Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:06, биография

Описание работы

Рано лишившись отца, он был окружён в детстве заботами матери. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей.
Поступив в университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближе к народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становится агрономом.
Чтение «Эмиля» Руссо подействовало на Песталоцци с особенною силою. Человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Швейцарский педагог  И.Г. Песталоцци (1746-1827) 
 
 

Песталоцци (Иоганн Генрих Pestalozzi, 1746 - 1827) – знаменитый швейцарский педагог, родом из Цюриха, сын врача.  
 
 

Биография 

Рано лишившись  отца, он был окружён в детстве  заботами матери. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей.  

Поступив в  университет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинает думать о нуждах народа, о средствах к  их устранению и, чтобы быть ближе  к народу, готовится сначала к  юридическому поприщу, а затем становится агрономом.  

Чтение «Эмиля»  Руссо подействовало на Песталоцци с особенною силою. Человек замечательно мягкого характера, до болезненности  отзывчивый к людскому горю, Песталоцци волновался и горячился на каждом шагу.  

Покинув университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Здесь ему хотелось ввести некоторые  преобразования в земледелии и познакомить  с ними окрестных крестьян. Вследствие полной неспособности Песталоцци заниматься хозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только к крайне стеснённому материальному положению. Именно в это время он пришёл к мысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без вся кого призора и воспитания.  

При некоторой  поддержке местных общин и добрых людей Песталоцци собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом к полевым работам, а зимою к ремеслу.  

Поначалу и  это начинание постигла неудача. Родители стали уводить своих  детей, как только те получали приличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаны детьми. Песталоцци вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хватало средств на её содержание.  

Небольшое сочинение  Песталоцци, созданное в это время - «Досуги отшельника» (1780) и написанное в виде афоризмов, было встречено читающей публикой не без сочувствия. Песталоцци высказывает здесь все свои основные взгляды, которые он только развивает впоследствии.  

Большой успех  имело его сочинение «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушке получила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своих детей и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит здесь к суровым вопросам жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия», можно только в том случае, если уровень народного образования будет поднят - но так как у народа нет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, то образование, по убеждению Песталоцци, прежде всего следует отдать в руки матерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать им руководство, которое и было написано Песталоцци.  

В зрелые годы Песталоцци пришлось вернуться к своей прежней  деятельности. Швейцарское правительство, в среде которого были люди, расположенные к нему, предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь Песталоцци вновь собрал детей, оставшихся после войны без пристанища. Не имея помощников, он сам должен был справляться с детьми (а их было около ста человек), имевших, мягко выражаясь, не совсем хорошие привычки. Песталоцци был в одно и тоже время начальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой. Тем не менее сердечность и душевная привлекательность Песталоцци превозмогли все трудности: вскоре ему стали помогать старшие дети.  

Занятия Песталоцци были прерваны совершенно случайно: французским  войскам понадобились монастырские здания под госпиталь, и Песталоцци, силы которого в это время были надорваны, вынужден был закрыть школу.  

Несколько времени  спустя, при более благоприятных  обстоятельствах, ему удается открыть  школу в Бургдорфе, а затем  перенести её в Ивердон, где известность  педагога достигает апогея.  

Вместе с тем, в Бургдорф и Ивердон являлись проверяющие, чтобы воочию убедиться в целесообразности приемов Песталоцци.  

Российский император  Александр I также интересовался  делом Песталоцци, виделся с ним  и отнёсся к нему весьма милостиво.  

Последние годы жизни педагога принесли ему много огорчений: помощники его в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанное им заведение и вскоре умер в своём Нейгофе.  
 
 

Педагогическая  концепция  
 

Песталоцци был  «народником» в лучшем значении слова.  

Последовательнее всего Песталоцци изложил свои педагогические взгляды в книге «Как Гертруда учит своих детей». Основою воспитания должна быть природа человека. В психической жизни человека Песталоцци подмечает пять «физико-механических» законов: закон постепенности и последовательности, закон связности, закон совместных ощущений, закон причинности и закон психической самобытности. Эти законы должны быть применены к воспитанию и обучению, им соответствует наглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений и представлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой «подкладки», то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешних органов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знаний обнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получить образ, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массы образов и способность дать ему определённый «значок». Поэтому основой всякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, число и слово. Знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилось в форму, ясно различается от других знаний и получило название.  

На этих рассуждениях Песталоцци строит последовательную методику «элементарного преподавания». Обучение слову, форме и числу приводит к необходимости заниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. Песталоцци даёт очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципе наглядности.  

Основные методические приёмы обучения грамоте, счёту и  письму, как они изложены у Песталоцци, стали в настоящее время достоянием мировой педагогики.  

Подобно ряду других педагогов, простое накопление знаний Песталоцци считает вредным: знание должно вести к действию.  

Верный принципу наглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и навыки приобретались тем же путем, как и знания - путём наглядности.  

Собрание сочинений  Песталоцци вышло ещё при его  жизни (Тюбинген и Штуттгарт, 1819 - 26). Новое издание принадлежит Зейфарту (Берлин, 1869 и сл.), который написал  одну из лучших биографий П. (Лпц., 1876).  

На русском  языке избранные педагогические сочинения Песталоцци выходят впервые  в «Педагогической Библиотеке», издаваемой Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.).  

«Исповедь» Песталоцци переведена К. Воскресенским (Рига, 1893).  
 
 

Сочинения Песталоцци: 

«Исповедь», 

«Досуги отшельника» (1780), 

«Лингард и  Гертруда» (1781-87), 

«Как Гертруда учит своих детей» (1801), 

«Лебединая песня» (1826).  
 
 

ВСЁ ДЛЯ ДРУГИХ, НИЧЕГО ДЛЯ СЕБЯ 

В 1766 году один двадцатилетний юноша полюбил девушку и решил предложить ей руку. Юноша был беден, девушка — из семьи богатого купца; надежд на брак было мало. Всё же юноша написал девушке письмо и рассказал, что её ожидает, если она решится принять предложение. 

Прежде всего  он отметил: «О моей внешней неприглядности я не хочу даже говорить: всякий знает, какой я красавец, какой ловкий человек». Слова «красавец» и «ловкий человек» не были поставлены в кавычки лишь потому, что иронический их смысл и так был понятен. Затем он говорил, что ему и, следовательно, ей «придётся переживать жизнь, полную горя и трудов, потому что на беды отечества и на несчастья друзей я буду смотреть как на свои собственные, и когда зашла бы речь о спасении отечества, конечно, я забыл бы и жену и детей». Далее он подробно перечислил недостатки своего характера и упомянул, что у него слабое здоровье. 

Несмотря на всё это — несмотря на то, что  он беден, некрасив, нездоров, с дурным характером и может легко забыть жену и будущих детей, — он всё  же предлагал руку девушке, известной своим богатством, красотой, грациозностью, умом и находчивостью. Впрочем, заключал он, «если вы признаете за лучшее отказать, то и откажите: надеюсь, что во мне найдётся достаточно силы, чтобы отнестись к этому как следует разумному человеку и христианину». 

Это было, возможно, самое странное предложение из всех, которые когда-нибудь делал какой-нибудь влюблённый юноша в мире. Но девушка  приняла его. Брак был заключён, и  оказалось, что юноша ни в чем  не обманул свою невесту: всё случилось  так, как он и предсказывал, только ещё быстрее.  

За два года из-за его непрактичности исчезло  и его крохотное наследство, и  её приданое, и они оказались нищими и почти всю жизнь — тридцать лет — прожили в невероятной  бедности, такой, что хоть побираться иди. 

Но ещё оказалось, что Анна (так звали девушку) не очень ошиблась, вступая в брак, ибо после тридцати лет отчаянья, бедности и разочарований муж её стал известен на весь мир, и великие философы, политические деятели и даже императоры приезжали к нему на поклон или принимали его. 

Эта сказочная  история произошла с швейцарцем Генрихом Песталоцци. Обойти его жизнь  нельзя — такое большое значение имели труды Песталоцци для просвещения  во всём мире, в том числе, в России. 

Песталоцци родился  в Цюрихе в январе 1746 года и за всю жизнь ни разу из Швейцарии не уезжал, если не считать его неудачной поездки к Наполеону в Париж. 

Отец его был  хирург; он умер, когда Генриху было пять лет, оставив жену и троих  детей почти без средств. Семья  жила очень бедно и очень дружно: великодушие, самопожертвование, нежность и участие Генрих Песталоцци видел в семье с детства. Здесь и сформировался его характер, здесь и научился он любить людей: он видел, как умеют любить его мать, брат и сестра, как предана семье служанка. В этом мире всему можно научиться: твёрдости, терпению, мужеству. Но любовь человек черпает только из чьей-то другой любви. Он должен получить заряд, или запас, или толчок к развитию этой «обременительной способности» — способности любить, сочувствовать, сострадать. 

В школе Генриху пришлось худо. Школьные предметы не интересовали его; учителя ругали его за невнимательность и лень, считали тупицей. За все годы обучения (да и позже) он так и не научился писать грамотно. Добавим к этому, что товарищи по школе травили его и дразнили: во-первых, он был «мужик», из деревни, а во-вторых, он имел привычку вмешиваться не в свои дела, заступаясь за слабых, так что ему попадало больше всех. «Он был добр до самозабвения, — пишет один из биографов Песталоцци, — он был впечатлителен до истерики и слёз, вспыльчив до исступления — горячее, пламенное сердце билось в этом тщедушном, слабом, некрасивом ребенке».  

Однажды нищий  попросил у него милостыню, денег  у мальчика не было. Генрих нагнулся и снял серебряные пряжки с ботинок. Мальчишки бегали за Генрихом и кричали: «Вот чудак из чудаков из страны дураков!» 

Окончив городскую  школу, а потом коллегию (вместе они  давали среднее образование), Песталоцци занялся политической деятельностью. В то время в Швейцарии положение  бедняков было тяжёлым, часто вспыхивали крестьянские восстания. Песталоцци мечтал пожертвовать жизнью ради крестьян, мечтал о жизни благородной и красивой. Он вошёл в кружок друзей, пытавшихся возродить в обществе правила строгой нравственной жизни. Ему было уже лет восемнадцать, когда он вдруг стал ходить в самой бедной одежде, спать на голых досках и даже питаться одной травой (во всяком деле этот человек доходил до крайностей), отчего едва не умер. А друг его, Каспар Блюнчли, принявший такой же образ жизни, действительно умер. У постели умирающего и познакомился Генрих со своей будущей многострадальной женой. 

К этому времени  Песталоцци попадает в руки книга  Руссо «Эмиль, или О воспитании». Руссо звал к свободе и общественной справедливости. 

Прочитав книгу, Песталоцци сразу решает, что его, Песталоцци, долг — жить в деревне, поближе к природе, среди простых людей. Он должен стать земледельцем, ибо, как уже говорилось, Руссо доказывал, что всякий праздный человек — плут. Так было и сделано: проработав с год на чужой ферме батраком (чтобы приобрести опыт) и отыскав компаньона со средствами, Генрих Песталоцци покупает участок в деревне Нейгоф, нанимает рабочих и строит огромный дом в итальянском стиле, гораздо более вместительный, чем нужно для его семьи. Дом, сожравший все его сбережения. 

Хозяйствовать Песталоцци не умел: на полях его  ничего не росло, батраки разбежались, компаньон забрал свою долю (пришлось отдать ему приданое жены), и остался  Песталоцци с женою, ребёнком, землёю и домом — и без гроша  денег. Но не страшно, прожил бы: часть земли отдал бы в аренду, часть сам распахал... 

Однако тут  ему пришла в голову новая идея — дельная идея, ибо она-то, при  всём её кажущемся безумии, и привела  Песталоцци к его педагогической системе, а потом и к известности. 

В то время по дорогам Швейцарии бродили сотни бездомных, нищих детей, не имевших ни пристанища, ни хлеба — «беспризорных», как сказали бы теперь. В городе дети бедняков работали на ткацких фабриках, а в деревне... Что им было делать в деревне? (Лишь к концу жизни Песталоцци был издан закон об охране детского труда: по этому закону к работе не допускали детей моложе девяти (!) лет, и рабочий день ограничили 12—14 часами).  

Информация о работе Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци