Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)
  • Интерпретация «посылов к агрессии».

Второй  этап в рассматриваемой когнитивной  модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание и интерпретацию  признаков, обнаруженных на первом этапе. Эта составная часть модели привлекла  наиболее пристальное внимание исследователей и получила наибольшее количество эмпирических подтверждений. В этой фазе когнитивного процесса ребенок интерпретирует намерения  окружающих и производит атрибуцию причин. В целом обнаруживается, что агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию, в которой один человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большей вероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался.

  • Выбор реакции.

Как только индивид приходит к заключению, что  побуждающей силой поступка другого  человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию (поиске «сценария  поведения»). Другими словами, ребенок  должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка наличествует меньше реакций, подходящих для конкретного  случая, и что, скорее всего они  будут связаны с агрессией. Ребенок  сравнительно легко актуализирует  ответную реакцию из имеющегося набора, если он недавно сталкивался с  конкретной реакцией, или ему о  ней напомнили, или если его «список» возможных реакций ограничен.

Данные  для подтверждения этой составной  части когнитивной модели были получены многими исследователями. В частности  обнаружено, что агрессивные мальчики, по сравнению с неагрессивными, выбирают более агрессивные действия для  решения гипотетической конфликтной  ситуации.

  • Оценка реакции.

Осознав перечень возможных реакций, ребенок  должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них воплотить  в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В таком  качестве могут выступать потенциальные  последствия решения — то есть по силам ли ему данная стратегия  поведения и насколько она  окажется эффективна? Оценивающий может  решать, сумеет ли он осуществить входящие в выбранную реакцию действия. Маленький ребенок, когда его  обижает здоровенный верзила, может «подобрать» в качестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего он оценит ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективно воплотить ее в жизнь. На этом этапе также оцениваются вероятные результаты или последствия от использования выбранной стратегии.

Исследователи проанализировали зависимость между  агрессивным поведением и двумя  факторами, релевантными на данной стадии когнитивного процесса — восприятием  самоэффективности (способности осуществить  предполагаемую реакцию) и ожиданиями последствий от этой реакции. Результаты опроса о самоэффективности показали, что агрессивные дети были более  уверены в своей способности  действовать агрессивно и менее  уверены в способности удерживаться от агрессии, чем дети неагрессивные. Что касается ожидаемых последствий, агрессивные дети, по сравнению с  неагрессивными, были более уверены  в получении реальной выгоды, в  уменьшении антипатии и больше гордились  агрессивными поступками.

  • Реакция утверждена и вступает в силу.

На последнем  этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение  — индивид «действует по сценарию». Здесь особенно могут быть важны  поведенческие навыки. Очевидно, что  человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается. В подтверждение тезиса о важности навыков для эффективности социального  поведения было обнаружено, что у  агрессивных детей, в отличие  от неагрессивных, не развиты навыки межличностного общения.

Корреляция  между каждым отдельно взятым из вышеперечисленных  этапом и реальным агрессивным поведением — сравнительно слабая. Тем не менее, если рассматривать модель в целом  и все этапы когнитивного процесса в отдельности, вероятность прогноза появления агрессивного поведения  становится достаточно высокой.

Таким образом, различные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют  однозначно трактовать предпосылки  возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность  есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения  могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально–психологические  факторы (дезинтеграция семьи, нарушение  эмоциональных связей в системе  детско–родительских отношений, особенности  стиля воспитания). Также следует  признать, что детская агрессивность  появляется на свет вместе с рождением  ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации "принципа удовольствия". В дальнейшем развитие детской агрессивности  зависит от отношения к ней  родителей и ближайших родственников  ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло–ролевой идентификации и социализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5.Методы диагностики агрессивного поведения младших школьников

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ: Методика "Тест руки"

Общее описание методики. Категории анализа. Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке [8, с.35].

ОПРОСНИКИ: Методика Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки - одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих  в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность [8, с.203].

