Шпаргалка по "Методике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:10, шпаргалка

Описание работы

1 Методика как теория обучения иностранным языкам
2 Цели и содержание обучения иностранным языкам
3 Средства Обучения ИЯ

Файлы: 1 файл

otvety_gos.docx

— 144.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

17 Обучение иностранному  языку на начальном,среднем и старшем этапах

 

ИЯ следует изучать с 6-12 лет,но не ранее 5-ти лет.В возрасте 6 лет появл-ся продуктивное воображение,кот.связано с мышлением,ребенок начинает осознавать действит-ть.Деятельность детей приобретает осознанный хар-р.Появл-ся функция саморегуляции.Свойства внимания:концентрация,объем(кол-во предметов,кот могут восприниматься одновременно),устойчивость(концентрация внимания),переключаемость внимания.Цель обучения в младшем школьном возрасте-развить личность ребенка средствами ИЯ в процессе и на основе владения им,развить когнитивную способность уч-ся,добиться понимания ребенка своей причастности к культуре народов страны и др-х стран,сформировать элементарные навыки и умения речевого общения,чтения и пистма,повысить качество владения родным языком на основе иностранного.6-9 лет-устная речь представлена и в форме монолога,и в форме диалога.Начальный период обучения делится на 3 этапа: 1-(длится 1 год)обучение устно-речевому общению(аудирование,говорение),рецептивное усвоение превышает продуктивное;2-(2-3 классы) прибавляется чтение и письмо,умение понимать основное содержание текста,составлять короткие рассказы,писать короткие письма.3-(5 кл.) систематизация полученных ЗУН,умение самосточтельно решать коммуник-ые задачи,формирование общих интеллектуальных умений.Трудности(при чтении):многозначность звуко-буквенных соответствий.Решение проблемы-совместное прописывание.Параллельное обучение всем ВРД,построение самостоятельных высказываний,наблюдение за способами употреюления лексико-грам-го мат-ла на первом году обучения ИЯ облегчает достижения цели начального этапа обучения.Правила нельзя давать сухо.Принципы обучения ИЯ:коммуникативной направленности(ознакомление с правилами до этапа тренировки),активности,сознательности(характериз-ся не только понимание изучаемого,но и тем личностным аспектом,кот.он приобретает для уч-ся),проблемности,учета родного языка,принцип визуальной и слуховой демонстрации(наглядности).

Л.С. Выготский и Д.Б.Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Можно подразделить обучающие игры на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.

Младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Мышление МШ преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоц-ой окрашенностью. способность к подражанию, большая потребность в физических упр-х. Использ-е наглядности. Установка на концентрацию произвольного внимания и частую смену приемов обучения.Обучение ин языку на начальном этапе должно иметь коммуникативную напр-ть и начинаться с устной формы общения. Учащиеся данного возраста легко воспринимают услышанное. Так как усвоение материала требует его многократного повторения, то нужно постоянно вносить что-то новое в подбираемые ситуации, все упр-я стараться делать коммуник-ми.. Все это вместе с яркой наглядностью поддерживает интерес учащихся.

 

 

 

 

 

 

Средняя ступень.Общ.хар-ка. Учащ-ся должны делать устные сообщения,монолог-12предл., диалог- 5-6 реплик, читать без словаря, наряду с фабульными используются научно-популярные тексты,лексика-800 ед, грамматика охватывает все явления, необходимые для устной речи, чтение приобр. равную роль с устной речью, лексическое опережение, лексика объясн. учителем, но уже работает лингвистич. догадка.Большая часть урока отвод. устной речи, снижается кол-во упр-й, треб. механич. воспроизв. и имитации.Идет обучение неподготовленной речи,диалогическому общению,пониманию иностр.речи на слух.Объем текстов для чтения увеличив., основное-чтение про себя. К концу этапа овладев. изуч. чтением. Письмо-мини сочинения по пройденным тематикам. Средний школьный возраст стремление к самостоятельности, отказ от помощи, неудовлетворение контролем за выполнение работы, память приобретает преимущественно опосредованный, логический характер, стремление находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение.

 

Старшая ступень.Общая хар-ка.

Укрепление приобретенных знаний для практич. общения в любой жизн. ситуации. Слов запас-1200ед. Главная цель- обучение говорению, неподготовленной речи, аудированию (единоврем. представление). Ведущая роль отдается изуч. чтению(оригин. неадапт. статьи),внимание к чтению про себя, совершенств. ознакомит. чтения,грамматические явления только для узнавания в тексте, лексика изуч. самостоятельно.

Формы самостоятельной работы: проэкт, реферат, исследовательская работа.

Мотивация: будущая профессиональная потребность, востребованность языковых результатов, проэктная работа,возрастное соответствие изучаемого материала интересам учащихся.

Старший школьный возраст мышление становится с одной стороны детализирующим, с другой, связывающим, генерализующим, способным работать планомерно и по правилам, более совершенная орг-я материала (классификация явлений по признакам, группировка, применение различных опор), легко воспроизводят усвоенное, стремление выполнять действия, требующие самостоятельное решение задач. При построении урока следует ориентироваться на различные виды памяти. Комбинированное воздействие на органы зрения и слуха с помощью аудиовизуальных средств, к-ые увеличивают кол-во раздражителей, воздействуют на долговременную память и обеспечивают переработку и усвоение info.. У МШ мотивы учения частично обеспечиваются: новизной предмета, наглядной основой преподавания, проведением игр. В средних и старших классах мотивация падает. Большую роль играет: понимание задачи урока и уровня достигнутых результатов, назначение каждого приема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Особенности  урока ИЯ. 

 

Урок ИЯ - законченный отрезок  учебной работы, на протяжении кот.  осуществляется достижение определенной практической, общеобразовательной и воспитательной целей путем выполнения заранее спланированных упражнений индиви¬дуального и индивидуально-группового характера на ос¬нове используемых учителем средств и приемов обучения. Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной, сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.

Структура урока в значительной мере обусловлена сле¬дующими основными факторами; 1) спецификой вида ре¬чевой деятельности, на овладение которой направлены действия учащихся и учителя; 2) трудностями, возника¬ющими в процессе овладения речевой деятельностью; 3) це¬лями, задачами и содержанием данного урока в системе занятий.

Методическое содержание урока  ИЯ – сов. научных положений, определяющих его особенности, стр-ру, логику, виды и приемы работы (Е.И.Пассов)

Основные положения, которые определяют  особенности урока:

1) индивидуализация заключается в учете и использовании резер¬вов личности обучаемых, т. е. их жизненного опыта, мировоззре¬ния, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.

2) речевая направленность урока – урок должен иметь речевую ценность и подготавливать уч-ся к общению.

3) ситуативность - речь не бывает вне ситуации, иначе это не речь или речь толь¬ко по форме, но не по сути. Любая ситуация определяется местом, временем, характерами партнеров по общению, их ролями, а также той речевой задачей, которую они хотят решить в ходе общения. На уроке бывают различные ситуации общения, но их можно условно подразделить на три основные группы: реальные, про¬блемные и условные.

4) функци¬ональность всех ВРД

5) новизна - непредсказуемость и неожиданные по¬вороты в уроке, которые он может обеспечить. Способы создания: новая ситуация, речевая задача, собеседник, формы общения.

Каждый урок ИЯ должен отвечать общедидактическим требованиям, т. е. строиться с учетом единства обучения и развития, быть научным по характеру содержания учебного материала и по способам его усвое¬ния, основываться на экспериментальных данных возраст¬ной психологии. Еще большей спецификой обладают такие требования, как учет особенностей языкового мате¬риала, правильный выбор источников информации и прие¬мов обучения для каждого этапа урока, осуществление межпредметных связей.

Основные черты урока ИЯ(по Солововой):

1) Характер цели урока. Урок иностранного языка в идеале должен решать целый ком¬плекс целей одновременно. Именно цель урока определяет и характер домашнего задания,поскольку хорошо сформулированная цель урока — это и есть планируемый результат, а на дом можно задать лишь то, чему на¬учили на уроке. Формулировка цели должна быть четкой и понятной, а главное — конкретной. Без этого трудно спланировать и провести урок.

2) Адекватность и последовательность  упр-й цели урока. При формировании различных языковых и речевых навыков используют определенные упраж¬нения и задания. Очень важно уметь расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для вы¬полнения последующего, планировать урок от простого к более сложному.

3) Атмосфера общения. Речевая ценность урока. на уроке необходимо установить очень довери¬тельные отношения.

4) Воспитательный и образовательный потенциал. Как показывает практика, практические, образовательные, воспитательные и развивающие цели часто «разводятся» в про¬цессе обучения. Слабо используются межпредметные связи. Приведем несколько практических рекомендаций по усилению данного потенциала урока:

1.  Составляя карту-схему темы, максимально используйте суще¬ствующие межпредметные            связи.

2.  Любое задание, в том числе и тренировочные упражнения на отработку лексики, грамматики, делайте значимым в смысло¬вом отношении

3. Работая с текстами, старайтесь использовать не только уро¬вень содержания, но и смысла.

5) Комплексность урока. На уроке ИЯ можно одновременно формировать и совершенствовать практически все языковые и речевые навыки.

6) Урок контроля без контроля

6)Преобладание одного ведущего  вида деятельности

7)Речь как средство и цель  общения

Общепринятым в методике является деление уроков ИЯ  на два основных типа.

I тип — уроки, на которых  деятельность учащихся на¬правлена преимущественно на развитие умений и навыков пользования языковым материалом. На таких уроках имеют место а) ознакомление с новым материалом и способами вы¬полнения действий с ним; б) речевая практика  на основе нового мате¬риала.

При таком построении урока усвоение нового материа¬ла происходит в процессе речевой деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь усвоения материала с развитием рече¬вых умений осуществляется на основе целенаправленной системы упражнений.

II тип — уроки, на которых  имеет место практика уча¬щихся в речевой деятельности. На уроках этого типа может развиваться либо один вид речевой деятельности (чаще всего устная речь), либо взаимосвязанно несколько видов речевой деятельности. В практике преподавания структура первого и второго типов урока может варьироваться, образуя различные виды уроков в зависимости от характера речевой деятельности, от учебного материала и от средств обучения.

При определении оптимальной структуры  урока сле¬дует помнить, кроме того, о трех условиях, которые, по справедливому замечанию М. Уэста, определяют успех каждого занятия: а) увеличение времени тренировки уча¬щихся; б) сохранение контроля над классом; в) уменьше¬ние возникающей у учащихся и учителя усталости.

В каждом уроке ИЯ можно выделить его постоянные и переменные элементы. К постоянным относятся: орг.момент, включающий элементы речевой зарядки, фонетическая зарядка, д.з, итог и орг-ый конец урока

Структура: 1.приветствие и короткая беседа с уч-ся на англ языке, чтобы ввести их в атмосферу языка 2.реч зарядка - может отражаться тематический материал, над к-ым велась работа (ice-breaking) 3.фонетическая зарядка – позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путем отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях, предл-х, а также в рифмовках. 4.проверка д.з. 5.объяснение нов. материала (представление или закрепление) 6.д.з., связанное с новым материалом. Дать образец выполнения. 7.закрепление нового материала, контроль усвоенного 8.подведение итогов

Повышение эффективности урока  иностранного языка. Содержание, организация  и проведение урока иностр. языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса. Для повышения действенности урока иностр языка в совр условиях имеется много возможностей: 1.обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка для рациональной самостоятельной работы  2.Обеспечение высокой мотивации 3.Тщательная подготовка к уроку иностранного языка 4. Использ-е различных организационных форм работы: групповые, парные, индивидуальные. Типы взаимодействия учитель-ученик. Взаим-е – это совместная  согласованная деятельность всех субъектов учебного процесса и складывающееся м/у ними взаимопонимание. Результатом взаимодействия могут быть стили педагогического общения: 1.общение на основе увлеченности совместной творч деятел 2.общение на основе дружеского расположения 3.общение-дистанция 4.общение-устрашение 5.общение-заигрывание.

Урок как основное звено процесса обучения и.я. в школе.

В процессе исторического развития сложились 2 формы обучения: урок и  домашняя работа. В последнее время  возникают и развиваются новые  формы обучения: факультативные занятия, внеклассная и внешкольная работа. У. – основное звено процесса обучения. Уч. процесс по и.я. осуществляется в виде внеклассной системы. У. – самое главное в процессе обучения. Учитель занимается с постоянным составом уч-cя в рамках точно установленного времени, выполняет требования программы. Основные черты урока и.я.: речевая направленность при максимальной активности уч-ся; комплексный характер работы над яз. материалом и развитием речевой активности, в рез-те к-ой форм-ся умение практического пользования языком; формирование умений и навыков проводится с опорой на родной язык; учителю н. планировать не отдельный у., а систему, что обеспечит формирование реч. навыков и умений применительно опр-ой теме.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике"