Вальдорфская педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявление теоретических оснований и практических характеристик процесса обучения в вальдорфских школах, обеспечивающих качественное образование возможно большему числу детей, независимо от стартовых условий.





Задачи исследования:

1. Выявить педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфских школах.

2. Провести анализ процесса обучения в вальдорфской школе при помощи основных категорий современной дидактики.

3. Выявить элементы системы обучения в вальдорфских школах, обеспечивающие интеграцию детей с разными исходными условиями в едином учебном процессе и получение ими качественного образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3

Глава I. Понимание сущности процесса обучения в вальдорфской педагогике……………………………………………………………..….…..6
Принципы формирования содержания образования в вальдорфской школе…………………………………………………….….10

Глава II. Анализ принципов обучения вальдорфской школы по возрастным ступеням…………………………………………………...…..15

2.1. Дошкольный период…………………………………………………..…….….18

2. 2. Обучение и воспитание в младшей и основной школе (с 1 по 8 класс)………………………………………………………………...……...…19

2.3. Обучение в старшей школе (9-11-тый классы)……..……….……..27

Заключение ………………………………………………..…………………30

Список литературы …………………………………….…………..………32

Файлы: 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 63.62 Кб (Скачать файл)

Обучение в  младшей школе. В соответствии с задачами развития данного возраста подбираются содержание и методы преподавания.  Универсальными средствами для достижения вышеназванных целей являются: 

1. Обучение на модели, - через показ («делай, как я»). При этом   используется  живая способность детей к подражанию и впитыванию внешних впечатлений; учитель демонстрирует образцы  правильного, красивого и гармоничного действия. Эта форма обучения особенно важна в работе с речью (ежедневное хоровое говорение и слушание правильной и красивой речи на уроках родного и иностранных  языков, пение), но широко используется и в обучении другим предметам, как элемент методики (рисование форм, письмо, эвритмия, рукоделие, искусства,  математика).

2. Включение элементов  движения в предметное преподавание (художественная речь, сопровождающаяся  жестами и движением в пространстве, письмо, рисование форм, ритмический  счет, эвритмия, подвижные игры).

3. Обогащение памяти через  заучивание наизусть, восприятие  и пересказ большого количества  материала, осознанное понимание  которого  будет происходить лишь в дальнейшем, по мере общего развития и личностной зрелости учеников.

4. Образная подача материала  является универсальным методическим  средством для всех предметов. Образ – это не отражение ощущений в сознании (принцип наглядности, отвергаемый вальдорфской педагогикой); имеется в виду художественный образ, метафора, иносказание, притча, сравнение, символ; в отличии от принципа наглядности, убивающего фантазию, обедняющем чувства и лишающим содержание преподавания глубины (Р. Штайнер), образ пробуждает фантазию, живое чувство и действует терапевтически.  Именно образы сказок, легенд, басен, мифологии, преданий и т.п. оказывает глубокое воздействие на формирование характера, совести, склонностей, симпатий к моральному (доброму) и антипатий к неморальному (злому). Образ обращен к переживанию и затрагивает всего человека: мышление, чувство и волю и является благодаря этому мощным средством воспитания. Образное преподавание помогает детям обучаться письму, чтению и счету так, что обще развивающее действие  процесса обучения выходит далеко за рамки простого овладения культурными техниками или умственными операциями и становится широким образовательным процессом. Учитель использует предметы природы, как образы и символы человеческих моральных, душевных и духовных качеств (притчи, иносказательные рассказы о природе, предания  и истории родного края и т.д.). Ученики воплощают художественные образы в своих творческих работах – в оформлении тетрадей,  рисовании, живописи, пластицировании, в регулярных театральных постановках и музыкальных выступлениях.

5. Занятия искусствами  и рукоделием развивают чувство  формы, цветовой и звуковой  гармонии, чувство языка, звука,  закладывают основы художественного  вкуса и  формируют элементарные навыки работы с материалом.        

 

 

 

  Перелом в развитии в возрасте 9-10-ти  лет.

Перелом в развитии, происходящий в возрасте 9-10-ти лет, описывается  Штайнером практически во всех курсах лекций по педагогике [3, 262-285;14, 89-90]. Он также отмечается и другими авторами [20, 146]  Для нашего анализа важно выявить  способ описания данного психологического факта и его связи с обучением на уровне целей, содержания и методов, то есть то, как психологическое знание  становится в вальдорфской школе дидактическим. 

Согласно Р.Штайнеру в  возрасте 9-10-ти лет в развитии ребенка  происходит важный перелом, связанный  с его самоощущением по отношению  к миру и собственной жизни.  Происходит рост самосознания, сознание собственного «я» усиливается. В связи с этим усилением самосознания  переживается дистанция между «я» и миром.   Естественное единство с миром разрывается. Также и субъективно переживаемое отношение к учителю, как к естественному любимому авторитету ослабевает, хотя объективная потребность в авторитете и поддержке со стороны взрослого сохраняется.   Исчезают естественность и спонтанность – последние отзвуки дошкольного детства. Восприятие окружающего мира становится более реалистичным, ребенок «пробуждается» к реальности внешнего мира. Понимание мира становится более осознанным. До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в виду того, что формирование понятий естественно для природы ребенка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребенка, которые являются опорой для памяти.

Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребенка, что ему интересно. Например, чувство ритма является насущной потребностью ребенка до полового созревания. Поэтому в данном возрасте ребенку легко дается заучивание большого количества стихотворений. Также легко и весело заучивают дети таблицу умножения под ритмические хлопки и топанье ногами.

Обучение в  период с 4 по 6 классы. Появляются дополнительные задачи этой возрастной ступени: 1. поддержать процессы развития самосознания; 2.  Помочь преодолеть связанные с этим психологические кризисы и чувство изоляции от мира. 3. Укреплять  и развивать точное восприятие реальности внешнего мира.

Обучение отвечает на эти  задачи следующим образом:  

1. Отказ от элементов,  свойственных дошкольному периоду. Исчезают те особенности младшей школы, которые были обусловлены сохранявшимися отзвуками дошкольного периода: обучение на модели перестает играть значительную роль и отходит на задний план (хотя   обучение через подражание является элементом обучения на всех ступенях, включая высшую школу и обучение взрослых). Уменьшается и значение движения на основном уроке (языки, математика, рисование форм). Остальные принципы сохраняются.

2. Укрепление самосознания (тонкая цель). Самосознание не может развиваться без усиления элементов мышления, что строится на основе аналитического метода. Выделение структур и элементов в целом (например, грамматических структур и правил в языке, введение дробей и действия с ними и т.д.), точность построений в составлении элементарных карт, геометрических рисунках, наблюдениях и описаниях природы, растений и животных, введение нотного письма и начал теории музыки т.п.  – все эти новые элементы считаются с ослаблением непосредственного переживания единства с предметом и укрепляют самосознание и самостоятельность мышления детей.

3. Укрепление связи с миром (тонкая цель). Если  усиление мышления поддерживает процессы самосознания, то с другой стороны необходимо создать противовес негативным следствиям одностороннего развития самосознания.  Преобладание исключительно аналитического теоретического рассмотрения привело бы к отчуждению детей от мира. Поэтому важная задача  поддержать и укреплять связь с  миром на новом, более сознательном уровне. Ребенок не только узнает что-то о мире, наблюдает и анализирует, но выстраивает с миром эмоционально и ценностно окрашенную связь. Эти процессы поддерживаются  благодаря тому, что исходным пунктом преподавания выступает собственный душевный и телесный опыт детей. Связь с живым переживанием не должна теряться.  Например, преподавание предметов естественнонаучного цикла (учение о животных, растениях) берет за исходный пункт человека и собственный телесный опыт детей: строение животного в сравнении со строением тела человека, например, конечности лошади осмысливается в их отличии от моих руки, ноги, ступни и пальцев; форма цветов приводится в связь с человеческими чувствами и т.д. Процессы самопознания и процессы познания природы взаимопроникают друг друга.

Большую  роль при таком обучении играет искусство, которое методически включено в преподавание всех предметов.

Ребенок 12-14-ти лет. Возраст 11-12-ти лет также характеризуется Р. Штайнером, как  важный переходный этап.   На этот раз переход связан преимущественно с телесным развитием и отражением этого развития в душевно-интеллектуальной области. До этого возраста в теле преобладали ритмическая система и динамика мышц, в связи с чем ребенку более близкими были понятия из живой природы. Это – физиологическая основа склонности детей к живому, образному мышлению. Теперь, по Р.Штайнеру, на передний план выходит костная система, скелет. Возникает импульс роста конечностей и минерализации всей костной системы. Впервые ребенок переживает свое тело как внутреннее препятствие [26;2]. Параллельно с этим постепенно начинают  вступать в игру гормональные изменения, связанные с половым созреванием. Эти физиологические процессы ведут ко второму изменению облика.

На душевно-интеллектуальной плоскости эти процессы отражаются в способности и склонности  к образованию (пониманию) понятий, относящихся к неживой природе, к абстрактным понятиям, свободным от образности,  к самостоятельному, критическому суждению, особенно к поиску причинно-следственных связей  в природе, истории и человеческой жизни.  На душевном уровне подросток переживает окончательную утерю чувства детства. Нарастает разлад  между телесными и душевными процессами. Перед ним возникают вопросы о загадках собственного существования, смысле человеческой жизни и своем месте в ней.

Начало пробуждения бурной жизни чувств, связанное с половым  созреванием, которое идет параллельно  со скачком в развитии интеллекта, способности независимого суждения и потребности в нем  приводит подростка к остро ощущаемым вопросам о места человека в мире и о своем индивидуальном смысле жизни.  Социальные связи  должны быть установлены заново на всех уровнях – с друзьями, учителями, родителями. Т.е. в этот период особенно важно правильно и целесообразно применить принцип культуросообразности. А именно учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества[21].

Обучение в 6-8 классах.  Также и на этом этапе задача преподавания – поддержать процессы, находящиеся в развитии, - это прежде всего относится к пробуждению и укреплению сил интеллекта, -  восполнить те односторонности и опасности, которые связаны с чрезмерным преобладанием негативных тенденций возраста (тенденция к замыканию в себе), оказать внутреннюю поддержку подростка в его поисках, сомнениях и проблемах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Обучение  в старшей школе (9-11-тый классы)

Подросток и молодой  человек 15-18-ти лет.

Перелом в развитии  данного возраста особенно отчетливо демонстрирует, как происходит переход от одной ступени развития к другой:  сначала новая ступень «возвещает о себе» (12-14лет) как душевно, так и телесно; затем наступает пик в отчетливом, переживаемом часто драматически физиологически-психологическом процессе (14-16 лет), который на все последующее время утверждает свое значение; затем процесс завершается, оставляя за собой некий след (16-21 год). Этот след относится не только к биологическому процессу созревания, - последний перешел свою высшую фазу - в способность к продолжению рода - но к сопровождающему это биологическое созревание   душевному и социальному созреванию. 

Тенденции и потребности, о которых мы писали в предыдущем разделе, достигают своей кульминации. Период подросткового кризиса характеризуется  нестабильностью, противоречивостью, переменчивостью настроений. Важным содержанием этого кризиса является освобождение от детской зависимости и повышенное стремление к самостоятельности, к взрослой жизни, при объективной невозможности вести самостоятельную независимую жизнь.  Это – возраст открытия молодыми людьми своей индивидупльности, своего «Я»,  потребности выработать личную позицию по отношению к людям и явлениям мира. Период юности многими авторами характеризуется как период «бури и натиска», период усвоения культуры, врастания в объективные общественно-культурные данности своего времени,  нахождения своего места в нем (проблема поиска самоидентичности). Склонности и поиск идеалов – идеализм ранней юности, романтическая любовь, сочетается с потребностью найти себя в реальном мире.  Если к концу школы у молодых людей не появляется конкретной перспективы на дальнейшую учебу или приобретение профессии, с которыми молодые люди могут связать свое будущее, то мотивов обучения у них не появляется.

Вывод

Концепция старшей школы  должна в идеале соответствовать  потребностям данного возраста, имеющего для всей последующей жизни  важнейшее значение. Фактически вальдорфские школы в разных странах мира создают концепции старшей школы, идя на более или менее большие компромиссы, учитывая требования  системы  образования соответствующей страны. Для России – это прежде всего сокращение времени обучения: в классической вальдорфской школе обучение продолжается 12 лет + 13 класс для подготовки в ВУЗ. В России – это 11 лет. Одиннадцатый класс в значительно степени посвящен подготовке к выпускным экзаменам  и поспуплению в вуз. Поэтому  предусмотренные вальдорфской программой широкие образовательные перспективы,  (индустриальная, сельскохозяйственная и социальная практики, проекты, образовательные путешествия,  занятия искусствами и др.), отвечающие потребностям и задачам возраста, могут осуществляться лишь частично.  Подготовка к государственным экзаменам и дальнейшему обучению является важной задачей любой школы. Р.Штайнер подчеркивал, что  целью вальдорфской школы не может быть реализация ее педагогических идеалов в отрыве от конкретного социального мира, в котором она существует. Поэтому компромиссы, на которые приходится идти, составная часть любой здоровой педагогики [25, 81-90]. Все остальное  - само собой разумеющееся выполнение требований закона, в обосновании которых нет никакой необходимости. В классической вальдорфской школе переход от 8-го к 9-тому классу характеризуется тем, что время «классного учителя», - педагога, преподававшего все или много предметов, сменяется на «время» специалистов – учителей предметников. Если раньше отношение к предмету определялось через отношение к учителю, то теперь отношение к учителю во многом определяется тем, насколько учитель суверенно и компетентно способен давать свой материал, насколько он, как личность, уверенно стоит в мире, представленном в его предмете и ориентируется в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В этой курсовой работе мы проанализировали обучение в вальдорфской школе, а  так же педагогические принципы обучения и воспитания в ней. И мы пришли к выводу, что вальдорфская система обучения является отличной во многом от традиционной системы, хотя и пользуются одними и теми же принципами. Основатель вальдорфской школы Рудольф Штайнер. Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании.

Информация о работе Вальдорфская педагогика