А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. был  предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают  важными показателями агрессии. Этот опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.                   Опросник Басса-Дарки выявляет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

 

1. Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы  против другого лица.

 

2. Косвенная агрессия - под этим  термином понимают как агрессию, которая окольными путем направлена  на другое лицо -злобные сплетни,  шутки, так и агрессию, которая  ни на кого не направлена - взрыв  ярости, проявляющийся в крике,  топанье ногами, битье кулаками  по столу и т.п. Эти взрывы  характеризуются ненаправленность  и неупорядоченностью.

 

3. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при  малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

 

4. Негативизм - оппозиционная форма  поведения, направленная обычно  против авторитета или руководства;  это поведение может нарастать  от пассивного сопротивления  до активной борьбы против  установившихся обычаев и законов.

 

5. Обида - зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством  горечи, гнева на весь мир за  действительные или мнимые страдания.

 

6. Подозрительность - недоверие и  осторожность по отношению к  людям, основанные на убеждении,  что окружающие намерены причинить  вред.

 

7. Вербальная агрессия - выражение  негативных чувств как через  форму (ссора, крик, визг), так и  через содержание словесных ответов  (угроза, проклятия, ругань).

 

8.Чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

 
   

МЕТОДИКА: Оценка уровня школьной тревожности Филлипса

Целью исследования является изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые  могут зачитываться школьниками, а  могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».                                                         Испытуемым предлагается инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь».                                                                                                            После чего предлагают бланк для ответов. Вопросы в методике распределены по нескольким факторам:

· общая тревожность в школе

· переживание социального стресса

· фрустрация потребности в достижении успеха

· страх самовыражения

· страх ситуации проверки знаний

· страх несоответствовать ожиданиям  окружающих

· низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

· проблемы и страхи в отношениях с учителями

Все полученные результаты отображаются в виде индивидуальных диаграмм, общих  диаграмм. Тем самым появляется возможность  наглядной оценки и получения  информации о каждом учащемся.

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности                                                 Авторы данной методики Спилберг Ч. и Ханин Ю.Л.                                                                         Методика состоит из ряда вопросов, представляющих собой возможность ответить на предложенные утверждения вариантами ответов от 1 до 4 (в зависимости от выраженности данного утверждения у испытуемого).                                                                                              Методика бывает двух вариантов. Первый, состоит из 20 утверждений, и является полным вариантом. Второй вариант, имеет меньше вопросов, но, тем не менее, он менее показателен. Его следует использовать в случае применения большого количества других методик, и батареи тестовых заданий.                                                                                                                          Полученные ответы обрабатываются, и выявляется уровень общего состояния тревожности из суммы вопросов. Показатели также делятся на низкий уровень, при сумме баллов меньше 30; средний уровень (30-45); высокий уровень - выше 45 баллов.                                              

Шкала астенического состояния ШАС.                                                                                     Представляет собой опросчик, состоящий из 30 утверждений. Здесь также как и в предыдущем тесте возможны 4 варианта ответов.                                                                                                 Испытуемым предлагается инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§6. Профилактика агрессивного поведения  детей.

Профилактика  и предупреждение агрессивного поведения  детей становится не только социально  значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности  ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии ребенка и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении дошкольников, с учётом которых должна строиться  и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих  проблем у ребенка, системный  анализ характера их возникновения  и адекватная воспитательно-коррекционная  работа дают шанс предотвратить десоциализацию в будущем. Несвоевременное обнаружение  начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в  хронические нарушения поведения.

В мировой  психологической практике принято  считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции  нарушений поведения у детей  является поведенческая терапия. Эта  техника основана на теории научения и опирается на некоторые положения  социальной психологии и теории развития и предполагает рассмотрение нарушений  поведения не в качестве симптома какого–либо заболевания, а в качестве определенных типов реагирования. Таким образом, объектом воздействия в процессе поведенческой терапии является само поведение человека.

Информация о работе Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции