Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
     Объект: экологическое воспитание дошкольников.
     Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
     В ходе исследования были определены следующие задачи:
     1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
     2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;
Введение
 
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи  в экологическом воспитании дошкольников 
 
     1.1 Сущность  и содержание  экологического воспитания дошкольников
 
Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
 
Этапы работы детского сада с семьей по налаживанию их взаимодействия в осуществлении экологического воспитания дошкольников
 
1.4 Формы и метолы работы детского сада с семьей по проблеме экологического воспитания дошкольников
 
ГЛАВА П. Опытно-экспериментальная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 
 
Заключение
 
Список использованной литературы
Введение
     На сегодняшний 
день «экологическое 
     Экологов 
очень волнует отношение людей 
к природе, ведь часто они 
творят в ней, что хотят, 
как будто она  собственность 
каждого. А ведь это ведёт 
к загрязнению окружающей 
     Необходимо 
делать так, чтобы человек 
Народная мудрость гласит: « Яблоко от яблони недалеко падает». И это так, если дома ребенок наблюдает только утилитарное, потребительское отношение к природе, то несмотря на все, усилия педагогов станут напрасной тратой времени. Такой ребенок вырастет бездушным эгоистом в отношении к природе и другим людям.
     Исходя 
из выше сказанного, я выбрала 
такую тему курсовой работы, как: 
«Взаимодействие детского сада 
и семьи в экологическом 
О роли семьи в экологическом воспитании дошкольников в литературе сказано не мало. Данной проблемой занимались такие выдающиеся педагоги, как С.Н.Николаева, Л.В.Лункевич, Л.П.Молодова и др.
     Однако 
отдельно изданного пособия, 
Определим цели, задачи, объект и предмет исследования.
Цель: изучить основные направления и формы совместной работы детского сада и семьи в области экологического воспитания дошкольников.
Объект: экологическое воспитание дошкольников.
Предмет: объединение усилий детского сада и семьи.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1) анализ и систематизация литературы по взаимодействию двух социальных институтов в области экологического воспитания дошкольников;
2) ознакомление с опытом работы по данной проблеме в дошкольном учреждении в целом и в отдельно взятой группе;
3) перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников и экологическому просвещению родителей;
4) апробирование отдельных направлений и совместных форм работы детского сада и семьи в области экологического воспитания.
Методы: анализ литературы, диагностика, перспективное планирование.
Если целенаправленно и систематически проводить совместную работу детского сада и семьи в области экологического воспитания, то это будет способствовать более эффективному усвоению экологических знаний, т.к. именно совместная работа позволяет сформировать начало экологической культуры, т.е. осознанно правильное отношение дошкольников к объектам и явлениям природы.
ГЛАВА I Теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников
В данном параграфе мы попробуем разобраться в сущности и содержании экологического воспитания.
     Для начала определим 
важность и необходимость 
На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными.
На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.
Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал должен оценивать с позиции их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности представляют для систематизации знаний о природе.
     Именно дошкольный 
возраст является базой для 
формирования основ 
- взаимосвязь человека и природы, осознание себя частью природы;
- формирование гуманного, не насильственного отношения к окружающему;
- система представлений и знаний о природе;
- необходимость природы для жизнедеятельности (дыхание, питание и др.);
- формирование знаний об охране природы для сохранения её для будущих поколений.
Мы можем сказать, что, осуществляя экологическое воспитание детей дошкольного возраста, мы формируем первоначальное представление и знания о природе и её взаимосвязи с человеком, тем самым мы формируем эгоцентрический тип экологического сознания ребенка дошкольного возраста. [8, с.3]
     Определим понятие 
«экологическое воспитание 
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегумманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке. [11, с.155]
Сконцентрируем внимание на содержании экологического воспитания дошкольников.
Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет 5 существенно различающихся позиций в определении экологии. Для рассматриваемого вопроса значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки (биоэкологии), изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания.
     Биоэкология 
имеет 3 раздела, в которых 
Однако применительно к дошкольному возрасту второй раздел биоэкологи не рассматривается при обучении. [13, с.34]
     Оба понятия в форме 
конкретных примеров из 
Взаимодействие человека с природой – второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии, экологии человека – не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствие этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогики с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
     Итак, в 
основе экологического 
     Представляется,  что 
поворот к экологическому 
Рассмотрим как формируется экологическое мышление дошкольника.
     Авторы монографии 
«Экологическое знание и 
     Экологическое сознание 
– это общественное сознание, 
которое отражает 
Экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным или сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования. Его формирование должно опираться на научные, идеологические интерпретированные знания. Изменение непосредственной практической деятельности по отношению к природе, выработка активной жизненной позиции ускоряют процесс формирования экологического сознания. [2, с.206]
     Очень близко 
по своему  содержанию к понятию 
«экологическое сознание»