Шпаргалка по "Языкознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:49, шпаргалка

Описание работы

Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая «Грамматика Пор-Рояля», впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695).Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых текстов мирового лингво-филологического наследия.Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изданием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысли. Авторы грамматики - выдающийся логик и философ-янсенист А.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (15).docx

— 123.84 Кб (Скачать файл)

Можно не знать лексического значения, но понять грамматическое. Отсюда самое общее можно понять (процесс, предмет). Ближайшее значение должен понимать каждый. Это минимум информации, доступный и понятный наивному носителю языка. Оно указывается в словаре.Дальнейшее значение – количество смыслов стремится к бесконечности. Это предмет других наук. Это энциклопедические знания. Внеязыковое содержание (как и предмет как познаваемый объект). (дальнейшее значение,ближайшее значение,представление,звуковой образ,звучание)Норма словесного знака: ближайшее значение,звуковой образ.Представление может исчезнуть (заимствованные слова оказываются вообще без представления; у русских слов может заменяться другим). Но во всех вновь образованных слов обязательно. Представление – это знак знака значения. Если теряется представление, то могут выпадать слоги, слово может меняться.Звуковая форма – это дважды знак значения (ближайшего) и трижды знак дальнейшего значения. Звук и акустический образ – внешняя форма. Слово в речи каждый раз соответствует только одному акту мысли. Поэтому мы имеем каждый раз только 1 значение. Нет многозначных слов, есть однозвучные слова.Внутренняя форма – ближайшее значение и представление.Язык отражает мир не как копия, а как символ. Междометия опосредованы эмоциями (эмоция – это и есть внутренняя форма). Вторичные слова: более опосредованная связь. Связь по традиции.Звук становится членораздельным только потому, что пронизан мыслью. Звук указывает на значение не сам по себе, а по традиции (т.к. означал нечто другое). Звук – это знак знака. Без внутренней формы звук не будет членораздельным.Разряду мысли должна соответствовать языковая категория (части речи).

Характеристики части  речи:Категориальное значение, за которым стоит разряд мысли. Категориальное значение – не языковое! Очень высокая степень абстракции (значение)Частные категориальные значения – понятийное и языковое значение. Грамматика (морфология) и лексика (форма)Синтаксическая функция – функция за пределами словоформы (функция)Общее значение (по Потебне) – это фикция, т.к. даже при наличии одинакового количества классов слов, сходных в своём логическом категориальном содержании, всегда будут многочисленные различия в конкретном наполнении каждого класса в каждом отдельном языке.Значение – это формальное значение. Область ближайшего значения.Потебня противопоставляет:

1) лексическое значение  грамматическое значение

2) знаменательные слова   служебные слова

3) грамматическое значение  словообразовательное значение.Потебня  вывел синтаксическую функцию  на важное место.Язык – это система знаков, способная к безграничному расширению. Необходимость в знаках появляется в ходе совместной деятельности. Язык – это деятельность, в ходе которой язык не просто употребляется, но и постоянно создаётся и совершенствуется. Потребность в сжатии информации обеспечивается знаками.Члены предложения и части речи – это разные взгляды на одну и ту же проблему. Члены предложения – сжатие, а части речи – расширение. Знак – это третий элемент сравнения, основание для сравнения между тем, что было, и тем, что будет. Это отношение к предыдущему значению и намёк на последующее.У Потебни свой взгляд на абстрактное и конкретное в языке. Он отрицает, что на современной ступени развития синтаксические формы приобретают бОльшую синтаксическую отвлечённость и сложность. Сложное содержание можно выразить и простой формой. С развитием языков уменьшение форм не ведёт к уменьшению формальности языка.

Язык  выполняет двоякую функцию: 1.Язык – это средство сжатия огромного числа признаков, составляющих мир познания человека и значений слов.2.Язык способен к безграничному расширению. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, высший уровень человеческого познания. Слово – средство объектизирования мысли.Язык – не только средство выражения готовой мысли, но и средство создания мысли. Язык - явление, созданное в процессе развития народом по законам психологических ассоциаций и опирающихся на его психологию. При определении слова Потебня всегда указывал на связь звучания и значения.Язык характеризуется с трех сторон – со стороны звука, внутренней формы и их соотношения друг с другом. ОБЛАСТЬ языка не всегда совпадает с областью мысли, но мысль во многом определяется языком: предметы реальной действительности влияют на процессы мышления, заставляя человека создавать чувственные образы, т.е. субъективное представление о вещах и явлениях. В этом процесс на формирование субъективного представления может повлиять язык. Слова слагаются из чувственных восприятий – можно мыслить без звукового языка. Сначала слагается мысль – а потом идет развитие языка – Глухонемые, дети думают без языка, ребенок воспринимает и как-то своими восприятиями оперирует. Композитор сочиняет музыку, но оперирует не словами, нет опоры на слово – мыслит образами. Художественное мышление не нуждается в слове. Высшая форма мысли – логическое мышление, оно невозможно без языка. Функция языка – низшая форма мышления (представлений) – это необходимая ступень к высшей форме. Мысль не сводится к словесному выражению (плюс все, что за ним стоит). Надо уметь связывать вербальный и авербальный уровни нашего мышления. МЫСЛЬ БЕЗ ЯЗЫКА ВОЗМОЖНА, НО НУЖЕН ОПЫТ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Потебня: В слове: внешняя форма – звуки, содержание (все значения) и внутренняя форма (ближайшее этимологическое значение). Внутренняя форма принадлежит языку, является объективным значением, содержащий один признак (внутренняя форма заимствована у Гумбольдта). Внешняя форма несет субъективное содержание и может содержать множество признаков. Если из слова исключить второе значение – субъективное, в слове останется внешняя форма – звук и этимологическое значение – внутренняя форма – отношение содержания мысли к сознанию. Потебня – многозначность – это внешняя форма (комплекс субъективных представлений, то, что наслаивается на внутреннюю форму слова)Все слова обладают внутренней формой, но из-за развития языка не во всех словах она проявляется ярко, Внутренняя форма, т.е. признак один и при любом употреблении слова этот признак остается внутренней формой слова, но происходит процесс сопоставления явлений действительности: Пример: слово крыло – внутренняя форма – покрывает, укрывает Крыло птицы – объективный образ не совпадает с субъективным Крыло здания – внутренняя форма - при возникновении переносного значения внутренняя форма сохраняется, но каждый раз происходит сравнение или сопоставление. Внутренняя форма – этимологическое значение – тот признак, которое закреплен за названием! «подснежник» - под снегом признак, а значение – цвет! каждый понимает слово по-своему, но внешняя форма проникнута объективной мыслью, независимой от понимания отдельных лиц.– не все слова имеют внутреннюю форму слова: у некоторых она стерлась. Ближайшее значение очень бедно, оно обобщенно. «Школа» - у каждого индивида представление дальнейшее.

 

Мыслительная  деятельность человека состоит из нескольких этапов:

1.Предмет (вижу, слышу)

2.Выделение характерного  признака (внутренняя форма) 

3.Чувственный образ предмета (после обработки мыслью)

4.Апперцепция (начальное  осмысление предмета)

5.Суждение (представление  о предмете получает законченное  формирование)

Значение не равно представлению!!! Значение гораздо шире, чем представление. «Защита» имеет много значений, «щит» - не то, что каждый себе представляет

 

 

МЛАДОГРАММАТИКИ

Второй период в развитии сравнительно-исторического и педологического  языкознания связан с деятельностью  Лейпцигской лингвистической школы. Ее молодые представители открыто выступили против догм сравнительного языкознания. Царнке назвал молодых языковедов младограмматики. Это шутливое название Бругман применил к обозначению научного направления, и «младограмматизм» стал лингвистическим термином.

Манифестом младограмматиков стало предисловие К. Бругмана и  Г. Остхофа к первому тому «Морфологические исследования.Младограмматические идеи получили широкое распространение. Их можно обнаружить во Франции — у М. Бреаля, Асколи, Уитнея, Соссюра, Фортунатова, Бо-дуэна де Куртенэ. Младограмматизм представляет историко-сравнительное психологическое языкознание. Историзм и психологизм — два основных принципа, которые определяют младограмматическую систему взглядов на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования.Существенным недостатком по мнению младограмматиков, было то, что слишком много изучали языки, но слишком мало — говорящего человека, а именно он и является творцом языка. В основе методологических принципов младограмматиков лежат «две предельно ясные мысли: во-первых, язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему" существует только в индивидууме, тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов; во-вторых, психическая и физическая деятельность человека при усвоении унаследованного от предков языка и при воспроизведении и преобразовании воспринятых сознанием звуковых образов остается в своем существе неизменной во все времена»Младограмматики считали, что непроизвольность языковых процессов и их сравнительная простота приводят к тому, что «простейшие психические процессы одинаковы у всех индивидов, а особенности отдельных лиц основываются на разных комбинашиях этих элементарных процессов». Основной вопрос — это отношение обычая к индивидуальной речи. Поскольку на язык оказывает влияние множество факторов, так или иначе затрагивающи х сознание человека, постольку основными приемами лингвистического исследования является тщательное описание отдельных фактов и факторов (в том числе и самонаблюдение) и сравнение результатов. Распространение младограмматических воззрений способствовало развитию диалектологии. Принципиальное значение исследования говоров состоит, по.мнению младограмматиков, в том, что, во-первых, народные говоры являются жив ы м и языками, они естественнее и закономернее представляют жизнь языкаИ во-вторых, младограмматики считали, что говоры полнее сохраняли жизнь языка, являлись в ряде случаев единственным источником нефиксированного прошлого.лингвистическая география.

Принцип историзмаМладограмматики считали принцип историзма важнейшим теоретическим требованием научного изучения языка.При решении проблемы логического и исторического младограмматики ценили больше историческое. не гипотетические праязыковые реконструкции, а конкретная фиксированная история языков является истинным предметом истории языка.Наиболее верные данные дают такие языки, как германские, романские, славянские: традиция у них сохраняется на протяжении многих столетий и они располагают живой разговорной речью. Это стремление охватить как можно больше языкового материала на длительном временном отрезке, всестороннее исследование отдельных явлений получило наименование эмпиризма (или атомизма)младограмматиков. Развитие языка мыслилось только э в о л ю -ц и о н н о.По аналогии с современным диалектным состоянием языков стали говорить о диалектном членении праязыка. Была выдвинута проблема языковых контактов и создана теория волн.Младограмматики обращали внимание не только на изучение конкретной истории отдельных явлений, но и на разработку принципов исторического развития и истории языка — фонетические (звуковые) законы и законы аналогии как два основных типа внутренних законов развития языка.По мнению младограмматиков, речевая деятельность имеет две стороны — физиологическую- и семантическую. Пауль различал фонетические и семантические процессы, подчеркивая, что между собой они не находятся ни в какой причинной связи.

Фонетические  законыПонятие фонетического закона вызвало много научных споров и полемических выступлений. Стремление истолковать звуковую материю языка как физиологически упорядоченную было частью борьбы младограмматиков за научную точность языкознания.Понятие фонетического закона менялось, уточнялось и включало несколько моментов.- Первый признак фонетического закона — его материальный, звуковой характер, независимость от смысла — не вызвал больших возражений. Звуковой закон — это изменения, при которых звук меняется под влиянием соседних звуков, фонетической позиции и ударения.Второй признак фонетического закона — его регулярность, единообразие звуковых изменений. «Только то, что является закономерным и внутренне взаимосвязанным может быть подвергнуто научному исследованию. Причиной фонетических изменений Курциус считал удобство произнесения; поэтому взрывные звуки переходят в щелевые (Ш > > Ы) и нет движения в обратном направлении.звуковое изменение происходит механически, совершается по законам, не знающим исключений. Кажущееся исключение — это закономерность, которую еще надо открыть. Следовательно, нет исключений из фонетических законов, а есть перекрещивание их, а также влияние аналогии или влияния другого языка или диалекта.Младограмматики не только установили и описали ряд звуковых законов (ср., например, закон открытого слога, первую и вторую палатализации, воздействие / на гласные и согласные в работе Лескина. третий признак звукового закона — его социальную обусловленность. Если звуковая материя изменяется бессознательно, то семантика слов и форм затрагивает психику человека и покоится на ассоциации представлений и апперцепции. На этой основе младограмматики создали учение об аналогии и изменении значений слов.Закон аналогии исходит из признания активного характера речевойдеятельности говорящего.ассоциативная комбинаторная деятельность (напоминающая решение пропорциональных уравнений), в результате которой новые формы образуются по аналогии, по сходству с группами фактов, обычных в языке.Узус (язык) содержит правила и образцы (парадигмы), причем конкретные образцы обладают большим воздействием, чем абстрактные правила. Узус образует систем.пропорциональных групп. «Объединение в группу протекает с тем большей легкостью и становится тем более устойчивым, чем больше сходства в значении и в звуковой форме, с одной стороны, и чем прочней запечатлелись элементы, способные образовать группу, — с другой стороны, — считал Пауль. — Что касается последнего момента, то для образования групп пропорций важна, во-первых, частота единичных слов и, во-вторых, количество возможных аналогичных пропорций».Пропорциональные группы бывают двух типов — вещественные и формальные. Вещественные группы пропорций имеют частичное соответствие значения и звучания, например различные падежи одного существительного. Формальные группы пропорций основаны на функциональном сходстве, например: сумма всех форм именительного падежа, всех форм первого лица глагола и т. п. Действие аналогии распространяется на разные области языка — на флексии, словообразовательные типы и даже чередование звуков.Учение об изменении значений слов. Хотя аналогия и выравнивает в какой-то мере формы языка, она не может уничтожить изменчивости языка, который связан с говорящими индивидами.

Особенно изменчиво значение слов. Младограмматики уделяли большое  внимание изучению изменения значений слов, разнообразию этих значений, различным соотношениям значения слова с предметом и понятием.Изменение значений происходит потому, что индивидуальное употребление и значение слова в узусе не совпадают. Поэтому принципиально различаются два типа значений — узуальное и окказиональное.Их отличие выявляется по четырем линиям: а) узуальное значение известно всем членам данной языковой общности, окказиональное значение — это значение в акте речи; б) окказиональное значение богаче узуального; в) окказионально слово называет нечто конкретное, предмет, тогда как узуально оно обозначает нечто абстрактное, понятие; г) узуально слово многозначно, окказионально — всегда однозначно. «регулярное возобновление таких отклонений приводит к постепенному превращению индивидуального и мгновенного в общее и узуальное».Основными видами изменений значений слов являются: а) специализация значения как в результате сужения объема и обогащения содержания (Glas — стекло и стакан), появление имени собственного, так и в результате обеднения содержания представления и расширег ния объема, переход имени собственного в нарицательное; б) метафорическое изменение — одно из важнейших: в выборе метафорических выражений проявляются различия индивидуальных интересов, а из совокупности метафор, ставших в языке узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в обществе; в) перенос названия на основе пространственных, временных или каузальных связей.  Кроме того, указываются такие   виды   из-1 менений значений, как гипербола и литота, эвфемизмы.Различна культурно-историческая обусловленность значения слова! и понятия. Значения слов всегда приспосабливаются к данной сту-1 пени .развития культуры. Однако изменение самих понятий и предметов в этих случаях не ведет к изменению значения Таким образом, психологическое направление и особенно младо-грамматизм ответили на многие вопросы, стоявшие перед языкознанием в середине XIX в. Была уточнена методика сравнительно-исторического языкознания, поставлены основные проблемы семасиологии и функционально-семантической грамматики, проанализировано взаимоотношение языка и речи, язык определен не только как индивидуально-психологическое, но и как культурно-историческое явление.

Младограмматики — новое  направление в языкознании, оформившееся в 70-х годах 19 века. Они слишком сильно критиковали старое, традиционное языкознание, за это их и назвали младограмматиками, а они взяли это название себе на самом деле.

Младограмматики — преимущественно  школа Лейпцигского университета.

Информация о работе Шпаргалка по "Языкознанию"