Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Дети обогащали активный и пассивный  словарь и совершенствовали навыки логичного рассказывания о последовательности важных событий произведений. У них  формировались представления об основных произведениях выбранного писателя и уважение к нему (Приложение 4).

При отборе художественных произведений мы следовали следующим требованиям: доступность возрасту; эмоциональная  привлекательность; динамичность сюжета; эмоциональное и образное описание главных героев и всех персонажей; а также отображена ли тема доброты, есть ли проявления заботы, чуткости, дружбы, верности, помощи и взаимопомощи, отображены ли чувства жалости, соучастия, сострадания; есть ли эпизоды, где проявлено мужество, смелость, справедливость, честность, для того, чтобы дети могли перенести  узнанное и прочувствованное в жизненные  обстоятельства и в свою деятельность.

III этап. В процессе руководства различной детской деятельностью нами обеспечивалось и формирование нравственных представлений. Представлений о нормах поведения и отношений между участниками деятельности (работа  группой в библиотеке и дежурство на выставке книг, работа в уголке природы и уход за растениями), а также обеспечивалось воспитание чуткости и заботы, взаимопомощи и доброжелательности, внимания друг к другу, взаимоконтроль (при оказании помощи в младшей группе или при оказании помощи няне). Мы разъясняли детям важность, справедливость, обязательность такой деятельности.

Руководя деятельностью детей, при нашем участии проводились  и игры детей, а также проигрывали  сценки по прочитанным произведением, одной из таких сценок была сценка «Сыновья» (Приложение 5). Имели место  игры «Детский сад», «Школа», «День  рождения», а также  игры, отражающие увиденное в жизни - «Помощь врача  больному», помощь в младшей группе. Мы также предложили всем детям пополнить  библиотеку группы любимыми книгами, помочь устроить выставку новых книжек в  группе малышей. Имело место и  чтение детям коротких литературных произведений (стихов, отрывков рассказов  и сказок, загадок, потешек, пословиц) вне занятий - на природе (садовом  участке ДОУ) во время труда всей группой, в раздевалке, в столовой, все литературные произведения воспитательного  характера связывались с жизненными ситуациями.

IV этап. По окончании работы и всей деятельности мы проводили с детьми обсуждение результатов. Задача этого этапа состояла в том, чтобы еще раз на конкретных примерах детской деятельности показать преимущества и важность их работы, помощи, всей деятельности. Мы обязательно задавали детям вопросы: «Что мы сегодня с вами делали? Как много интересных дел выполнили - скольким детям и людям помогли? Что изменилось от нашей доброй и нужной деятельности?». Дети перечисляли выполненные поручения, оценивали свою деятельность и товарищей. Опирались и на проделанное, на индивидуальных занятиях, вспоминали и то, что узнали на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Мы, анализируя деятельность детей, оценивали и качество выполненных поручений, и активность на занятиях, стремление узнать новое, старание. В итоге приводили детям примеры их доброты, чуткости, внимания, старательности, добросовестности детей в труде, умения помогать младшим и старшим. На протяжении всей деятельности мы старались формировать у детей гуманные чувства - воспитывали отзывчивость, доброту, чуткость, умение приходить друг другу на помощь, замечали перед детьми возникновение у них чувств товарищества, соучастия, сопереживания. Мы отмечали их постоянную заботу об уголке природы, аккуратность во время дежурства по выставке книг, старательность при уходе за растениями, любознательность и активность на занятиях по чтению.

Мы постоянно старались усилить  у детей веру в себя, в свои силы, когда дети составляли свои рассказы по пословицам, иллюстрациям, собственные  рассказы (Что хорошего или плохого  они видели? Как сумели помощь кому-то?). Мы побуждали детей проявлять  активность, внимание, инициативу в  самостоятельной помощи.

В работе с художественной литературой  вне занятий нами использовались такие произведения, как:

В.А. Осеева «Волшебное слово»,

В.А. Осеева «Хорошее»,

После прослушивания художественных произведений дошкольникам задавались вопросы: понравилось ли произведение и почему, кто из героев больше понравился и почему, также просили обосновать свое мнение о персонажах, которые  не понравились. Мы старались подвести детей к пониманию нравственных поступков, нравственных чувств, разъясняли, что добро, забота, дружба, любовь, труд помогают преодолеть любые препятствия.

