Д. И. Менделеев как педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение характера и результатов педагогической деятельности русского ученого. Я попыталась раскрыть результаты деятельности и пути их достижения, пользуясь высказываниями самого ученого и его современников; выявить, в каких условиях происходило формирование личности Менделеева, как педагога.
Задачи:
- изучить основные тенденции и факторы развития образования в России во второй половине XIX - начале XX века;
- определить условия формирования мировоззрения и социально-
педагогических взглядов Д .И .Менделеева;
- охарактеризовать общественно-педагогическую деятельность Д.И .Менделеева;
- раскрыть направленность основных педагогических идей
Д.И .Менделеева;

Содержание работы

Введение 3
Биография Д.И. Менделеева 5
Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования 10
Д.И. Менделеев о народном образовании 15
Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе 17
Д.И. Менделеев о высшей школе 19
Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева 23
Известные педагогические работы 25
Заключение 25
Используемая Литература 27

Файлы: 1 файл

менделеев.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

«Лестницу образования надо мести сверху», - любил говорить Менделеев, являющийся одним из первых пропагандистов идеи непрерывного образования. (1)

В создании новой системы  образовании в стране важнейшая  роль отводилась учителю. Этой теме Менделеев  посвятил три большие работы: «Заметки о народном просвещении России», «Проект училища наставников», «О подготовке учителей и профессоров».

«Многие формы жизни стали  новыми, а формы обучения до того обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании»,- писал Менделеев  в 1899 году. Задачу эту он представлял  себе как очень сложную, проблематичную.

 

_____________

  1. Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников. — М.: Атомиздат, 1973.

 

Педагогическая деятельность не состоит «только в обучении тому, что распространилось уже в  жизни; педагоги должны содействовать  перестройке жизни на улучшенный, сообразно времени, лад». Учитель  должен быть для учеников учителем жизни, служить образцом нравственной чистоты и благородства.

Эту задачу могут решить разнообразные школы, как государственные, так и частные, и реальные гимназии, как общеобразовательные, так и технические учебные заведения. Но учитель должен иметь такую подготовку, которая позволяла бы ему решать самые разнообразные интеллектуальные и практические задачи. «Узкость учителя»- это «высшее зло… которого надо бояться в учителях». Его можно преодолеть, если будет налажено постоянное общение, совместная практическая или исследовательская деятельность. Важно выработать коллективное понимание, т.е. универсальный стиль мышления и деятельности.

Менделеев говорил: «Тот только учитель и будет действовать  плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит». Образцом в  системе высшего педагогического  образования служил для него Главный  педагогический институт. Менделеев  считал, что в педагогическом институте  общее высшее образование может  быть обеспечено на трех отделениях или  факультетах: историко-филологическом, физико-математическом и техническом (или камеральном, т.е. экономико-административном), причем переходить на последний можно  только после предварительного прохождения  одного из первых двух.

Предусмотрел Менделеев  и срок обучения: пять лет. «Прибавляя к четырехлетнему курсу полгода  на реальное приспособление к преподаванию, я считаю необходимым в главном  училище наставников прибавить  еще полгода… ввиду необходимости  для всех учителей курса педагогии, а также для проведения особых испытаний и возможно наилучшего выбора лиц, пригодных для такой работы». Он замечал, что при аттестации бакалавра в Англии в дипломе указывают его успехи и в овладении какой-либо узкой и конкретной областью знаний.

В критике системы классического  образования, сложившейся в России, он опирался на соображения о здоровье учащихся: «… при большом количестве уроков по этим предметам (древним языкам) остается мало времени для прохождения  других необходимых образовательных  предметов, и ученики лишаются возможности  запастись в гимназии здоровьем  и необходимейшими для жизни  познаниями».

Д. И. Менделеев стремился  к «Здоровой педагогике». Под  этим явлением Менделеев подразумевал то, что стремится развить в  ученике все качества его личности: интеллектуальные, художественные, практические, трудовые.

Будучи блестящим методистом, Д. И. Менделеев учил, что без цели, планов и методов можно потеряться в лабиринте знаний и фактов. Исходя из материалистического понимания  природы и общества, Менделеев  считал, что обучение в школе должно быть взаимосвязано: человек, окружающий мир, практическое отношение к природе  составляют суть образованности.

