей контрольной группы (50%) оценивается как низкий; очень низкий – у 1 человека экспериментальной группы (4,55%) и у 1 – контрольной группы (4,16%); высокий уровень развития внимания – только у 1 дошкольника контрольной группы;
  • методика «Лабиринт»: с этим заданием ребята справились лучше всего – высокий уровень развития внимания зафиксирован у 2 детей экспериментальной группы (9,1%) и у 3 детей контрольной группы (12,5%); очень низкий уровень – только у одного дошкольника контрольной группы (4,17%).

Указанные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Название методик  комплекса диагностики внимания

I экспериментальная группа

I контрольная группа

уровни развития

показатели  уровня развития

уровни развития

показатели  уровня развития

«Проставь значки»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,54%

36,36%

50%

9,09%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

29,17%

58,33%

12,5%

5,2 балла

4,8 балла

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

45,45%

50%

4,55%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

41,67%

50%

4,16%

5,2 балла

5,2 балла

«Лабиринт»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

9,1%

45,45%

45,45%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

12,5%

37,5%

45,83%

4,17%

5,7 балла

5,6 балла


 

Анализ результатов  в группах старших дошкольников также показал, что уровень развития внимания и в экспериментальной, и в контрольной группах примерно одинаков - средний балл - от 4,9 до 5,4 баллов, что соответствует низкому уровню развития внимания:

  • методика «Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания): 2 дошкольника экспериментальной группы (10%) и 3 ребенка контрольной группы (12,5%) набрали по 1-2 балла, что соответствует об очень низкой продуктивности и устойчивости внимания; 66,55% и 62,5% (соответственно 11 и 15 детей) экспериментальной и контрольной групп - по 4-5 баллов, что свидетельствует о низкой продуктивности и устойчивости внимания. Таким образом, средний показатель продуктивности и устойчивости внимания в экспериментальной группе составляет 5,4 балла, в контрольной – 4,9 балла;
  • методика «Кольца Ландольта» (оценивание распределения внимания): дети в целом плохо справились с предложенным заданием. Они путали положение разрыва колец. В итоге 5% (1 дошкольник) экспериментальной группы и 8,33% (2 дошкольника) контрольной группы были оценены на 1-2 балла (показатель очень низкого распределения внимания); 45% (9 детей) экспериментальной группы и 58,34% (14 дошкольников) контрольной группы - по 4-5 баллов (низкий уровень распределения внимания). Средний показатель распределения внимания в экспериментальной группе составляет 4,9 балла, в контрольной – 5,0 баллов;
  • методика «Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания): результаты исследования были аналогичны предыдущим: работы 8,33% (2 ребенка) контрольной группы были оценены одним баллом (показатель очень низкого уровня переключения внимания); 55% (11 дошкольников) экспериментальной группы и 54,17% (13 детей) контрольной группы – 4-5 баллами (низкий уровень переключения внимания). Исходя из этого, средний показатель переключения внимания в экспериментальной группе составляет 5,1 балла, в контрольной – 5,2 балла;
  • методика «Запомни и расставь точки»: в экспериментальной группе 5% (1 дошкольник) и в контрольной группе 4,17% (1 ребенок) показали очень низкий объем внимания; 50% (10 детей) экспериментальной и 70,83% (17 детей) контрольной групп - низкий объем внимания. Следовательно, средний показатель объема внимания в экспериментальной группе составил 5,3 баллов, в контрольной – 5,1 баллов.

Указанные результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2

 

Название методик  комплекса диагностики внимания

II экспериментальная группа

II контрольная группа

уровни развития

показатели  уровня развития

уровни развития

показатели  уровня развития

1.

«Кольца Ландольта» (определение продуктивности и устойчивости внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

35%

55%

10%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

20,83%

62,5%

12,5%

5,4 балла

4,9 балла

2.

«Кольца Ландольта» (оценивание распределения внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

50%

45%

5%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

33,33%

58,34%

8,33%

4,9 балла

5 баллов

3.

«Кольца Ландольта» (оценивание переключения внимания)

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

10%

35%

55%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

33,33%

54,17%

8,33%

5,1 балла

5,2 балла

4.

«Запомни и  расставь точки»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

5%

40%

50%

5%

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

-

25%

70,83%

4,17%

5,3 балла

5,1 балла


 

Таким образом, общий  анализ результатов развития внимания дошкольников в двух экспериментальных и двух контрольных группах показал, что внимание детей этих групп находится на низком уровне. Поэтому им необходимы специальные занятия по развитию внимания.

II этап – формирующий

Цель этого этапа  – экспериментальным способом апробировать возможность использования комплекса игровой деятельности в качестве средства развития внимания дошкольников. Практическая работа была проведена с ноября 2005 г. по март 2006 г. и состояла из занятий с использованием игровой деятельности продолжительностью 25-30 минут. Такая работа была проведена в экспериментальных группах младших и старших дошкольников. (Игры и упражнения для развития внимания, которые были использованы в работе, отражены в приложениях к курсовой работе).

III этап – контрольный

На этом этапе была вновь проведена  диагностика исследования уровня развития внимания. С этой целью были использованы первоначальные методики. Результаты исследования представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3

Название методик  комплекса диагностики внимания

I экспериментальная группа

I контрольная группа

уровни развития

показатели  уровня развития

уровни развития

показатели уровня развития

«Проставь значки»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,54%

54,55%

40,91%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,17%

25%

62,5%

8,33%

6,2 балла

4,8 балла

«Какие предметы спрятаны в рисунках?»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

4,54%

59,1%

36,36%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

8,33%

37,5%

45,84%

8,33%

5,8 балла

5,3 балла

«Лабиринт»

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

13,63%

54,55%

31,82%

-

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

средний показатель

-

8,33%

41,67%

50%

-

6,6 балла

5,6 балла

Информация о работе Анализ психолого педагогической литературы по проблеме развития внимания детей дошкольного возраста