Взаимодействие детского сада с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:10, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи - стратегическая линия современного дошкольного образования.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.

Файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада с семьей.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

1 часть.  Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, , внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)
  6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)
  7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)
  8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)
  9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей)

2 часть.  Решение педагогических ситуаций. Игра-инсценировка «Как поступить?»

– Задание для  команд. Каждая команда придумывает  конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации. (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

– Вопросы к  педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3 часть.  Упражнения на развитие коммуникативности  педагога.

Упражнение 1 «Кто эта маска?»

Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.

Предлагаю командам разыграть образы родителей. «Рубаха  — парень», «вечно недовольный», «сомневающийся», «интересующийся». Каждая команда выбирает по два образа, называть в слух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите. Зрители при затруднении могут задавать вопросы.

Вопросы к упражнению:

  1. Что было проще создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с тем или иным образом?
  3. Способны ли вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнера по общению?

Упражнение 2 «Искусство общения»

Задание: Подготовить  короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед  каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

Тезисы.

  1. Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  2. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  3. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  4. Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
  5. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  6. В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  7. Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  8. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

По завершении делается общий вывод.

Упражнение 3 «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача —  сделать комплимент сидящему рядом  педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов  их ребенка.

Вопросы после  упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

4 часть.  Банк идей.

Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Подведение  итогов игры. Награждение победителей.

4. Домашнее  задание. Презентация статьи в  родительский уголок.

– Предлагаю  каждому из участников игры презентовать свою статью: обосновать выбор темы, почему именно так оформлена и  будет ли востребована родителями.

Вопросы:

  1. Что было самое трудное для подготовки статьи? (оформление, подбор материала, выбор темы)
  2. В какой помощи нуждаетесь со стороны администрации?

5. Итоги  педсовета.

Обсуждение  проекта решений педсовета.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Несколько идей для привлечения  родителей 

к совместной деятельности в  группах детского сада

Вовлечение  семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу.

Для детей  и педагогов:

  • обогащение познавательной деятельности детей;
  • использование тех интересов ребенка, которые имеют место дома;
  • улучшения отношения к детскому саду в процессе совместной работы педагогов и родителей;
  • использование талантов и увлечений родителей в процессе занятий.

Для родителей:

  • возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;
  • оценка достижений своих детей;
  • понимание родителями процесса обучения (возможности и сложности).

 

Идеи для вовлечения семьи в  жизнь детского сада:

Письменные  формы общения с родителями

  • Блокнот с записями детских высказываний.
  • Записки для родителей, которые передаются через детей. Цветные бумажки, вырезанные в виде различных форм, где содержатся короткие сообщения о новых достижениях ребенка или простая похвала ребенка. В дальнейшем можно ввести ответные записки, где родители могли бы фиксировать домашние заслуги своего ребенка.
  • Альбом со стихами, которые разучиваются в группе. Нужен для возможности помочь детям в повторении стихов дома.
  • Отчет о работе за неделю. В отчете в краткой форме перечислены основные дела, которые были реализованы в течение недели, включая перечисление занятий, игры на прогулке, дежурство детей и прочее. Обычно дети с трудом отвечают на вопрос о том, что они сегодня делали в садике. А предложенная родителям информация позволит сформулировать наводящий вопрос.
  • Фотоальбом с надписями.
  • Стенд “Хочу все знать”.

Его можно выполнить в импровизированной форме: дерево, книга и пр. Рядом со стендом лежат клейкие листочки бумаги. Родители вместе с детьми имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными. Например: “Существуют ли гномы?”, “Бывает ли в Африке зима?”, “ Почему яблоки полезные?”. Ответы на вопросы воспитатель находит вместе с детьми в различной литературе или спрашивая других детей.

Ребенок не хочет ходить в детский сад  

 

Если вопрос о необходимости  отдать ребенка в детский сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш станет самостоятельным.

Как помочь ребенку привыкнуть к  детскому саду? На каждые сто детей  приходится два-три случая длительной и полной дезадаптации детей к  условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Ребенок отказывается ходить в детский  сад, а значит, появляются истерики, капризы, нытье по выходным, а иногда и соматические расстройства - повышения температуры, боли в животе, обострение хронических заболеваний. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала идут в ход просьбы и рассказы о том, как плохо в садике, если это не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они - остается одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей остаются прежними и они вновь собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша.

Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада о необходимости Вашего пребывания в саду. Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько  потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без Вашей поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом Вы станете совершенно спокойно оставлять ребенка в детском саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая вопли своего ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, сократить время пребывания в детском саду до двух-трех часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для Вас, ребенка, и персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости  отдать ребенка в детский сад  решен окончательно, то не стоит  дожидаться момента, когда малыш  станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Если Вы не станете бояться разлуки с ребенком, то, скорее всего, и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к Вам. Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

 

Детский сад – новый  период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного  общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу  и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:  
 
Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Информация о работе Взаимодействие детского сада с семьей