Также Менделеев считал, что предметы делятся на основные и дополнительные, причем основных не должно быть много: «…получать и  развивать само знание нужно не столько  в количественном отношении, сколько в качественном. (1)

Д. И. Менделеев, отдавший, по его выражению, «цвет своей жизни посильному служению на пользу

______________

1- Крюкова Н.С. Д.И.  Менделеев об актуальных проблемах  образования //Первое сентября: химия.  – 2006. - №3. – С. 1-4.

образования русского юношества», с твердым убеждением, доказывал необходимость введения целого ряда конкретных новшеств в учебно-воспитательный процесс гимназий.

Так, он считал, что срок обучения в них следует ограничить шестью годами, а нормальный возраст выпускников  снизить с 18-20 до 16-17 лет.

Им разработано расписание уроков во всех шести классах. Менделеев  считал необходимым давать учащимся гимназии сведения об устройстве крестьянского  хозяйства, о земствах, о судопроизводстве и т. д.

Таким образом, мы пришли к  выводу - идеи Менделеева о развитии навыков самостоятельности актуальны  и в настоящее время. В период образования различных типов  учебных заведений акцент в педагогической практике делается на приобщение учащихся к самостоятельности. Для этого  используются самые различные методы и методические приемы.

 

Д.И. Менделеев о народном образовании

Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная  сила, определяющая судьбы народов  и государств, считал, что без  расширения народного просвещения  невозможно и само развитие России.

В статьях и речах о  состоянии и развитии образования  в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальные соображения: народное образование есть долг государства  перед низшими классами. Между  тем, в стране нет даже элементарной общеобразовательной подготовки большинства  детского населения, особенно в деревнях. Должен быть разработан общегосударственный  план развития сети школ и надо иметь  особый денежный фонд для реализации этого плана; основополагающими  принципами организации народного  образования являются его всеобщность, обязательность и бесплатность.

Менделеев был стихийным  материалистом, революционером в науке, боролся со схоластикой, метафизикой, невежеством и называл себя реалистом. Дмитрий Иванович считал, что в  основу образования надо положить «жизненный реализм» вместо классицизма, был поборником расширения курса естественных наук за счет древних языков. По его мнению, основу общего образования должны составлять русский язык, математика и естествознание. Д. И. Менделеев доказывал, что учить  надо не для личных, а для общественных целей. Он постоянно повторял: «Посев научный взойдет для жатвы  народной». (1)

 

_____________________

    1. Паначин Ф.Г. Педагогическая деятельность Менделеева //- 1991.- №5.- С. 11-12.

 

Еще в 1871 году Д. И. Менделеев  писал, что учебные заведения  могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности  обучения: «Под этим я подразумеваю возможность для талантливых  учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения». Им сформулированы два принципа непрерывности в  обучении и воспитании: во-первых, самостоятельность  и стабильность содержания образования  на каждом этапе; во-вторых, тесная взаимосвязь  начального, среднего и высшего образования.

Д. И. Менделеев настаивал  на введении обязательного начального обучения и государственного финансирования образования. Мог ли он предположить, что в наши дни будет обязательным среднее образование.

Д. И. Менделеев считал, что  образование должно быть доступным  для всех сословий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.И. Менделеев  о средней общеобразовательной  школе

 

Д.И. Менделеев полагал, что  главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного  отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к  обсуждению важных вопросов. Он был  сторонником строго продуманного плана  обучения в средней школе и  требовал определенной системы занятий, постоянного расписания.

Ученый добивался изгнания из средней школы всех проявлений формализма, зубрежки, мертвых языков (латыни и греческого), включения  в программу жизненно необходимых  предметов. Менделеев считал, что  преподавание должно быть основано на изучении окружающей действительности путем опыта, наблюдения, анализа  и обобщения, т. е. он ратовал за активизацию  процесса обучения. Д. И. Менделеев подчеркивал, что рассуждения без опытной  проверки всегда приводят к самообману и иллюзиям, к расхождению слова  и дела, к карьеристскому эгоизму, который государству вовсе не нужен и массу людей доводит  до мечтательности и бездеятельности, а порой и до разочарования  и отчаяния.

Интересно отношение Дмитрия  Ивановича к экзаменам в средней  школе. В статье «Экзамены» он писал  «… устные, массовые экзамены при обучении следует уничтожить, а на вступительные  следует смотреть только, как на неизбежную необходимость, определяемую отношением спроса к предложению».

«…экзамены, особенно устные, всегда более или менее – лотерея…пора с этим покончить»

Особенно возмущала Менделеева оценка работы учителей по результатам  экзаменов их учащихся. Он подчеркивал, что проверка учителей, конечно необходима, но ее, прежде всего, следует проводить  при выборе учителей. Проверять учителей надо не на экзаменах, а во время  преподавания.

Д. И. Менделеев, высоко оценивая труд учителя, предъявлял к нему самые  серьезные требования. Он считал, что  кандидату на должность учителя  необходимо иметь основательные  знания по методике преподавания химии, предлагал учредить в каждом университете кафедру педагогики. Теперь в каждом учебном заведении имеется методическая комиссия по химии. «Истинное дело учителя, - писал Менделеев, - делается исключительно нервами … одними сухими рассуждениями – даже при полной добросовестности – ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, нужна работа нервов…»

Дмитрий Иванович называл  учителей светильниками и просветителями, настаивал, чтобы они следили  за наукой, непосредственно занимались ею, т. к. только тот учитель может плодотворно влиять на своих учеников, пополнять их знания, который сам силен в науке.

Особенно подчеркивал  Д. И. Менделеев воспитательную роль учителя, что он должен знать каждого  ученика, его способности, наклонности  и характер, чтобы всесторонне  развить имеющиеся задатки. В  личной жизни учитель должен быть примером для учащихся. Доверие к  учителю составляет основу всякого  образования.

 

Д.И. Менделеев  о высшей школе

 

Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл  значение университетского и высшего  специального образования. Мысли Дмитрия  Ивановича о высшем образовании  не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование  должны служить народу, содействовать  дальнейшему процветанию и развитию общества.

Д. И. Менделеев доказывал, что в вузы надо широко привлекать детей из непривилегированных сословий, т. к. «способные юноши» очень часто  встречаются в тех классах  общества, которые обладают наименьшим достатком, т. к. они зачастую стоят  ближе к природе и всей действительности, показывающей всю нужду в высшем образовании. Он был убежден, что  принимать в вузы нужно не только из гимназий, но из реальных училищ, кадетских  корпусов, учительских и духовных семинарий. Поэтому он требовал расширения государственной системы обеспечения  стипендиями, хотя и считал, что назначение их должно определяться успешностью  учебы.

Дмитрий Иванович видел недостатки университетского и технического образования, писал о вреде его «универсальности»  и «энциклопедичности», боролся  с многопредметностью планов и программ того времени, доказывал, что всему  научить нельзя, даже в отдельной  области знаний, а поэтому в  вузах нужно внедрять узкую специализацию.

Ученый подчеркивал, что  вузы должны научить использовать полученные теоретические знания к решению  практических вопросов.

Большое значение придавал Д.И. Менделеев химическому вопросу: «Лекции по химии необходимо сопровождать многочисленными опытами, если в  аудитории студент должен получить не только общее, но и специальное химическое образование. Это относится особенно к неорганической химии, потому что она читается на первом курсе и составляет вместе с физикой, необходимое введение в дисциплину опытных наук».

Дмитрий Иванович был сторонником  широких научных дискуссий, утверждал, что критика - это движущая сила науки  и техники, и если старое не обогащается  новым, а новое не отбрасывает  устарелого, то нет движения вперед. Он писал: «Я счастлив был тем, что  на многие мои работы являлась критика  – значит там было новое и внимания достойное».

Он считал, что в высших учебных  заведениях испытания должны носить особый характер и проводиться следующими четырьмя способами. Испытание первое — беседа профессора со студентом, испытание второе — это практические занятия, третий способ испытания целесообразна  было бы, но его мнению, свести к устному  или письменному изложение студентом  каких-либо частей данной науки (реферат), четвертый же — должен включать самостоятельные исследования в  природе, искусствах или в памятниках и фактически являться проверкой  умения обращаться с частностями.

Информация о работе Д. И. Менделеев как педагог