Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

Наиболее  распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые  свидетельствуют о взаимосвязи  дефицита социальных навыков у детей  с их агрессивностью. Тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических  процедур, опирающихся на классическое и оперантное обусловливание. Следует  заметить, что техника модификации  поведения детей с нарушениями  поведения в некоторых случаях  оказывается эффективной. Однако данная техника имеет и ряд недостатков. К их числу относятся: 1) техника  позволяет "снимать" симптомы нарушений  поведения, но не влияет на их причины; 2) техника не имеет средств для  профилактики нарушений поведения; 3) техника оказывает кратковременный  эффект; 4) техника не позволяет получить "эффект переноса".

И главным  недостатком здесь, конечно же, является отсутствие "эффекта переноса" или иными словами генерализации  и поддержки навыков, приобретенных  в ходе поведенческой терапии. Стремление к тому, чтобы добиться возникновения  обученного поведения в ситуациях, где последнее не было предметом  тренировки, привело к необходимости  пересмотра некоторых процедур тренинга. В частности, к основным таким  модификациям можно отнести: а) использование  и создание искусственных ситуаций, стимулирующих генерализацию навыков; б) использование разнообразных  стимулов–образцов, непосредственно  формирующих навыки; в) использование  разнообразных образцов–ответов и  другого. В качестве примера можно  привести проигрывание различных сюжетных и ролевых игр.

Необходимо  подчеркнуть эффективность психокоррекции агрессивного поведения. Следует отметить, что описанный выше подход дает определенные положительные результаты. Однако, как показывает опыт, эффект от психотерапевтической работы существенно возрастает, когда присутствует ощутимая поддержка усилий психолога и ребенка со стороны родителей и педагогов.

 

Таким образом, профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих  проблем у ребенка, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в  хронические нарушения поведения.

 

Заключение

  • Известны три общие теории агрессии. Теорию инстинктивной агрессии традиционно связывают с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, которые считали, что агрессивная энергия накапливается в человеке. Согласно этой теории агрессия является инстинктом, а агрессивность – это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты. В теории фрустрации утверждается, что агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Согласно теории социального научения, агрессивное поведение – это результат научения. Социальное научение агрессии происходит под влиянием семьи, субкультуры и средств массовой информации.
  • Под агрессией понимают поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному нападению. Агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того — жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания. Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении.
  • Различные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально–психологические факторы. Детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло–ролевой идентификации и социализации.
  • Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.
  • Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей является не только социально значимым, но и психологически необходимым. Раннее выявление поведенческих проблем у ребенка, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа предотвращают десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

 

Список  используемой литературы: 

1. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.

2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 199

3. Бреслав Г.Э Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – Спб.: Питер, 2001. – 352с.

5. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция.

6. Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. М., 1991.

7. Коган Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 1988.

8. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка - учителю. М., 1986.

9. Комаров М.С. Введение в социологию. - М.: Наука, 1994.

10. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.

11. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991

12. Можгинский Ю.Б. «Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм»,2006.

13. Немов Р.С. Психология. В 3-х т., - М.:1998.

14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192с

15. Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность».Академия развития, 2003.

 


Информация о работе Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции