- доверительность отношений. Этот  принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и  доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей. Определяя этот принцип, мы исходим  из педагогической деятельности, согласно которой «никого ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть  именно этому  и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании родители должны увидеть  личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной  и прогностической.
- подход  к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия.
     Во-первых, 
определяя содержание формы работы 
с родителями, необходимо исходить 
из того факта, что именно  
последние являются для нас социальными 
заказчиками.
     Во-вторых, 
они для нас не ученики, а 
партнеры, а мы  помогаем, а не  
учим воспитывать их собственных 
детей и то, что мы им предлагали 
должно быть интересно и полезно.
     4) утверждение 
самоценности родителей. Только уважающие себя родители 
могут воспитывать здоровую и свободную 
личность. Этот принцип предполагает:
  - проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;
- отказ от позиции по отношению   к ним,  оказание им поддержки;
-  создание условий,   при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявлять свои положительные качествам  и способности.
     5) эмансипация 
родителей. Этот принцип предполагает:
    - освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить;
- пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге помогает им лучше понять своих детей. [18, с.39] 
     Таким образом, 
система работы с родителями  
может рассматриваться как один 
из возможных путей поиска 
эффективных средств включения 
родителей в воспитательный процесс 
детского сада и приближение 
профессионального педагога к семьям его воспитанников. [15, с.62] 
     Попробуем 
обобщить все выше сказанное:
    - хороший результат получают воспитатели при трехступенчатой подготовке родителей;
- в итоге этой работы возрастает экологическая и педагогическая культура родителей, что помогает им установить хорошие отношения своих детей с природой на всех этапах воспитания у них гуманных отношений к живому;
- работа с родителями становится более результативной, если  строится поэтапно, исходя из  пяти принципов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТЫ  
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО  ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО 
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ФОТОСЕССИЯ 
ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.4.  Формы и методы работы детского 
сада с семьей по проблеме экологического 
воспитания дошкольников
 
     Сконцентрируем внимание на формах 
и  методах работы детского сада с семьей 
по проблеме экологического воспитания 
дошкольников.
     Работа 
с  родителями по экологическому 
воспитанию дошкольников  является  
одной из составных частей 
работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только 
совместными усилиями мы можем решить 
главную нашу задачу – воспитание человека 
с большой буквы, человека экологически 
грамотного, человека, который будет жить 
в ХХI веке.
     В наше 
время проблемы экологического воспитания  вышли на первый план, 
и им уделяют все больше внимания. Причина 
– в деятельности человека в природе, 
часто безграмотная, неправильная с экологической 
точки зрения, расточительная, ведущая 
к нарушению экологического равновесия.
     Каждый 
из тех, кто принес и  приносит вред природе, 
когда-то был ребенком.  Вот почему так 
велика роль дошкольных учреждений в экологическом 
воспитании детей, начиная с раннего возраста. 
Задача педагога – показать родителям 
необходимость воспитания у детей экологической 
культуры. Экологическая культура – это 
знания, практические навыки, эстетические 
переживания – эмоциональное отношение 
и практические поступки и поведение  
детей (сопереживание, сочувствие, интерес 
и желание оказать помощь природе и т.д.). 
[7, с.58] 
     В работе 
с родителями по экологическому 
воспитанию детей необходимо 
использовать как традиционные 
формы (родительские собрания, конференции, 
беседы, консультации), так и нетрадиционные 
(деловые игры, бюро педагогических 
услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны 
основываться на педагогике сотрудничества. 
Работу следует проводить в двух направлениях:
     - педагог – родитель;
     - педагог – ребенок – родитель.
     Прежде 
чем выстраивать работу, надо 
понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень 
родителей, психологическое состояние 
семьи, ее микроклимат). Важно проводить 
работу дифференцированно, объединив 
родителей в подгруппы. [6, с.58] 
     При выборе 
форм общения с родителями 
надо помнить: следует отказаться от назиданий,  надо привлекать 
родителей к решению важных проблем, нахождению 
общих правильных ответов. Например, при 
организации родительского собрания на 
тему «Задачи экологического воспитания» 
воспитатель может провести предварительное 
анкетирование родителей с целью выяснения 
их понимания связанных с экологическим 
воспитанием проблем. Родительское собрание 
можно начать с КВН между командой детей 
и родителей, проанализировать вместе 
с родителями данное мероприятие, сделать 
выводы:
     - основы экологического воспитания направлены 
на формирование ответственного отношения 
к окружающей среде;
     - одно дошкольное учреждение без помощи 
семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, 
что 80% черт характера ребенка закладывается 
в семье [5, с.45]
     Для формирования экологической культуры 
нужно дать детям элементарные научные 
знания о природе, поддерживать интерес 
к познанию окружающего мира, научить 
видеть в обыденном чудесное, в привычном 
необычное, вызывать эстетические переживания, 
сопереживать живым существам. Следовательно, 
педагоги должны закладывать в сознании 
детей ощущение окружающего мира как дома. 
Поэтому можно предложить родителям серию 
наблюдений в природе и специальных заданий 
типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться  
красками заката…
     Чувство 
природы является основой экологического 
– и эстетического – сознания 
человека. Для этого детей необходимо 
не только просвещать, но учить 
тому, как вести себя в природе. 
Нормы поведения в природе 
должны быть усвоены каждым 
ребенком как таблица умножения. Можно предложить родителям 
совместно с педагогами составить правила 
поведения в природе.
     Важно с 
раннего детства воспитывать 
у детей чувство непримиримости 
к фактам безответственного поведения 
людей, например не затушенным 
кострам, оставленному мусору. Им целесообразно 
противопоставить правильные практические 
действия: уборка мусора, расчистка родников 
и т.д. особое внимание надо уделить искоренению 
в некоторых детях стремления мучить животных, 
убивать их. Для приобретения опыта поведения 
в природной среде можно использовать 
экологические ситуации. Например, дети 
нашли в лесу ёжика и принесли его домой. 
Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он 
погибнет: человек не сможет обеспечить 
ему необходимые для жизни условия. Дикое 
животное должно жить на воде; значит, 
ежа надо вернуть в лес. Животные в природе 
не потерянные и  не брошенные: они живут 
своей жизнью). [6, с.59] 
     Можно использовать 
и словесные ситуации, которые 
хорошо предложить родителям 
обсудить дома с детьми. 
     В итоге 
вместе с родителями надо сделать вывод:  
показателями эффективности экологической 
образованности и воспитанности являются 
не только знания и поведение ребенка 
в природе, но и его участие в улучшении 
природного окружения своей местности. 
В этом велика роль взрослого, который 
своим отношением к природе, своим поведением 
оказывает сильное воздействие на личность 
ребенка. [5, с.45]
     Остановимся 
и подробнее рассмотрим формы 
работы с родителями. Эффективной 
формой работы с родителями 
является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
     Начать 
можно с прослушивания магнитофонной 
записи рассказов детей о своих 
питомцах. Для родителей, дети 
которых проявляют равнодушие, цель 
беседы – заинтересовать. Для 
родителей, дети которых проявляют 
жесткость к животным, цель – не навреди. Поэтому для 
каждой подгруппы родителей целесообразно  
организовать отдельную беседу.
     Еще одна 
форма работы с семьей – 
педагогические ширмы, в которых 
родителям необходимо давать 
четкие, конкретные, практические советы 
по узкой теме. При этом родители должны получать 
ответы на интересующие их вопросы. Например: 
что рассказать ребенку, чему научить 
его, на что обратить внимание. Здесь же 
воспитатель может предлагать родителям 
серию вопросов, которые они будут решать 
вместе с ребенком дома, на природе. В ширме 
хорошо помещать и логические задачи, 
решать которые дети могут самостоятельно 
или с помощью взрослого. Например, на 
асфальт после сильного дождя выползло 
много дождевых червей? Почему? Что ты 
будешь делать?
     Через ширмы 
можно знакомить детей и родителей с народными 
приметами, но обязательно с заданием:  
почему так говорят? Например,  проверьте 
свои наблюдения и расскажите детям: «Природа 
не храм, а мастерская, и человек в ней 
работник». Объясните.
     Такую форму 
работы, как консультации, например, «Использование 
художественной литературы в экологическом 
воспитании дошкольников в семье», можно 
начать с просмотра выставки книг по природе 
для  детей. Здесь важно напомнить родителям: 
прежде чем читать книгу детям, необходимо, 
чтобы сами родители вначале прочитали 
её. Можно на консультации показать  родителям 
сценку, например, «Лесные уроки вежливости».  
В которой сказочные персонажи расскажут 
о том, как надо вести себя в природе. После 
просмотра  воспитатель может побеседовать 
с родителями, дать им конкретные советы, 
порекомендовать детям дома сделать зарисовки 
о природе,        рассматривать 
картины и иллюстрации о природе, посмотреть 
какие-то телевизионные  передачи и т.д. 
[12, с.19] 
     Такие формы 
работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие 
знания о природе есть у детей, показать, 
что эти знания необходимы для формирования 
основ экологической культуры.
     Итак, в 
заключении следует отметить 
следующее:
  - в работе с родителями по экологическому воспитанию дошкольников необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, конференции, консультации, беседы), так и  нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон и т.д.).
- задача педагога – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры;
- работу следует проводить в двух направлениях: 
- педагог – родитель;
- педагог – ребенок 
– родитель.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ 
ИСТОЧНИКОВ
 
  - Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.  //Дошкольное воспитание   – 2000. - №2 – с.44-49. 
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996.
- Доронова Т.О. Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства – в отрочество». //Дошкольное воспитание   – 2000. - №3 – с.87-91. 
- Дуброва В.Г. Теорико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи – Мн: Нар.асвета, 1997.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. //Дошкольное воспитание   – 1998. - №7 – с.45-49.
- Зенина Т.А. Работаем по программе «Юный эколог». Из опыта работы по экологическому воспитанию.  //Дошкольное воспитание   – 1996. - №7 – с.42-46.
- Зенина Т.А. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. //Дошкольное воспитание   – 2000. - №7 – с.58-63.
- Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим. //Дошкольное воспитание   – 2005. - №7 – с.3-9.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 1998.
- Ляшко Т. Нас объединяют дети. //Дошкольное воспитание   – 1998. - №10 – с.54-59.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001.
- Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых. //Дошкольное воспитание   – 2000. - №6 – с.19-30.
- Николаева СН. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
- Новикова Л.И. Школа и среда. – Мн.: Нар.асвета, 1985.
- Петрыкевіч А.А. Стаць сапраўднымі партнёрамі: узаемадзеянне педагогаў і бацькоў у экалагічным выхаванні дашкольнікаў. //Адукацыя і выхаванне – 1994. - №9 – с.83-86.
- Петрыкевіч А.А. Сям”я і дашкольныя ўустановы. Агляд сучаснай англа-амерыканскай педагагчнай літаратуры.  //Адукацыя і выхаванне – 1993. - №3 – с.108-113.
- Ярмолинская М.М. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе экологического воспитания дошкольников.   //Экопедагогика: состояние, проблемы. перспективы – 1995. - №5 – с.39-43.