Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..5
§1. Cостояние проблемы в современной психолого – педагогической литературе в работах зарубежных и отечественных ученных. 6
§2. Анализ понятия агрессии и причины её проявления 14
§3. Особенности психического развития младших школьников 19
§4. Становления агрессивного поведения в детстве 23
§5. Методы диагностики 28
§6. Профилактические нормы агрессивного поведения 32
Заключения 36
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)
  • Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения;
  • Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы поведения, допускающие агрессивность.

Таким образом, изучением проблем  агрессивного поведения младших  школьников занимались многие исследователи  зарубежной и отечественной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Анализ понятия агрессии и причины ее проявления.

Отклонения в поведении детей  — одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных  биологических, психологических, семейных,  социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей, вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями,  приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение — понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». В этой книге мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения — агрессию.  
 Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство  определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы. 
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.  
Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.  
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. 
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда  агрессия сопровождается гневом  и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент — умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. 
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. 
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания. 
Чаще всего  выделяют следующие виды агрессии: 

-  физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)  

- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)

- косвенную — непрямая  агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников,  и т.п.).  
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.). 
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения.

Рассмотрим опыт работы с деструктивной формой агрессии. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие: 
• индивидуальный фактор — психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе; 
• психолого-педагогический фактор — дефекты школьного и семейного воспитания; 
• социально-психологический фактор — неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников; 
• личностный фактор — активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения; 
• социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

Уровень агрессивности детей может  меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает  устойчивые формы. Причин тому много: положение  ребенка в коллективе, отношение  к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая  агрессивность детей проявляется  в, частности, в том, что порой  они иначе, чем другие, понимают поведение  окружающих, интерпретируя его как  враждебное. К агрессии больше склонны  мальчики. Она входит в мужской  стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время  и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных  форм агрессии. 
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у  взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей. 
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.  
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. 
[3, с.40].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3.Особенности психического развития младших школьников. 

Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • Сниженный уровень саморегуляции;
  • Неразвитость игровой деятельности;
  • Сниженную самооценку;
  • Нарушения в отношениях со сверстниками;

 

Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей младшего школьного возраста (особенно совсем маленьких) имеют инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение                                                             

становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессией в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - остается неизменной. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение младших школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы. 
Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: 
1.Социализированная.  
Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. 
У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно. 
2.Несоциализированная.  
Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Становления агрессивного поведения в детстве.

Для понимания  причин становления, обусловливающих  развитие агрессивного поведения, приобретение склонности действовать агрессивно по отношению к другим, возникновение  в поведенческом репертуаре агрессивных  реакций, необходимо рассмотрение факторов, связанных с образом жизни, семьей и ранними детскими переживаниями, способствующие усвоению агрессивного поведения.

Дети  черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников:

  • семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома;
  • агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр;
  • дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических.

Додж  и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной ее тезис: способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

Фактически  разработанная модель агрессивного поведения базируется на пятиступенчатом  процессе, который требует от исполнителя  ситуационной роли последовательности и социальной компетентности. Они  утверждают, что «результатом каждого  искусно выполненного этапа становится умение грамотно с точки зрения социума  анализировать ситуацию, в то время  как отклонения и ошибки приведут к неправильному и, возможно, агрессивному, социальному поведению». Мастерская или дилетантская обработка социальной информации начинается с прочитывания «вызывающих реплик» окружающей обстановки (например, чье-либо вызывающее поведение).

  • Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях.

Первый  этап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом —  агрессивное поведение) — это  прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума «столкнуться с социальной проблемой». Если имеет  место хорошо отработанный «сценарий», то расшифровка «посылов к агрессии»  будет сравнительно эффективной  и точной. Сами по себе ожидания или  мысли, связанные с агрессией, заставят его пристальнее взглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные  с этим типом поведения. В некоторых  случаях диспозиции человека (например, враждебность) или социальные воздействия, имевшие место в недалеком  прошлом (например, фрустрации), могут  заранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных «посылах к агрессии». Например, обнаружено, что агрессивных  дошкольников в большей степени  привлекает агрессивный стимульный материал (кукольные шоу, мультфильмы), чем неагрессивный. Эти стимулы  притягивают внимание таких детей, и бывает нелегко отвлечь их на что-нибудь другое. Итак, в социальных ситуациях с множеством «посылов к агрессии» агрессивные дети в большей степени концентрируются  на тех, которые предполагают агрессию или ассоциируются с ней.

Информация о работе Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста и способы их коррекции