Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:49, шпаргалка

Описание работы

Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая «Грамматика Пор-Рояля», впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695).Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых текстов мирового лингво-филологического наследия.Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изданием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысли. Авторы грамматики - выдающийся логик и философ-янсенист А.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (15).docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

Лескин,Остхоф,Бругман,Дельбрюк. 

Герман Пауль «Принципы  истории языка» (1880) — здесь излагаются основные проблемы компаративистики с  позиций младограмматизма.

Младограмматики отвергли многие высказывавшиеся ранее идеи:

-     учение Гумбольдта, что внутренняя форма языка  обусловлена национальным духом народа;

-     учение Шлейхера  о том, что язык — это  природный организм и что в  истории языка есть период  творческого развития и период  упадка.

Младограмматики считали  язык индивидуально-психологическим  явлением. Они подчёркивали, что  нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека. Два основных методических принципа младограмматизма:

1. Регулярность фонетических  изменений, их всеохватность.

В науку введено понятие  фонетического закона,— который  не знает исключений. Исключений нет. Если на примере какого-либо соответствия на первый взгляд кажется, что тот или иной закон не действует, это значит, что либо его действие приостанавливается другим законом, либо здесь наблюдается изменение по аналогии.

2.   Принцип аналогии

В древнейших периодах истории  языка изменения по аналогии играют не меньшую роль, чем в современности.каждое слово имеет свою историю.

 

 

КРИТИКА МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

Вначале XX в., когда вслед  за крупными открытиями, сделанными в  области языкознания с помощью  младограмматических методов исследования, наступил период относительного затишья, поднимается ожесточенная критика младограмматизма. К этому периоду, который иногда определяется как период кризиса в языкознании, относится создание новых лингвистических школ, находящихся в резкой оппозиции к младограмматизму. Сюда относится школа «слов и вещей», с которой был связан Гуго Шухардт, возглавляемая Карлом Фосслером школа эстетического идеализма и оформившаяся несколько позднее так называемая неолингвистикаОформление школы «слов и пещей» относится к 1909 г., когда начал выходить издаваемый Р. Мерингером журнал «Worter und Sachen» («Слова и вещи»), откуда и название этой школы. Эта школа ставила своей целью изучение истории слов не только на основе лингвистического анализа, а и в связи с историей вещи («Слово существует лишь в зависимости от вещи»). По характеру своей концепции она замыкалась в кругу проблем этимологии, лексикологии и семасиологииГ. Шухардт был сильнее в критике, чем в творческом создании; относительное он часто превращал в абсолютное, делал вывод о бессилии науки о языке, если оказывалось невозможным немедленно получить исчерпывающее решение проблемы.Язык Г. Шухардт считал продуктом говорящего индивида; положение, условия жизни индивида, его характер, культура, возраст и т. д. оказывают, по его мнению, прямое влияние на язык, создают определенный индивидуальный «стиль», который затем путем имитации генерализуется.Основную причину языкового изменения Г. Шухардт видел в беспрерывных языковых скрещениях Г. Шухардт, выступая против младограмматиков, отрицал закономерность в звуковых изменениях (см. его статью «О фонетических законах»), возможность деления истории языка на четко разграниченные хронологические периоды, наличие границ между отдельными говорами, диалектами и языками.Вместо генеалогической классификации языков он выдвигал теорию «географического выравнивания» — непрерывность переходов одного языка в другой в соответствии с их географическим положением — и учение об «элементарном» родстве языков, построенном на общности психической природы людей.Значительное внимание Г. Шухардт уделял этимологическим, семасиологическим и многочисленным частным вопросам языкознания. Глава школы эстетического идеализма К. Фосслер (1872 — 1947) был не только лингвистом, но и литературоведом (специалистом в области романской филологии). В 1904 г. он опубликовал свою программную работу «Позитивизм и идеализм в языкознании». Лингвистическая концепция К. Фосслера в методологическом отношении строится на трех основах: в более общем плане — на философии идеализма, а в собственно лингвистическом плане — на философии языка В. Гумбольдта и на взглядах итальянского философа и эстетика Бенедетто Кроче. Сам К. Фосслер всячески подчеркивает идеалистическую сущность своей концепции и с сугубо идеалистических позиций ведет острую полемику с младограмматиками, которых он определяет как позитивистов.Язык К. Фосслер рассматривал как явление индивидуального творческого акта. Именно в силу творческого характера языка первоначальным стимулом всякого языкового изменения и, следовательно, всего процесса развития языка К. Фосслер считал эстетический фактор, что в конечном счете ставит язык в один ряд с другими явлениями, подлежащими ведению эстетики. Ввиду указанных предпосылок созданную им школу определяют как школу эстетического идеализма.К. Фосслер выдвинул перед языкознанием ряд новых задач: лингвистическое изучение стилистики, определение взаимоотношений языка писателей и общенародного языка, связь истории культуры с развитием языка и др. Возглавляемая К. Фосслером школа немногочисленна и в основном тоже состоит из специалистов в области романской филологии (Е. Лерх, Л. Шпитцер, много заимствовавший также от Г. Шухардта, и Дж. Бертони).В двадцатые годы сформировалось новое направление в науке о языке, также находящееся в оппозиции к младограмматикам. Это новое направление получило название неолингвистики. Его представителями являются М. Бартоли, Дж. Бертони, В. Пизани. Принципы и методы новой школы были впервые изложены в «Кратком очерке неолингвистики» (1925.Объясняя название новой школы, М. Бартоли противопоставляет ее младограмматизму; как показывает само их название, младограмматики занимались только грамматикой, а неолингвисты хотят быть лингвистами т. е. изучать весь сложный комплекс вопросов науки о языке.Неолингвистика — тоже идеалистическое направление в языкознании, что подчеркивают сами ее представители. Вместе с тем это наиболее эклектическое направление. Его принципы основываются на идеях В. Гумбольдта, Б. Кроче, Г. Шухардта, К. Фосслера, которые соединяются с наблюдениями и выводами лингвистической географии (Ж. Жильерон). Знакомясь с теоретическими работами неолингвистов, мы узнаем знакомые по предыдущим работам идеи о языке как духовной деятельности и художественном творчестве, об индивидуальном происхождении языковых изменений, о значении процессов языкового смешения, об отсутствии четких границ между языками и многое Другое. Их критическая аргументация, направленная против младограмматиков, также во многом заимствована у Г. Шухардта и К. Фосслера. Это обстоятельство обусловило и их методы лингвистического исследования, в которых на первый план выдвигаются «ареальные» (пространственные) отношения диалектов и установление изоглосс, указывающих границы и этапы развития отдельных «инноваций» (новообразований). Отсюда и определение языка как механической совокупности изоглосс. «Называя изоглоссами элементы, находящиеся в обладании членов данной лингвистической общности в данный момент времени, мы можем определить язык как систему изоглосс, соединяющих индивидуальные лингвистические акты» (В. Пизани).их школа нередко именуется пространственной, или ареальной, лингвистикой. «Основное возражение у представителей этой школы вызывает интерпретация младограмматиками языка как самодов- леющего механизма, функционирующего и развивающегося в соответствии с фонетическими законами и законами аналогии

Г. Шухардт, выступая против младограмматиков, отрицал:

1. Закономерность в звуковых  изменениях.

2. Возможность деления  истории языка на четко разграниченные  хронологические периоды.

3.  Наличие границ между  отдельными говорами, диалектами  и языками.

4. Метод простого описания  фактов языка.

Шухардт был против термина  «филология» и против отнесения  филоло- гии   к   особой.По Г. Шухардту, вещь по отношению к слову – это нечто первичное и устойчивое.

Эстетическая  школа К. Фосслера

Эта школа немногочисленна, и к ней принадлежали несколько  лингвис тов в области романских  языков: К. Фосслер, Л. Шпитцер, Х. Хацфельд, Э. Лерх, Л. Олышки, В. Клемперер.Он критикует  младограмматиков «за отказ от изучения «исходной причинной свя- зи» между явлениями, за механизицизм».К. Фосслер рассматривал язык как явление индивидуального творческого акта.

Эстетическая  школа К. Фосслера выдвинула перед  языкознанием ряд новых задач

1. Создание лингвистической  стилистики.

2. Определение взаимоотношения  языка писателей и общенародного языка.

3. Связь истории культуры  с развитием языка.

4. Изучение роли художественной  литературы в развитии литературного языка народа.

В начале XX века возникает  направление, подчеркивающее обществен-ную функцию языка как средства общения. Это направление, основателями которого были Фердинад де Соссюр и его ученик Антуан Мейе, имело философ- скую опору в социологических построениях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Французско-швейцарская социологическая школа придает большое значение изучению живых языков и диалектов, признает произвольность лингвистического знака по отношению к предмету.

 

Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра.Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.

Основателем структурной  лингвистики принято считать Фердинанда де Соссюра.

  Предмет структурной  лингвистики. Формальное строение  любого компонента языка и  языка в целом называется его  структурой. Таким образом, именно языковые структуры (в плане содержания и в плане выражения) образуют предмет структурной лингвистики. В структурной лингвистике язык рассматривается как знаковая система. Специфика структурной лингвистики учитывает в первую очередь отношения между компонентами того или иного языкового объекта и их формацию. Системность и структурность языка отмечалась еще лингвистами начала XX века (швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр). Задачи струк-зма – вскрыть сущность явления с его внутр. Закономерностями. Общие положения стр-зма в лингвистике: 1) язык – это некая стр-ра взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, свободная от внеязыковой реальности; 2) язык должен изучаться прежде всего в синхронной плоскости, т.к. только тогда мы имеем дело со стр-рой; 3) язык должен изучаться исходя их системы его отношений. Как видим, основой стр-зма стала концепция Соссюра.


Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра. Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у которых не было чёткого понимания специфики и системного характера языка. После смерти учителя Ш. Балли и А. Сеше в 1916 г. публикуют книгу ''Курс общей лингвистики'', основанную на записях лекций Ф. де Соссюра. Он использует в построении своей лингвистической теории методологический принцип редукционизма, в соответствии с которым в исследуемом объекте выделяются только существенные моменты, противопоставляясь моментам несущественным, второстепенным. В этой работе авторы раскрывают понимание Ф. де Соссюром языка в целом как системы, состоящей из трёх частей: собственно язык (langue), речь (parole), и речевую деятельность (langage). - Понятие речевой деятельности исходно, и ему не даётся чёткого определения. К ней относятся любые явления, традиционно рассматриваемые лингвистикой: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т. д. Вместе с тем это и система выразительных возможностей данного народа, которая весьма разнообразна и соприкасается с физикой, физиологией, психологией.Соссюр писал: ''Язык – только часть – правда, важнейшая часть – речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Язык представляет собою целостность сам по себе''. Язык – это грамматическая система и словарь.Как общественный продукт и как средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нём говорит. Изучение языка – чисто психологический процесс. Тем самым впервые реализуется подход к языку как к явлению, внешнему по отношению к исследователю и изучаемому с позиции извне. Языку противопоставляется речь. Это всё, что имеется в речевой деятельности минус язык. Причины такого противопоставления в следующем: язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, тогда как речь индивидуальна.единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя. Он резко отделяет лингвистику внутреннюю (языковую систему) от лингвистики внешней (внешние условия развития и функционирования языка) .Однако Соссюр отмечает связь истории языка с историей цивилизации и общества. - Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект). Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики – синхроническую и диахроническую. Соссюр всячески подчёркивал системный характер языка и обосновал его знаковую природу. По его мнению, языковые факты как элементы взаимно определяют друг друга. Каждый знак имеет две стороны: означающее (план выражения) и означаемое (план содержания).

Речь и язык не существуют друг без друга

1)     без языка  речь не будет понятна;

2)     исторически  речь первична. Речь необходима, чтобы сложился язык;

3)     вся диахрония  обусловлена речью;

4)     образование  по аналогии – это следствие  взаимодействия языка и речи.

Для нас более значимой является синхрония.Следовательно, и  означаемое и означающее – величины относительные. Значимость каждого  элемента зависит лишь от его противоположения всем прочим элементам. Слова не служат для выражения заранее данных понятий. Языковые символы не состоят ни в каких отношениях с тем, что они могут обозначать.

 

Язык есть система чистых значимостей. Весь механизм языка зиждется исключительно на тождествах и различиях.

 

Итак: 1) язык – система  знаков; 2) язык – система значимостей; 3) язык – совокупность отношений. Так  постепенно понятие системы редуцируется до понятия структуры как совокупности отношений. Выделяет 2 основных типа отношений  – синтагматические и ассоциативные (позднее их назвали парадигматическими).

 

Синтагматические отношения  – отношения сочетаемости, комбинаторики  языковых единиц одного ранга. Включают взаимоотношения между частями синтагмы и их отношения к синтагме в целом.  Значимость целого определяется его частями, значимость частей – их местом в целом.

 

Ассоциативное отношение  соединяет сходные той или  иной чертой единицы вне процесса речи, in absentia. Они локализуются в мозгу, в сознании, в памяти и принадлежат собственно языку.В языке меньше всего возможностей для проявления инициативы.Язык – это семиологическая система с принудительным и произвольным характером, преемственностью, непрерывностью функционирования, охватывающая всех членов общества независимо от воли индивида и коллектива.Воля говорящего не имеет отношения к языку, но предопределяет изменения.

Язык и мышление. Язык – это форма. Мышление без языка не существует. Язык – это посредник между мыслью и звуком. Язык не материален, он психичен. До формы (до языка) и мысль, и звук бесформенны. Мы мыслим языком. нельзя отделить ни звук от мысли, ни мысль от звука. Смыслы и функции без материальной оболочки – ничто. Никакой язык никогда не отражал психический склад народа, т.к. ни один язык не принадлежит раз и навсегда данному лингвистическому типу.

 

Постулаты Соссюра.

1.     О  произвольности/непроизвольности языкового  знака.

Знак – это основной элемент языка. Знак – это двусторонняя сущность, единство означающего и  означаемого. Означающее – линейное, протяжённое (~мыслительная субстанция); материальное (~звуковая субстанция). Означаемое – непротяжённое; нематериальное. Связь  между означающим и означаемым условная, случайная.

2.     О  тождествах/различиях.

В языке нет ничего, кроме  тождеств и различий.

3.     О  синтагматике/парадигматике.

1)  ассоциации по смежности,  сегментация, синтагматические отношения.

2) ассоциации по сходству, субституция, ассоциативные отношения.

4. О языке как  системе.

Язык – это система, все части которой должны рассматриваться  в их синхронной связи, т.е. в статическом  состоянии.

язык

социален

пассивен

системен

психичен

потенция

форма 

устойчив,долговечен 

речь

индивидуальна

активна

бессистемна

психофизична

реализация

субстанция

неустойчива,однократна,мгновенна


 

 

Синхрония

Диахрония

Отношения между одновременно существующими элементами (отношение)

Замена 1 элемента другим во времени (событие)

Системна. Оперирует значимостями.

Асистемна. Это видоизменяющее язык событие.

Каждое  данное состояние языка регулярно, но не императивно. Состояние членов системы – случайный невольный результат эволюции.  

Императивна. Она навязывается обществу.

Синхр. лингвистика должна заниматься логическими  и психологическими отношениями в системе, т.к. они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.

Диахрон. лингвистика должна изучать отношения, связи и элементы, не воспринимаемые одним коллективным сознанием, последовательно сменяющие друг друга

Метод синхронии – это метод собирания  фактов от говорящих на современном  языке.

Методы  диахронии: проспективный (опирается  на изучение памятников) и ретроспективный (реконструкция, сравнение).


 

 

 

понятие

понятие

означаемое

концептуальные  ценности

совокупность  смысловых отличий признаков

результат совокупности ряда ассоциативных и  синтагматических отношений с означаемыми  других знаков

слово

акустический  образ

означающее

материальные  ценности

совокупность  звуковых отличий признаков

результат совокупности ряда ассоциативных и  синтагматических отношений с означающими других знаков

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"