Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

СП 1 семинар.docx

— 30.17 Кб (Скачать файл)

3.Основные этапы  развития сравнительной педагогики.аавпап33авыаывавававипаиаиптпт3 вопрос3

Средневековая Европа (5-14вв)

В эту эпоху, когда монополистом в образовательной сфере стала  церковь, а национальные особенности  не имели какого-нибудь существенного  значения, изучение опыта других религий  в образовании, например, ислама, который  имел существенные успехи в этой области, не стимулировалось.

Эпоха Возрождения (14-17вв)

Образование вновь становится делом «интернациональным». В это  время начинается формирование школьной национальной системы, что закономерно  усиливает интерес к зарубежному  педагогическому опыту. Потребность  в его сопоставлении с отечественным  опытом стимулирует обмены «персональными образовательными визитами». С такими визитами в середине 17ст. объехал  несколько европейских стран (Англию, Швецию, Литву, Венгрию) Я.А.Коменский, пропагандируя идеи общего обучения, основы классно-урочной системы.

Богатую историю имеет  изучение и внедрение зарубежного  педагогического опыта в Украине. В славяно- греко-латинских школах изучали как греческий язык и православие, которые являлись основой образования в Византии, так и латинский язык и 7 свободных искусств, составлявшие основу обучения в средневековой Европе.

Второй период – 19 век – период заимствований, или описательный период. Попытку определить цели и функции сравнительно-педагогических исследований и обозначить некоторые методы сбора и систематизации соответствующего фактического материала по разным странам впервые предпринял М-А Жюльен Парижский (1775 – 1848). Поэтому в западной литературе его нередко называют «отцом» сравнительной педагогики.

Биография. Жюльен – активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера. С начала 19 века – он видный публицист, его  перу принадлежат сотни статей и  брошюр по разным вопросам политики, социальных отношений и культуры. Большой  интерес он проявлял к проблемам  воспитания и образования, посетил  воспитательное учреждение Песталоцци в Швейцарии и стал горячим  поклонником его идей. Умер Жюльен в 1848г. в бедности и безвестности. Почти на целое столетие оказалось  забытым все его публицистическое и научное наследие. И только небольшая  брошюра «Очерк и предварительные  заметки к исследованию по сравнительной  педагогике» (1817), случайно обнаруженная в 1935г.в лавке парижского букиниста, спасла его имя от полного забвения и вновь пробудила интерес к его творчеству.

- Именно в этой работе  впервые были употреблены термины  «сравнительное воспитание» и  «сравнительная педагогика». По  мысли Жюльена, задача сравнительной педагогики должна состоять в сопоставительном изучениии педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования и воспитания в масштабах Европы, а затем и всего мира.

- С целью получения  репрезентативных данных Жюльен  составил обширный вопросник  (более 250 вопросов), касающийся разных  сторон деятельности школы, и  предлагал разослать его правительствам  европейских государств. Некоторые  вопросы имели целью сбор количественных  и фактических данных ( Какова продолжительность классных занятий в день?). Но были и значительно более сложные вопросы, например, «Как выявляются и учитываются индивидуальные особенности учащихся? Не обескураживает ли трудолюбивых, прилежных, но не достаточно способных детей, не вызывает ли у них отвращения к школе то обстоятельство, что они часто отстают в учебе от тех своих сверстников, которые не проявляют усердия, но обладают большими природными способностями?»

- он предлагал создать  общеевропейское научно – педагогическое  учреждение, где бы проводились  исследования, направленные на улучшение  подготовки учителей, и экспериментальным  путем апробировались новые педагогические  методы.

В отечественной педагогике начало систематическому изучению зарубежных систем образования положил К.Д. Ушинский.

1.В ряде его работ  и прежде всего в известном  труде « О народности в общественном  воспитании» (1857) содержатся обстоятельные  очерки о народном образовании  во Франции, Англии, Германии, Северной  Америке, раскрывающие специфику  организации и деятельности учебных  заведений в каждой из этих  стран. 

рассматривая французскую  систему образования, Ушинский отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие;

обращаясь к системе образования  в Англии, он замечал, что наибольшее внимание уделяется формированию характера: «Главное в английском воспитании –  это характер, привычка владеть собой, отличающая всякого истинного джентльмена».

Ушинский подробно описывал организацию школьного дела в  Северной Америке, характеризовал ее отличия  от европейских школьных систем, указывал на огромное разнообразие программ высших учебных заведений, на расширение женского образования и особенно отмечал  большие успехи в развитии начального образования.

2. Он обратился к проблеме  заимствования иностранного опыта.  Деление наук по национальному  признаку Ушинский решительно  отвергал. Великий педагог выступал  против жестких национальных  перегородок в развитии научного  знания и считал необходимым  использование учеными разных  стран научных достижений своих  зарубежных коллег, их постоянное  сотрудничество и обмен опытом. Иначе он смотрел на проблему  заимствования применительно к  системам воспитания.

Т.о. в 19 - нач.20 ст. отечественная  педагогика имела значительный опыт сбора и обработки материалов о состоянии образования и  педагогической науки за рубежом. Однако большинство работ носили описательный характер. Анализ зарубежного опыта  был зачастую не целью, а одним  из способов, который использовался  для исследования определенных аспектов развития отечественной системы  образования.

Третий период- начало научных достижений в области сравнительной педагогики – нач. 20 ст. – до второй мировой войны (1939) связан с процессами институализации. Именно в этот период создаются первые национальные и международные научные и информационные организации, которые ставили целью своей деятельности сбор, систематизацию и обобщение фактов, которые относятся к развитию образовательного процесса и педагогической теории в разных странах мира.

1919 – Международная ассоциация  образования в Нью-Йорке

1925 – Международный институт  интеллектуального сотрудничества  в Париже, Международное бюро  просвещения (МБП).

В Советском Союзе в 20-е  года – 800 публикаций, где давался  анализ зарубежного опыта. Акцент делался  на исследования педагогики США. В Украине  «путь на Запад» возглавил нарком республики Г.Ф.Гринько.

С. РУСОВА

1. Первой работой о проблемах  зарубежной педагогики стала  ее статья «Народное начальное  образование в Бельгии». В этой  статье использовала широкий  круг методов сравнительной педагогики:

описательный( анализировала финансирование и управление начальным образованием, разновидность учебных учреждений, учебные планы)

- статистический, социологический  ( характеризуя цели и задачи начального обучения и воспитания, их соответствие потребностям економич. И политич. Развития страны)

исторический.

Особое внимание обратила на решение языковой проблемы (в  Украине в то время укр.язык был запрещен): вместе с обязательным изучением гос.языка обучение шло на языке каждой отдельной местности.

Предметом сравнительно-педагогических исследований Русовой стали различные учебные и воспитательные учреждения Запада: «Молодежная республика Америки», «Пестолоцци-Фребельский Дом в Берлине» «Французские летние колонии для школьников». В работах широко использовала разные статистические данные. Призывала своих соотечественников активно использовать опыт «каникулярных колоний».

2. Русова великолепно разбиралась в западных пед.концепциях и течениях. В «Теория и практика дошкольного обучения» она делает сравнительно-сопоставительный анализ основных пед., психолог., психиатрических концепций западноевропейских исследователей.

Четвертый период –50 – 70г. интернализация образования. Создание ООН и ее специализированного органа по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО.

Пятый период – начался в 80-е годы ХХ столетия – период теоретических соревнований. В Украине в 1992 году была создана лаборатория сравнительной педагогики.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"