В этот этап мы также включили пословицы, поговорки о добре, дружбе, любви, смелости, скромности, умении помогать, трудолюбии (приложение 6).

Всю работу мы строили в сотрудничестве с родителями.

С родителями была проведена консультация на тему: «Нравственность детей и  художественная литература» (в качестве литературы для дальнейшего прочтения  детям мы предложили рассказы В.А. Осеевой, т.к. рассказы писательницы одинаково  хорошо годятся и для детей, и  для взрослых в виду их двуединого сюжета).

Мы рекомендовали родителям  вопросы для бесед с ребенком дома и наблюдали за их работой. Подготовили  родителям списки произведений В.А. Осеевой и других рассказов, стихов, имеющих воспитательное значение. На родительском собрании ознакомили родителей  с возрастными особенностями  детей, задачами нравственного воспитания. Мы сообщили родителям конкретно  их задачи, а также предложили им обратить внимание и на дальнейшее приобщение детей к художественной литературе для формирования у них  прочных нравственных представлений  и чувств: отзывчивости, доброты, чуткости, справедливости, дружелюбия, трудолюбия, взаимопомощи, любви к окружающему  миру и родине.

В прихожей старшей группы вместе с родителями мы оформили выставку «В человеке всё должно быть прекрасно - и душа, и одежда, и мысли». На стендах выставки - фотографии, на которых  изображены: дети и их родители, занятые  своими увлечениями (чтением книг, рисованием, изготовлением поделок, уходом за животными, совместным трудом дома и на даче, совместными  походами по местам боевой и трудовой славы города, в магазины и центры для покупки одежды, обуви, книг, игрушек; на выставке также имелись  фотографии трудовых будней сотрудников  детского сада).

Наши рекомендации, беседа и советы на родительском собрании и консультация заинтересовали родителей, вместе с  этим определились и единые подходы  в организации нравственного  воспитания детей через приобщение к детской художественной литературе и другим видам деятельности.

Таким образом, деятельность, организованная с помощью средств художественной литературы, и другие виды деятельности, организованные для дошкольников, в  которые они могут перенести  узнанное и прочувствованное из произведений литературы и создают благоприятные  условия для их нравственного  воспитания.

Для того чтобы детская деятельность и художественная литература стали  средством формирования нравственных чувств ДОУ и семье,  следует  давать детям не только сумму моральных  навыков и знание определенных норм поведения, но целенаправленно знакомить  детей с художественной литературой, имеющей воспитательное значение, а  также направлять их добрые побуждения, желания и усилия на формирование добрых, гуманных чувств и нравственных отношений, в которых рождаются  осознанное совершение добрых дел и  поступков и нравственная культура. При формировании нравственных чувств в экспериментальной группе мы сочетали общие формы с индивидуальным подходом к детям.

 В содержании формирующего  эксперимента мы использовали:

  • сформулированные для заучивания правила поведения для детей и взрослых;
  • создали необходимые условия для деятельности по приобщению детей к художественной литературе, осознанному пониманию произведений, а также создали условия для других видов деятельности, в которые дети могли переносить узнанное и прочувствованное после прочтения;
  • определили содержание занятий по обучению и по воспитанию детей средствами художественной литературы;
  • включали детей в поэтапную деятельность с художественной литературой и в другие виды деятельности;
  • читали художественную литературу детям вне занятий;
  • организовывали деятельность родителей по приобщению детей к
  • художественной литературе и широкому ознакомлению с окружающим миром для формирования у детей нравственных чувств.

 

 

2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента.

 

 

Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений  в  формировании  нравственных  чувств у старших  дошкольников  и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и  в  первом констатирующем эксперименте: беседа, наблюдение за детьми в деятельности с художественной литературой и других видах деятельности, анкетирование родителей.

Беседа повторялась с целью  выявления положительных сдвигов  в формировании нравственных чувств и их проявлений в различных видах  деятельности у детей.

Анализ ответов детей дает возможность  судить о повышении уровня сформированности представлений и нравственных чувств и их проявлений  в  детской  деятельности.

Результаты показали, что большинство  детей теперь знают пословицы  и поговорки о добре, дружбе, любви, умении помогать, смелости, скромности, трудолюбии. Дети знают многих героев из рассказов В.А. Осеевой и других художественных  произведений, имеющих  воспитательное значение. Дети понимают, какие добрые дела может совершать  человек благодаря доброте, чуткости, отзывчивости, смелости, дружбе, трудолюбии. Знают хорошие поступки героев сказок и рассказов. Расширился кругозор детей  и о труде их родителей, появилось  желание  трудиться самим, повысилось стремление помогать взрослым, малышам, товарищам.

На данном этапе контрольного эксперимента также проводились повторные  наблюдения за деятельностью детей  с художественной литературой и  другой детской деятельностью. Нам  важно было установить, произошли  ли положительные сдвиги  в  проявлениях  нравственных  чувств у  дошкольников.

Анализ повторного наблюдения за детьми показал, что дети были дружными, внимательными  друг к другу, активными, любознательными, а  также старались помогать отстающим. Во время самостоятельных игр  дети проявляли инициативу в помощи товарищам, уступали друг другу, когда  это требовалось.

Дети составили рассказы и раскрыли значение пословиц. Они придумали  действия и поступки детей и людей, чтобы сообщить о добросовестном труде, добрых делах, о помощи животным. Дети были более эмоциональными, активными, добрыми.

На заключительном этапе контрольного эксперимента нами проводилось повторное  анкетирование родителей с целью  определения произошедших положительных  изменений в понимании значения воспитания нравственных чувств через  приобщение детей к художественной литературе и другой деятельности.

Анализируя ответы родителей, мы выявили, что родители старательно приобщают  детей к художественной литературе, имеющей воспитательное значение,  а  также мы выяснили, что повысилось число детей, которые стали чаще помогать взрослым и малышам, заботиться о своих товарищах, проявлять  чуткость к родителям и другим старшим людям. Большинство родителей  показали знания о тех  нравственных  чувствах, которые надо развивать  у  дошкольников. Кроме этого, родители показали знание пословиц и поговорок  о добре, дружбе, любви, о труде, скромности, смелости, которые они используют теперь с детьми  в  процессе различной  совместной деятельности.

Мы пришли к выводу, что для 82% семей теперь проблема формирования нравственных чувств у детей имеет  большое значение.

Чтобы иметь возможность сравнить количественные данные, характеризующие  сформированность  нравственных  чувств  дошкольников  на последнем  контрольном этапе после формирующих  воздействий, использовались те же критерии сформированности  нравственных  чувств.

Эти данные по экспериментальной группе, свидетельствуют, что у большинства  детей, участвующих  в  исследовании, нравственные представления и нравственные чувства в процессе работы с художественной литературой и другой деятельностью  развивались, обогащались и теперь достигли высокого уровня -10 человек (58%), средний уровень у 4 человек (24%) и  низкий уровень у 3 человек (18%).

Динамика произошедших изменений  в уровнях сформированности нравственных чувств  в  процессе приобщения детей  к художественной литературе и другим видам деятельности после формирующего эксперимента отражена в Диаграмме 2  в  значениях и  в  процентах.

Диаграмма 2. Результаты исследования на контрольном  этапе эксперимента отражены в значениях  и в процентах (%):

 

На диаграмме видно, что нам  удалось значительно повысить первый уровень – с 4 до 10 человек,  а  также изменилось число детей  в  среднем уровне (4 человека) и  низком (3 человека). Это произошло  в  результате целенаправленной работы по  формированию   нравственных  чувств  дошкольников  и установление достаточных контактов с семьей.

Наибольшие изменения в поведении  детей экспериментальной группы произошли не столько в количественном, сколько в качественном отношении.Например, дети с высоким уровнем сформированности нравственных чувств (согласно критериям) – Марина А., Арсений Ц., Кристина В. ., Света Ж. и другие, стали ещё  более отзывчивы, чутки, любознательны, доброжелательны, в их взаимоотношениях с товарищами по группе, младшими детьми и взрослыми ясно выступает их желание и умение помогать, проявлять  добрые чувства, заботиться, принимать  большую часть труда на себя, т.е. как раз те качества, которые с  очень большим трудом формируются  даже у старших дошкольников.

Поэтому методы и приемы, которые  мы использовали для формирования нравственных чувств у детей в процессе приобщения к художественной литературе и другим видам детской деятельности, можно  считать педагогически эффективными.

Разделение детей старшего дошкольного  возраста на три показанных уровня дает возможность постановки дифференцированных задач в разработке соответствующих  методических приемов и рекомендаций.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск