Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)


 

Департамент общего образования Томской области

ОГБОУ Томский государственный педагогический колледж

(ОГБОУ  

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6

1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16

Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24

2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24

2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28

2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39

Заключение 46

Список используемой литературы 51

Приложение 55

 

 

Введение

 

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает  актуальность в связи со  сложившейся  ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленные отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к  трансформации понимания добра  и зла у подрастающего поколения  и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Нравственное воспитание детей  дошкольного возраста является одной  из сложнейших задач воспитания в  условиях современного дошкольного  образовательного учреждения. Именно нравственное воспитание является важнейшей  задачей практически всех программ дошкольного образования. При всем многообразии этих программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных  интересах. Особенно сейчас, когда все  чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного  воспитания становится все более  актуальной. В связи с этим отбор  и рациональное использование разнообразных  методов воспитания нравственных качеств  личности является в настоящее время  одной из главных задач, которую  преследуют педагоги дошкольных образовательных  учреждений.

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали  общество всегда и во все времена. По мнению многих педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Я.З. Неверович и др.), периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о  нормах и требованиях морали приобретает  важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации  нравственного просвещения воспитанников  детского сада, формирование у них  норм нравственности и морали. Очевидна и необходимость организации  специальной работы педагога над  разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека к  обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в  воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы воспитания. В общей системе  нравственного воспитания важное место  занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений.

Таким образом, возникает явное  противоречие между богатым, накопленным  теоретическим и эмпирическим материалом нравственного воспитания и сложившейся  ситуацией недостаточного развития и усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и представлений. Это определило выбор темы нашей  работы: формирование нравственных качеств  у дошкольников посредствам художественной литературы.

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей  дошкольного возраста посредством  художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

1) проанализировать особенности  формирования нравственных представлений  у детей старшего дошкольного  возраста;

2) рассмотреть аспекты нравственного  воспитания и формирование нравственных  представлений у детей  на  основе произведений В.А. Осеевой;

3) провести программу по формированию  нравственных качеств у дошкольников;

4) подвести итоги проведенного  исследования и сформулировать  выводы.

Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей  дошкольного возраста посредством  чтения художественной литературы.

Гипотеза исследования: если использовать чтение художественной литературы как  предмет формирования нравственных качеств, то развитие нравственных качеств  у детей дошкольного возраста будет успешным.

Теоретическую основу исследования составили  работы таких авторов, как  Л.И. Божович, И.Ф. Харламов, Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Т.П. Гаврилова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, СА. Козлова, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, ТА. Куликова, А.И. Липкина, B.C. Мухина, В.Г. Нечаева, СВ. Петерина, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская, С.Г. Якобсон и др.

Наше исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Основными методами исследования были педагогический эксперимент, диагностика, игровая терапия.

Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

 

Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов

1.1 Особенности  формирования нравственных представлений  у детей старшего дошкольного  возраста

Прежде чем мы рассмотрим проблему формирования нравственных представлений  посредством литературных текстов  В.А.Осеевой, необходимо определиться, а что такое нравственное воспитание вообще.

Содержание нравственного воспитания в современном образовании претерпевает существенные изменения в связи  с тем, что возникла острая необходимость  возродить общечеловеческие ценности.

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории,  обычаям, языку, желание стать  на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности  в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для  себя и общества, наличие трудовых  умений и навыков и потребность  в их совершенствовании.

3. В отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания  с желаниями других, умение координировать  свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение  руководить.

4. В отношении к себе - уважение  себя при уважении других, высокое  сознание общественного долга,  честность и правдивость, нравственная  чистота, скромность.

5. В человеколюбии или гуманности[35,С.125-127].

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие  на сознание, чувства и поведение  воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих  требованиям общественной морали [23, С.163].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева, «…понятие  нравственного чувства - постоянного  эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и  взаимодействий»[22,С.265].

 Поведение человека оценивается  по степени соответствия определенным  правилам. Правило, имеющее общий  характер, т.е. распространяющееся  на множество одинаковых поступков,  носит название нравственной  нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них [13, С.65].

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего  поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [36, С. 113]

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для  нравственного  развития  детей. В этот период расширяется  и перестраивается система взаимоотношений  ребенка с взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает  совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым  строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать  взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Нравственное  развитие дошкольника  включает три взаимосвязанные сферы. В сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной  сфере, дети овладевают различными сторонами  общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных  требований, критериев моральной  оценки. Ребенок учится добровольно  следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным  поведением, ребенок способен сделать  правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере  морально ценных переживаний у ребенка  складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так  у ребенка формируются  гуманистические, альтруистские чувства  и отношения, например, внимание к  нуждам и интересам других, способность  считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Для всех  нравственных  норм характерно то, что они закрепляют социальный способ поведения, который дошкольники  «и выражают следующим образом: «Нельзя  обманывать взрослых», «Маленьких нельзя обижать» и т.д. То есть  дети  констатируют, что можно делать, а что нельзя. О сформированности понимания  нравственной  нормы можно говорить в том  случае, если  ребенок  объясняет, почему норму необходимо соблюдать [5, С. 72].

В дошкольном возрасте встречаются  совершенно различные уровни такого понимания. Чем младше ребенок, тем  чаще он объясняет необходимость  выполнения нормы, ссылаясь на возможные  последствия при ее соблюдении для  себя или на требования взрослых, например: «Надо говорить правду, а то узнают и накажут», «Надо делиться игрушками. А потом кто-нибудь тебе тоже даст». В 5-7 лет  ребенок  понимает общественный смысл  нравственной  нормы, осознает ее объективную необходимость для  регуляции взаимоотношений между  людьми.

Для дошкольника среднего возраста все большую роль начинают играть интересы, желания другого человека.  Дети  этого возраста употребляют  в речи слова, обозначающие  нравственные  качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и пр.), но связывают  их с конкретной ситуацией из собственного опыта, что объясняется конкретной образностью  детского  мышления [23, с. 87].

Если дошкольник наглядно видит  последствия соблюдения или нарушения  нормы, то ему легче понять ее содержание и отнести к себе. Чем конкретнее норма, чем ближе она к собственному опыту ребенка, тем легче она  осознается.

Важную роль в формировании  нравственных  суждений и оценок у  детей  играет  художественная   литература. Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили  выделить следующие особенности.  Ребенка  не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто  хороший, а кто плохой. Дети сразу  же стремятся выделить положительных  героев и безоговорочно принимают  их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению  их замыслов, становятся в резко  отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым  героям. Так возникают механизмы  нравственной  идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается  личный опыт  ребенка, ведь он активно  переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи  фиксируются в сознании ребенка  в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести  себя к отрицательному персонажу. Так  ребенок, даже понимая, что нарушил  нравственную  норму, не может отождествлять  себя с Карабасом, а утверждает, что  поступил как Буратино [10, С. 67].

Старшие дошкольники понимают моральную  сторону народных сказок. Отрицательная  моральная сторона поступков  героев вызывает резкий протест и  возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.

У старшего дошкольника формируются  обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.

В дошкольном возрасте  нравственные  представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни  ребенок  демонстрирует  попытки совершать  нравственные  действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.

Однако  нравственные  нормы, даже те, которые  ребенок  хорошо знает, не сразу начинают руководить его  поведением. Первоначально они выполняются  только по требованию взрослого или  в его присутствии, легко нарушаются ребенком [10, С. 122]. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят  от стихийной нравственности к сознательной. Для них  нравственная  норма  начинает выступать как регулятор  взаимоотношений между людьми. Дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной [19, С. 47]. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением  нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение  ребенка  становится  нравственным  даже в отсутствие взрослого и в случае, если  ребенок  уверен в безнаказанности  своего поступка и не видит выгоды для себя.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск