Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение приемов и методов формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Достижение нами поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:
1) проанализировать особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
2) рассмотреть аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей на основе произведений В.А. Осеевой;
3) провести программу по формированию нравственных качеств у дошкольников;
4) подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.
Объект исследования: нравственные качества детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Формирование нравственных представлений дошкольников посредством литературных текстов 6
1.1 Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Аспекты нравственного воспитания и формирование нравственных представлений у детей в произведениях В.А. Осеевой 16
Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томска 24
2.1 Анализ уровня нравственных представлений у детей старшей группы на начальном этапе исследования 24
2.2 Организация работы по формированию нравственных представлений у детей экспериментальной группы 28
2.3 Анализ уровня сформированности нравственных представлений у детей по итогам формирующего эксперимента. 39
Заключение 46
Список используемой литературы 51

Файлы: 1 файл

Правленый текст Макарова 502.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет: «мало уметь  читать, надо уметь думать. Думать о  хороших и плохих поступках девочек  и мальчиков, а иногда и своих  собственных»[37]. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души, как эгоизм, жадность, злоба и предательство, отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.

«Синие листья» и «Время»- это  рассказы, где в незатейливых, обыкновенных играх детей, их разговорах и поступках  проявляются детские характеры, возникают картины серьезной  «взрослой» жизни.

В своих рассказах В.А. Осеева преподает  человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что  хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя - об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала  их, заставляя самих принимать  правильное решение, а всем ходом  событий подталкивала их к верному  выбору. Сосредоточившись на психологии, на нравственных коллизиях, писательница избежала необходимости платить  дань идеологии[37].

Валентина Осеева освоила трудный  жанр - короткий рассказ с прямой воспитательной целью, пригодный для  обучения чтению и дающий пищу для  детских размышлений. Отбор речевых  средств, оставляющий впечатление  живой интонации, умелое построение, точность в выборе конфликта - все  это обеспечило рассказам постоянное место в хрестоматиях для дошкольников.

Сюжеты рассказов взяты из повседневной жизни мальчиков и девочек, постоянно  осмысляющих нравственную сторону  своих и чужих поступков. Герои  и читатели учатся понимать законы нормальной жизни среди людей. Так, известный цикл «Волшебное слово» дает свод моральных правил, прямо сформулированных или вытекающих из общего хода повествования. Названия рассказов тоже порой служат ориентирами в представлениях о  добре и зле, ставят конкретный этический  вопрос: «Хорошее», «Плохо», «Кто хозяин?», «Долг». Достойные качества и недостатки героев - это не условные детские  добродетели и грехи (неряшливость, непослушание и т.п.), а вполне серьезные, «взрослые» качества: доброта, честность, чуткость - или эгоизм, подлость, равнодушие, грубость.

Произведения В. Осеевой сразу  привлекли внимание читателей и  критиков. В них рассказывается о  благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Ее произведения были отмечены живостью изложения и  построены на близких детям сюжетах. Большую любовь у самых маленьких  читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка», «Мой товарищ» и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором в увлекательных  историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти  рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

Тематика рассказов В. Осеевой  очень разнообразна. Все произведения писательницы отличаются реалистическим изображением персонажей, их характеров, особой теплотой. Её герои взяты  из жизни. Скупо, порой несколькими  фразами создает писательница сцены, где рельефно показывает детям их самих в отношениях с родителями, друг с другом, с незнакомыми людьми, позволяет увидеть себя со стороны, извлечь необходимые нравственные уроки.

В. А. Осееву отличала редкая способность  видеть в обыкновенном, обыденном  − необыкновенное. Отсюда ее неувядающее  тяготение к волшебному, сказочному, элементы которого можно встретить  и в ее прозе, и в стихотворениях. Про В.А. Осееву говорили, что голос  ее книг звучит «по-боевому», потому что  эти произведения - всегда в борьбе.

Современным дошкольникам, прежде всего, необходимо усвоить понятия о  доброте, отзывчивости, справедливости. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в  жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать  в детях чувство ответственности, воспитывать качества патриота, любовь к Родине, семье и ближним.

Далее приведена таблица № 1, в  которой представлены произведения В.А. Осеевой и способы отражения  в них нравственных ценностей.

Таблица № 1. Способы отражения нравственных ценностей в произведениях В.А. Осеевой

Название произведения

Нравственные ценности, отражающиеся в произведении

Способы отражения ценностей

«Волшебное слово»

Вежливость, доброта, уважительное отношение  к другим людям

Прямое. Через реплики и действия персонажей

«Просто старушка»

Внимательное, уважительное отношение  к старшим

Через действия персонажа

«Девочка с куклой»

Внимательное отношение к другим людям

Опосредованное. Через действие персонажа. Автор дает образец поступка

«Кто хозяин?»

Смелость, благородство, справедливость

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям

«Хорошее»

Внимательное, уважительное отношение  к другим людям

Прямое. Через реплики персонажа

«Навестила»

Внимательное отношение к другим людям

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям

«На катке»

Внимательное отношение к другим людям

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через бездействие  персонажа.

«Отомстила»

Справедливость, благородство

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через случай, произошедший с персонажами.

«Сыновья»

Внимательное, уважительное отношение  к родителям, к труду

Опосредованное. Через реплику персонажа. Автор дает образец поступка.

«Вырванный лист»

Честность

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.

«До первого дождя»

Дружба

Прямое. Через реплики и действия персонажа.

«Обидчики»

Доброта

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.

«Печенье»

Внимательное отношение к старшим, справедливость

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.

«Синие листья»

Внимательное отношение к другим, отзывчивость

Опосредованное. Через оценку учителя  действий девочек.

«Время»

Отношение к труду

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям.

«Просто так»

Дружба, справедливость

Прямое. Через реплики персонажей.

«Сторож»

Щедрость

Опосредованное. Через поведение  персонажа

«Плохо»

Внимательное отношение к другим

Прямое. Через бездействие мальчиков  и реплику женщины.

«Что легче?»

Честность

Прямое. Через действия персонажей.

«Добрая хозяюшка»

Дружба, доброта

Опосредованное. Автор показывает результат, к чему привело поведение девочки

«Все вместе»

Дружба

Через действия персонажей.

«Перышки»

Честность, справедливость.

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям. Через действия и  реплики персонажей

«Бабка»

Уважительное отношение к старшим, доброта, умение себя вести

Опосредованное. Через действия и  реплики персонажей

«Пуговица»

Уважительное, внимательное отношение  старшим

Автор дает образец поведения, как  вести не надо

«Строитель»

Чувство собственного достоинства

Косвенное. Пробуждение адекватных эмоций к ценностям

«Рекс и Кекс»

Дружба

Через диалог мальчиков и заключение рассказа


 

Познакомившись с творчеством  В.А. Осеевой и описав способы  отражения  нравственных ценностей  в произведениях автора,  можно  сделать вывод о том, что знакомство с рассказами В.А. Осеевой в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет способствовать формированию таких нравственных ценностей, как  доброта, честность, отзывчивость, уважительное и внимательное отношение к другим людям, в том числе,  и к старшим, справедливость.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение произведений В.А. Осеевой  в детских садах будет способствовать эффективному формированию нравственных ценностей, т.к. читая произведения В.А. Осеевой, дошкольники учатся разбираться  в поведении, мотивах и поступках  людей, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Произведения В.А. Осеевой, рекомендованные  примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования.

Анализируя комплексные развивающие  программы, принятые современной практикой  образования можно сделать вывод, что в программе «Истоки»[11] и «Успех» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формировании культуры поведения дошкольников[7, С.244].

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности активно  продолжается. Содержание педагогического  процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание  быть полезным окружающим. У детей  старшей группы необходимо активно  и последовательно формировать  дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих  поступках следовать примеру  хороших людей, положительным, героическим  персонажем известных художественных произведений [24, С. 134]. Какие произведения В.А. Осеевой изучаются в данных программах можно посмотреть в таблице  № 2.

Таблица № 2. Произведения В.А. Осеевой, изучаемые в программах «Детство», «Истоки» и «Успех».

Программа

Произведения В.А. Осеевой

Возрастная группа

«Детство»

«Волшебное слово»

«Почему?»

«Синие листья»

«Три сына»

Подготовительная группа

«Успех»

«Волшебное слово»

«Почему?»

Средняя группа

«Истоки»

«Почему?»

Старшая группа


 

Выводы по первой главе

Нравственность - основополагающее понятие  в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид  отношений. Поэтому нравственное воспитание детей-дошкольников в детском учреждении направлено на формирование у них  прочных нравственных чувств, навыков  поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме и закрепленных в различных видах деятельности. Формирование этих чувств неизменно  должно базироваться на описанных в  параграфе педагогических принципах (единстве требований, единстве воздействий, систематичности и последовательности, принципе индивидуального подхода, требовательности и разумности).

Но нравственные чувства и моральные  отношения у детей не возникают  только при соблюдении педагогических принципов, они органично вплетены в деятельность педагога и детей  и всегда  обусловливаются этой деятельностью. Поэтому, включая детей  в деятельность познания детской  художественной литературы путем многочисленных методов и приемов, существующих в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности  для формирования у детей указанных  нравственных чувств и отношений, необходимых  для полноценной жизни человека в гуманном обществе.

 

Глава 2. Анализ и результаты опытно-экспериментальной  работы по формированию нравственных представлений у детей старшей  группы МБДОУ № 81 г. Томска

2.1 Анализ уровня  нравственных представлений у  детей старшей группы на начальном  этапе исследования

 

Опытно-экспериментальная работа проходила  в  период с сентября 2012 по апрель 2013 года. Базой для проведения экспериментальной работы было определено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский  сад № 81. В  качестве испытуемых выступили  дети старшей группы в  количестве  20 человек. Исследование включало  в  себя три вида эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

Основными задачами констатирующего  эксперимента стали: изучение уровня сформированности  нравственных  чувств старших  дошкольников   в  процессе опосредованного наблюдения за детской деятельностью.

На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена первичная диагностика, которая строилась на:

  • беседе с воспитателями об особенностях использования художественной литературы как средства нравственного воспитания,
  • беседе с детьми о нравственности, нравственных чувствах включенном и косвенном наблюдении за деятельностью детей в среде ДОУ,
  • анкетировании родителей по вопросам использования художественной литературы в воспитании детей (Приложение 1). 

На первом этапе констатирующего  эксперимента нами проводилась индивидуальная беседа с дошкольниками, целью которой  стало определение уровня сформированности у детей нравственных представлений  и нравственных чувств.

Для этого мы предложили детям вопросы, разработанные нами для тест - беседы «Мой любимый детский сад» (Что  дети делают в детском саду, и  как работают с ними взрослые? Люди  каких профессий трудятся в детском  саду? Любят ли свой детский сад? и др.). После составленного детьми рассказа по предложенным вопросам с  детьми проводилась индивидуальная беседа (Приложение 2).

Полученные ответы детей дают возможность  судить, что большинство детей  не знают многих нравственных понятий (отзывчивость, дружба, жалость) и не могут четко сказать, испытывают ли они эти чувства;

  • имея друзей, не заботятся о них, а любят дружить только из-за выгоды (т.е. с теми детьми, которые могут что-то дать или сами что-то умеют);
  • чем занимаются родители на работе - дети не знают;
  • не знают пословиц и поговорок о добре, дружбе, труде;
  • книги дома имеются у всех детей, но назвать о чем какая книга - могут не все дети; дети не давали четких понятий сказка или рассказ им читалась кем-нибудь недавно;
  • дети сомневались в характеристике тех или иных книжных героев;
  • не знали, смогут ли помогать долго, хотя считали, что помогать надо, но затруднялись - кому именно надо помогать, многие сказали - помогать нужно только маме;
  • мало знают о стране, крае, городе, хотя бывают с родителями во многих местах (места назвать могут);
  • лишь некоторые дети знают, как проявлять жалость и имеют домашних животных - гуляют с ними;
  • помогают маме управляться с младшими детьми, но основное большинство детей не имеет домашних обязанностей, животных, младших братьев и сестер и не представляют, что может явиться их увлечением;
  • стоит ли откликаться на все просьбы и помогать всем людям и животным; большая часть детей, конечно, ответила, во что любят играть и с кем, знают, как обращаться с просьбами, но как правильно применять все элементы вежливости - знают только несколько человек; дети имеют любимые вещи - представляют себе, что с вещами других и общими вещами нужно поступать также аккуратно, как и со своими.

Из анализа состоявшейся беседы видно, что представления детей  о нравственных чувствах развиты  слабо.

Информация о работе Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений у детей старшей группы МБДОУ № 81 г. Томск