Формы и методы работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье.
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..…………………………………………3
1. Современная помощь семье………………………………………………………..……….4
2. Формы и методы работы социального педагога с семьей……………………….…...…..5
3. Методика работы социального педагога с родителями……………………….………….7
4. Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками..………...8
Заключение…………………………………………………………………………………...….…11
Список литературы………………………………………...………………………………………

Файлы: 1 файл

Введение готова.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………..…………………………………………3

  1. Современная помощь семье………………………………………………………..……….4
  2. Формы и методы работы социального педагога с семьей……………………….…...…..5
  3. Методика работы социального педагога с родителями……………………….………….7
  4. Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками..………...8

Заключение…………………………………………………………………………………...….…11

Список литературы………………………………………...………………………………………12 
Введение

 

Современные условия  жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой,  но важной части человеческого сообщества – по  семье.

  Семья  –  это  «дом»,  объединяющий  людей,  где  закладывается   основа человеческих отношений, первая социализация личности.

Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных  ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Социальный педагог, непосредственно  работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Для этого социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современная помощь семье

 

В жизни каждого  человека семья занимает  особое  место.  В  семье  растет ребенок, и с первых лет своей жизни  он  усваивает  нормы  общежития,  норм человеческих  отношений,  впитывая  из  семьи  и  добро,  и  зло,  все,  чем

характерна  его семья. Став взрослыми, дети повторяют  в своей семье  все  то, что  было в семье его родителей.

       Семья  рассматривается  как   самый  малый   социальный   институт,   как социальная  ячейка  общества.   От   состояния   семьи   зависит   состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью.  От  уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.

    Экономическое   состояние  семьи  зависит   от  экономического   состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и  как  подросток  выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья  «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества  немало  зависит  экономическое состояние общества.

   Семья — малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое обоснование, общность быта, взаимно зависимый образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.

Основной   функцией   семьи   является   репродуктивное,   биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но  кроме этой  существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

  - воспитательная  – социализация молодого поколения;

  - хозяйственно-бытовая  – поддержание физического состояния  семьи, уход  за детьми и престарелыми;

  - экономическая  – получение материальных средств одних  членов  семьи  для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

  - социальный  контроль –  ответственность   членов  семьи  за  поведение   ее членов в обществе, в различных сферах деятельности,  это  обязанность  между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

  - духовное  общение – духовное обогащение  каждого члена семьи;

  - социально - статусная  –  предоставление  членам   семьи   определенного социального положения в обществе;

  -  досуговая  –  организация  рационального  досуга,  развитие  взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

  - эмоциональная   –  осуществление  психологической   защиты  каждого  члена семьи,  организация  эмоциональной  стабильности  личности,  психологической терапии.

   Осуществляя  социальную функцию,  семья   формирует  в  зависимости   от  ее культурного,  социального   и  духовного  уровня.  Условия   в  семье,  жилье, гигиена,  особенности жизни и увлечения  семьи –  все  зависит   от  социальной политики государства.

  

  1. Формы и методы работы социального педагога с семьей

 

Цель работы социального педагога – это создание благоприятных  условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.

Он проводит социальную диагностику  семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному  назначению стремится по возможности  предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством  создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в  себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных отношений  происходит, в основном, когда в  семье существует психическое насилие  над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический  компонент социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации  и информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации  направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи  информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

Социальный педагог  при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант - консультирует  по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Групповые методы работы дают возможность  родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

 

  1. Методика работы социального педагога с родителями

 

Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Основные задачи работы социальных педагогов с родителями:

- Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей,  т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному  участию в учебно-воспитательном  процессе.

- Формирование у родителей потребности  в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

Работа социальных педагогов с  родителями осуществляется в двух направлениях:

с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами  семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине  с социальным педагогом, родители откровеннее  рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать  влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.

Очень важна форма проведения индивидуальной беседы. Каждый собеседник должен уметь  слушать. При знакомстве с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.

 

 

  1. Основные виды работы социального педагога с девиантными подростками

 

Работа социального педагога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Необходимо учитывать, что эффективность социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения будет зависеть от реализации следующих условий:

Информация о работе Формы и методы работы социального педагога с семьей