Д. И. Менделеев как педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.
Задачи:
- изучить основные тенденции и факторы развития образования в России во второй половине XIX - начале XX века;
- определить условия формирования мировоззрения и социально-
педагогических взглядов Д .И .Менделеева;
- охарактеризовать общественно-педагогическую деятельность Д.И .Менделеева;
- раскрыть направленность основных педагогических идей
Д.И .Менделеева;

Содержание работы

Введение 3
Биография Д.И. Менделеева 5
Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования 10
Д.И. Менделеев о народном образовании 15
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе 17
Д.И. Менделеев о высшей школе 19
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева 23
Известные педагогические работы 25
Заключение 25
Используемая Литература 27

Файлы: 1 файл

менделеев.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

Российский Государственный  Педагогический Университет им. А.И. Герцена

Факультет экономики

 

 

 

 

Реферат на тему:

Д. И. Менделеев как педагог

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка Котова Елена Владимировна

Работу приняла доцент Лебедева Лариса Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Оглавление

Введение 3

Биография Д.И. Менделеева 5

Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования 10

Д.И. Менделеев о народном образовании 15

Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе 17

Д.И. Менделеев о высшей школе 19

Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева 23

Известные педагогические работы 25

Заключение 25

Используемая Литература 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реферат посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях.

Выдающийся русский ученый – химик Дмитрий Иванович Менделеев  был не только первооткрывателем  периодического закона, создателем периодической  системы химических элементов, но и, кроме того, талантливым педагогом  и крупным деятелем в области  народного просвещения.

Цель работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.

Задачи:

- изучить основные тенденции  и факторы развития образования  в России во второй половине XIX - начале XX века;

- определить условия формирования  мировоззрения и социально- 
педагогических взглядов Д .И .Менделеева;

- охарактеризовать общественно-педагогическую  деятельность Д.И .Менделеева;

- раскрыть направленность  основных педагогических идей 
Д.И .Менделеева;

- обосновать подготовку  учительских кадров как условие  реализации 
основных педагогических идей Д.И.Менделеева в России во второй половине XIX - начале XX в.

Менделеев был прекрасным организатором научного труда и  научной деятельности. Это проявилось и в создании уникальной личной библиотеки, и в организации коллективных исследований, и в создании научно- технических обществ.

Д.И. Менделеев – историческая личность, т.е. личность, олицетворявшая определенное направление в деятельности русской разночинной интеллигенции  второй половины ХIХ века.

Имя Д.И .Менделеева - педагога было известно в России в дореволюционный  период, благодаря его педагогическим публикациям на страницах журналов и газет, а также прижизненному  изданию его работ по проблемам  образования в России, таких как "Заметки о народном просвещении  России*' (І90І), "Заветные мысли'*, глава 6 - "Об образовании, преимущественно  высшем" и глава 7 - "О подготовке учителей и профессоров" (1904), "Проект училища наставников" (1906), и фундаментального труда "К познанию России" (1906), в котором нашли отражение  вопросы русского просвещения.

Педагогическое наследие Д.И. Менделеева составляет крупный  вклад в русскую педагогику. Известны взгляды его, касающиеся народного  образования в широком смысле, а также посвященные средней  общеобразовательной школе и  высшему специальному образованию.

 

 

 

Биография Д.И. Менделеева

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье  он был последним, семнадцатым ребенком. Отец ученого Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилия Менделеев дана Ивану Павловичу, когда он однажды ловко выменял у товарища сапоги и получил от однокашников прозвище в честь местного помещика Менделеева, который так же успешно менял лошадей. Прозвище стало фамилией.

В 1809 г. Отец Дмитрия Ивановича женился  на Марии Дмитриевне Корнильевой. При  всей своей занятости Мария Дмитриевна уделяла много внимания воспитанию детей. По вечерам собирала их в гостиной, играла на фортепиано или читала вслух. Митя сам рано выучился читать. Оторвавшись от чтения, мальчик бежал в лес наблюдать за жизнью зверей и птиц. Или приходил на стекольный завод и заворожено смотрел, как струя расплавленного стекла превращается в чашки и графины.

Младший сын особенно обращал на себя ее внимание своими необыкновенными  способностями; она решила сделать  все возможное для того, чтобы  облегчить развитие его природных  дарований, поместив его сначала  в тобольскую гимназию, затем в  Главный Педагогический институт в  Петербурге.

В гимназии Менделеев учился неважно. Успевал он только по любимым предметам  – математике, физике и литературе.

В 1847 году после смерти мужа Мария  Дмитриевна с детьми переехала в  Москву, где поступить в Московский университет Дмитрий Менделеев  не смог. По правилам тех времён выпускник  гимназии мог поступить в университет только своего округа, а Тобольская гимназия, которую закончил Менделеев относилась к Казанскому округу. После трёхлетних хлопот в 1850 г Менделеев поступил в Петербургский Главный педагогический институт на физико-математический факультет.За это время волнения и непривычный петербургский климат подорвали здоровье Марии Дмитриевны – она умерла сразу после поступления сына в институт.

Забыть о потерях и одиночестве  помогала учеба, и бывший троечник упорно грыз гранит науки. Позже Менделеев  вспоминал, что сделал выбор между  физикой и химией случайно и долго  еще разрывался между этими науками. Интересовался он и биологией: по заданию Академии наук собрал богатую  коллекцию растений Петербургской  губернии. Всю жизнь ему была свойственна  невероятная широта научных интересов.

Окончив институт с золотой медалью  в 1855 году, он сразу же взялся за диссертацию  об изоморфизме – изменении свойств  химических веществ. После блестящей  защиты не успокоился и написал еще  одну, по физике.

В 1859 году по рекомендации своего учителя - "дедушки русской химии" А.А.Воскресенского — Д.И.Менделеев едет в заграничную  командировку в Германию, Францию  и Италию. Два года жил и работал  в Германии, в Гейдельберге. Там, устроив в своей квартире лабораторию, он совершил первое важное открытие –  доказал существование температуры  абсолютного кипения, при которой  вода мгновенно превращается в пар.

В 1861 году Менделеев вернулся в  Петербург. Нужно было искать средства к существованию. Он был вынужден много времени посвящать педагогической деятельности: преподавал в Санкт-Петербургском университете, в Институте корпуса инженеров путей сообщения, в Николаевской инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе. В январе 1864 года Менделеева утвердили в должности профессора химии Технологического института.

В 1862 году состоялась свадьба с Феозвой Никитичной Лещевой. В 1863 г. родилась первая дочь Маша, но прожила всего несколько месяцев. В 1865 г. родился сын Володя, еще через три года – дочь Оля. От семейных неурядиц Менделеев, по своей привычке, спасался работой. Равнодушно относясь к органической химии, он, тем не менее, написал первый в России учебник по этому предмету. За него Дмитрий Иванович получил Демидовскую премию Петербургской академии наук. В 1865 году он защитил докторскую диссертацию «Рассуждение о соединении спирта с водой». Позже возникла легенда, что именно Менделеев первым установил 40-градусный стандарт и чуть ли не изобрел русскую водку.

Став доктором химии, Менделеев  вплотную занялся важнейшей научной  проблемой – сведением химических элементов в единую систему. В  этой области царил полный хаос. Один и тот же элемент обозначался  десятком различных формул. Менделеев  подошел к делу серьезно, взяв за основу единственное общее и в то же время различное для всех элементов свойство – атомный вес. Расписав все элементы по карточкам, он с утра запирался с ними в кабинете. Однажды ученый вышел из комнаты с небольшим листком бумаги и тут же отослал его в типографию. 17 февраля 1869 года Менделеев разослал ученым-химикам разных стран печатную страничку, скромно озаглавленную: «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Эта дата (1 марта по новому стилю) считается днем рождения периодического закона.

В то время было известно всего 63 элемента, причем у многих атомный вес был  определен весьма приблизительно. Однако Менделеев рискнул не только расположить  их по порядку, но и оставить пустые места для трех пока неизвестных. Эти элементы он назвал «экаалюминием», «экабором» и «экасилицием», описав их атомный вес и предполагаемые свойства. Зная консерватизм своих  коллег-ученых, Менделеев был почти  уверен: его открытие примут не сразу. Так и случилось.

Только в 1875 году француз Лекок  де Буабодран обнаружил новый  элемент – галлий. По свойствам  он в точности совпал с «экаалюминием» Менделеева. Потрясенный этим фактом Буабодран стал горячим сторонником  периодической системы, к нему присоединились и другие ученые. В лабораториях Европы закипела работа по поиску новых  элементов. В 1879 год шведский химик  Л. Нильсон открыл скандий («экабор»), а в 1886-м немец К. Винклер –  германий («экасилиций»). Результаты этих открытий Менделеев подытожил в  своем знаменитом учебнике «Основы  химии», где предсказал существование  еще 12 элементов.

Став в 1865 году профессором Петербургского университета, Менделеев с увлечением окунулся в научную работу.

Вскоре брак с Феозовой был расторгнут, но церковные правила позволяли заключить новый только через шесть лет. Менделеев не желал ждать. В декабре 1881 года появилась на свет Люба – по существу, девочка оказалась незаконнорожденной. Дмитрий Иванович заплатил огромную взятку в 10 тысяч рублей священнику, который 2 апреля 1882 года обвенчал их с Анной в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга. В 1883 году родился сын Иван, а через три года – близнецы Василий и Мария. Наконец-то Дмитрий Иванович узнал, что такое семейное счастье. Менделеев не забывал детей от первого брака, отдавая им всю свою профессорскую зарплату.

Поздняя любовь пробудила в Менделееве незнакомые прежде чувства, в том  числе нежность к детям.

До конца дней Менделеев продолжал  работать в самых разных областях науки. В 1874 году он вывел общее уравнение  состояния газа – закон Менделеева-Клапейрона. Тринадцать лет спустя завершил разработку гидратной теории растворов (и в  том же году летал на воздушном  шаре во время солнечного затмения). В 1890 году изобрел бездымный порох (пироколлодий) и наладил его производство. Будучи консультантом Морского министерства, разработал проект ледокола и сам  собирался плыть на нем в Арктику. Немало сил Менделеев потратил на изучение нефтяных месторождений, ездил  в Баку и в Америку.

В общей сложности перу Менделеева принадлежат около 500 научных работ  по физике и химии, он писал о технике  и промышленности, общественных и  экономических вопросах, педагогике, метрологии, географии, демографии, сельском хозяйстве и лесном деле. В последние годы Менделеев, как и его отец, страдал глазной болезнью и на время даже ослеп. 20 января 1907 года ученый умер. В последний путь на Волково кладбище его провожали 30 тысяч человек. Впереди несли плакат с периодической таблицей, которая стала вечным памятником Дмитрию Ивановичу.(1)

___________

1 - С. И. Вольфкович  «Дмитрий Иванович Менделеев.  Жизнь и труды. Издательство  академия наук СССР 1957.

Д.И. Менделеев  об актуальных проблемах образования

Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог. В XIII томе его сочинений опубликованы статьи, письма, выступления, докладные записки по вопросам народного просвещения и высшего образования.

Д.И. Менделеев видел многие пороки и недостатки образовательной системы  дореволюционной России. Более сорока лет своей жизни Д. И. Менделеев отдал делу народного образования. Он преподавал в Петербургском университете, Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения..

Заветной мыслью Дмитрия  Ивановича было то, чтобы одной  из главных забот Российского  государства, если оно видит "... свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников  всякого рода, а в особенности  для средних и высших специальных  учебных заведений ..., т.е. к образованию  наставников высших надо приложить  много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди".(1) Выдающийся педагог справедливо отмечал, что со случайными, неподготовленными учителями, да еще в такой необъятной стране, как Россия, толку от обучения будет намного меньше, чем может быть.

Для претворения этой идеи в жизнь Д.И. Менделеев составил проект о Главном училище наставников  и подал его в 1905 г. министру

__________

  1. Менделеев Д. И. Заветные мысли. — М.: Мысль, 1995.(стр.110) 

народного просвещения графу  И.И. Толстому. Детально разработанный  проект, в котором указывались  не только необходимые факультеты (историко-филологический, физико-математический и камеральный  или технический), не только необходимая  сумма для содержания училища (Дмитрий  Иванович доказательно выяснил, что  такое училище обойдется стране не дороже, чем проведение 400-500 верст  железнодорожного полотна), но даже географическое место для строительства училища, устройство вентиляции, отопления и  в какой цвет должны быть выкрашены  стены, так и не был претворен  в жизнь. Это объясняется не столько  общей отсталостью России, сколько  отношением к народному просвещению  министра "народного" просвещения  И. И. Толстого, а также в результате личной неприязни графа к именитому  ученому.

Информация о работе Д. И. Менделеев как педагог