Я-концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Один из ведущих принципов государственной политики в области образования, изложенный Законом РФ «Об образовании», определяется как «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В официальном документе (ФГОС) указывается на необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, не в полной мере отвечающего требованиям к подготовке младших школьников в плане формирования у них качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, способности к рефлексии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Личность младшего школьника и Я-концепция………………..7
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста…..7
1.2. Содержание и особенности Я-концепции…………………………...21
Выводы по I главе…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 Изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания,  самоконтроля) становится более  заметным, чем у дошкольников. Однако  склонность к возбуждению еще  очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке [15].

Таким образом, в младшем  школьном возрасте, по сравнению с  дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни- это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости [12].

Каждый период психического развития ребенка характеризуется  основным, ведущим видом деятельности. Так, для дошкольного детства  ведущей является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии. В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Все это служит основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе [26].

 Как только шестилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.

Именно в младшем  школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом  деятельности ребенка становится учебная  деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Учится, воспитывается человек не только в начальных классах школы, но и в средних, и в старших, и всю жизнь. Но в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом [25]. Процесс перестройки школьника имеет несколько этапов.

 Особенно отчетливо  выделяется этап первоначального  вхождения ребенка в новые  условия школьной жизни. Большинство  детей психологически подготовлены  к этому. Они с радостью идут  в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Психологически оправдано положение: с первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения школьника на занятиях, дома и в общественных местах. Важно сразу же показать ребенку отличие его новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше. Требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм - это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе. При шаткости и неопределенности этих требований дети не смогут ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить их интерес к школе [11].

Другая сторона внутренней позиции ребенка связана с  его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с  мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофером). При этом ребенок не представляет, естественно, конкретного состава знаний, требующихся в будущем. У него еще отсутствует утилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему. Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность [27].

В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием  конкретных учебных предметов. У  него еще нет познавательных интересов  к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления в математику, грамматику и другие дисциплины. И все-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще, частным проявлением которого в данном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активно используют учителя на первых занятиях. Благодаря ему для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д. [6].

Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов  школьного обучения, но уже путем  демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности [37].

Развитие ребенка происходит в  деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные  человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности. Основной деятельностью, которая обеспечивает формирование психических свойств и качеств ребенка школьного возраста, является учебная, познавательная деятельность. Причем наиболее интенсивно она осуществляет функцию развития личности тогда, когда только складывается, т. е. в младшем школьном возрасте [39].

Психические процессы, с помощью  которых человек познает мир, себя и других людей, называются познавательными  процессами или познавательными  способностями. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение [1]. Познание невозможно без речи и внимания. Однако необходимо коснуться и общих особенностей детей младшего школьного возраста.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться  новый тип  отношений  с  окружающими  людьми.  Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности [8].

Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного  возраста играет тот факт, что вместе с поступлением в школу он вступает и в коллектив сверстников. Конечно, и дошкольники, особенно если они воспитываются в детском саду, растут среди детей. Однако как по характеру деятельности, на основе которой организуются дети, так и по характеру взаимоотношений, которые возникают между ними, дошкольная группа существенно отличается от коллектива класса. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность [21].

В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же) [8].

Важнейшим условием развития произвольного  поведения  ребенка  является участие  взрослого,  который  направляет  усилия  ребенка   и   обеспечивает средствами овладения. С  первых  дней  пребывания  в  школе  ребенок  включается  в  процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и  учителем.  На  протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет  определенную  динамику и закономерности развития.

В силу таких всесторонних изменений, происходящих в социальном положении  младшего школьника, его психологических  особенностей и физического развития, необходимо конкретно остановиться на описании познавательной сферы первоклассников. Все психические процессы в это время находятся в переходном состоянии от дошкольного возраста к младшему школьнику в полноценном состоянии [31].

Простейшим, но очень важным психическим  познавательным процессом является ощущение. Оно сигнализирует о том, что происходит в данный момент вокруг человека и в его собственном организме, дают возможность ориентироваться в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов — восприятия, мышления, воображения [23].

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущение, но и через  восприятие. Это звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета — о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом [2].

Восприятие — это отражение  предметов и явлений, целостных  ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени [9]. В возрасте 6-7 лет восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Для полноценного восприятия детьми 6-7 лет им необходима возможность практически оперировать с объектами [4]. Младшие школьники лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Они полнее и лучше воспринимают рисунок, который учитель выполняет при них на доске, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность самого ребенка и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия и упражнения ведут к более глубокому восприятию и, следовательно, к познанию предметов и явлений [8].

Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [28]. Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

В начале обучения у детей преобладает  непроизвольное внимание, поэтому способность  сосредоточиться напрямую связана  с тем, насколько ребенку интересна выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную деятельность, тем устойчивее их внимание [8].

Учащиеся I классов не могут сохранять активное внимание более 10 минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид деятельности [31].

Немалую роль в развитии познавательной сферы  играет познавательный интерес. Познавательные интересы, любознательность, проявляющиеся в вопросах человека, имеют важнейшее значение в развитии его мышления. Не случайно детские психологи и писатели уделяют серьезное внимание вопросам, которые задают маленькие дети-«почемучки» [3].

Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать новое, с интересом  к самим знаниям. При этом, интерес  к знаниям у них тесно переплетен с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их исключительно добросовестное и прилежное отношение к делу [24].

Маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учиться. При этом их привлекают именно серьезные занятия и значительно холоднее они относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа: учащиеся I—II классов признают, что они больше любят уроки чтения, письма, чем уроки физкультуры, рукоделия, пения. Урок они предпочитают перемене, хотят сократить каникулы, огорчаются, если им не дают заданий на дом. В этом отношении к учению выражаются и познавательные интересы детей, и переживание ими социального значения их учебного труда [20].

С началом  школьного  обучения  мышление выдвигается в центр сознательной деятельности  ребенка. Интеллектуальное  развитие  ребенка  6-10 лет находится на стадии конкретных операций. Это  значит,  что  в  указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными [18].

Исключительно важная особенность мышления — его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму, хотя бы она и не была звуковой речью. Речь является не только формой, но и орудием мышления.

Мышление ребенка младшего школьного  возраста находится на переломном этапе  развития. В этот период совершается  переход от наглядно-образного к  словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны [38].

Информация о работе Я-концепция