Шпаргалка по "Методике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:10, шпаргалка

Описание работы

1 Методика как теория обучения иностранным языкам
2 Цели и содержание обучения иностранным языкам
3 Средства Обучения ИЯ

Файлы: 1 файл

otvety_gos.docx

— 144.42 Кб (Скачать файл)
  • тип взаимодействия учителя и ученика (от команды к сотрудничеству);
  • ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороны учения;
  • позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу;
  • характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Современное традиционное обучение связано с классно-урочной системой, признаками которой является:

  • учащиеся одного возраста и уровня подготовки составляют класс
  • класс работает по одному плану
  • урок посвящен одному и тому же предмету, теме
  • работу оценивает учитель
  • учебники применяются в основном для домашней работы

Идеология обучения в сотрудничестве была разработана 3 группами американских педагогов. Дети объединялись в группы, им давалось задание, создавалась ситуация, в  которой учащиеся отвечали за результат  группы. Сильные объясняют слабым, проверяют себя, при этом соблюдаются принципы:

    1. группы формирует учитель до урока( сильный, средний, слабый ученик; мальчики и девочки)
    2. у группы одно задание и распределены роли
    3. оценивается работа всей группы
    4. учитель выбирает учащегося который должен отчитаться за задание

Вариант: обучение в команде

принципы:

  • команда получает одну награду
  • группы не соревнуются друг с другом
  • успех/неуспех зависит от каждого
  • равные возможности для достижения успеха, оценивается работа каждого ученика, слабым ученикам даются менее сложные задания

Learning together.Учимся вместе. 1987г университет штата Минисота. Группы 3-4 человека. одно задание-часть большой темы. Группы общаются между собой, предлагают свои варианты.

Черты присущие всем: Общность целей и  задач, индивидуальная ответственность, равные шансы на успех, обучение в  ходе общения, опыт познавательной деятельности, роль учителя -организатор творческой деятельности. самое трудное - добиться общения на иностранном языке. Учащиеся учатся работать с информацией, добывать материал, осмыслять информацию критически, делать выводы, аргументировать, решать проблемы.

 

 

jigsaw

Весь  учебный класс, состоящий из   человек делится на   групп. Каждая группа рассматривает определённую тему, однако каждый член группы берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается им наиболее интенсивно. Таким образом, в каждой группе существует лишь один «эксперт» по заданному аспекту проблемы. На этом этапе каждая группа получает общий поверхностный взгляд на проблему, а «эксперты» самостоятельно углубляются в определённые её аспекты.

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на практический результат.

    Основная  идея подобного подхода к обучению  иностранным языкам, таким образом,  заключается в том, чтобы перенести  акцент с различного вида упражнений  на активную мыслительную деятельность  учащихся, требующую для своего  оформления владения определенными  языковыми средствами.

    Рассмотрим  основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения),
  2. , познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов.
  5. Определение межпредметной взаимосвязи базовых знаний, необходимых для работы над проектом.
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:
  • определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования;
  • оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных;
  • подведение итогов, корректировка, выводы

Существуют  две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного  обучения и обучение, реализуемое  с помощью компьютера.

Персональный  компьютер может применяться  учителем для решения личных дидактических  задач в течение урока:

·                    предъявление информации в различных  формах;

·                    формирование у учеников общих и  специальных знаний и умений по предмету;

·                    контроль, оценка и коррекция результатов  обучения;

·                    организация индивидуального и  группового обучения;

·                    управление процессом обучения.

Обучение  иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

1)   интерес  учащихся к компьютеру приводит  к высокой мотивации процесса  обучения;

2) ученики  охотно ведут диалог с компьютером,  у них повышается общая, компьютерная  и языковая культура;

3) индивидуализация  обучения;

4) возможность  обеспечения непосредственной обратной  связи;

5) компьютер  не проявляет отрицательных эмоций  при повторении ошибок:

6) объективность  отметки;

7) обеспечивается  эффективное выполнение упражнений  и тренировок.[3]

Характерные недостатки обучения с помощью компьютера: злоупотребление компьютерными  эффектами, избыточность красок; готовые  учебные компьютерные программы  по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку  они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и  дидактическим принципам в обучении.

 

Из этого  следует то, что в компьютерных технологиях учитель не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается авторский  поход к ее интерпретации. При  традиционном обучении коммуникативный  аспект обучения иностранному языку  реализуется более эффективно, поэтому  необходимо сочетать обучение иностранному языку с помощью компьютера и  традиционное обучение.

Общая  характеристика дидактических возможностей мультимедийного учебника:

  1. осуществляется самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом
  2. самостоятельное изучение, углубление знаний
  3. ликвидация пробелов в ЗУН
  4. самостоятельная подготовка  к квалификационному экзамену
  5. систем. изучение определенного курса дисциплин

Возможности по видам РД:

    • учитель подбирает материалы по теме( говорение)
    • запись звуковой информации (аудирование)
    • обсуждение полученных по эл. почте писем по проекту, групповая дискуссия ( говорение, письмо)
    • использование фрагментов художественных произведений, полученных в виртуальных библиотеках( чтение, говорение)
    • лингвистический анализ устных и письменных высказываний носителей языка, анализ специфики функционирования языка ( лексика, грамматика, чтение, говорение)
    • использование материала электронных грамматических справочников, лексических, страноведческих, материалов дистанционных курсов

Использование мультимедийного учебника позволяет решать след задачи:

    1. формировать навыки чтения на различных материалах
    2. совершенствовать аудирование
    3. совершенствовать умения в говорении
    4. пополнять активный и пассивный словарь
    5. усваивать новые знания
    6. формировать устойчивую мотивацию изучения Ия , на основе использования живых материалов

 

 

 

 

 

 

 

5 Принципы обучения  ИЯ

Принципами  педагогического процесса называют определенную систему исходных основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую  эффективность решения задач  развития личности.

Методика  обучения иностранным языкам основывается как на общедидактических (характерных для процесса обучения любому учебному предмету), так и на специальных методических принципах (характерных для процесса обучения конкретному учебному предмету, т.е., иностранному языку).

В то же время общедидактические принципы специфически преломляются при обучении иностранному языку. Это принципы

1. целенаправленности педагогического процесса, Обучение является организованным процессом, а любая организация начинается с целеполагания, т.е. определения планируемого результата. В обучении иностранному языку выделяются следующие цели: практические, воспитательные, развивающие и образовательные.

  1. связи учебно-воспитательного процесса с жизнью, Она выражается в обусловленности целей обучения социальным заказом общества и реальными условиями, в которых протекает обучение.
  2. научности. Научность проявляется в исследовании закономерностей учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, его обоснования данными базовых и смежных с методикой наук. Этот принцип реализуется при разработке концепций, стандартов, программ, планов, УМК и т.п.
  3. доступности,В этом принципе проявляется организованность процесса обучения и учения. Это выражается в планировании учебно-воспитательного процесса, выделении этапности в обучении, в соблюдении стадий формирования навыков и этапов развития умений, в систематизации упражнений
  4. систематичности и последовательности в обучении, предполагает, что обучение и воспитание должны осуществляться на уровне возможностей учащихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями учащихся.
  5. сознательности, От понимания этого принципа в обучении иностранным языкам в значительной мере зависел характер того или иного метода (системы) обучения. Долгое время реализация сознательности в обучении понималась как глубокое осознание системы изучаемого языка, т.е., грамматики, на основе сравнения с соответствующими явлениями родного языка. Поэтому основным средством обучения являлся перевод, а грамматические правила – базой для конструирования высказываний
  6. активности, Он предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли. Активность учащихся при изучении иностранного языка обусловлена спецификой его как учебного предмета
  7. наглядности. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания.

Принцип наглядности позволяет полнее реализовать  все указанные выше принципы обучения в учебном процессе.

Существуют также принципы, действующие  только в сфере методики обучения иностранным языкам: общеметодические (коммуникативности, взаимосвязанного и дифференцированного обучения ВРД, параллельного или последовательного обучения устной и письменной речи и т.п.); принципы обучения определенным ВРД, принципы обучения средствам речевого общения.

Принципы  обучения ИЯ

Обучение осуществляется в соответствии с принципами (исходного положения), возникшие из опыта преподавания. Они направлены на достижение эффективного обучения, формирование ЗУМ, применение знаний в жизни. Общедидактические П: 1) воспитывающего О 2) связи О с жизнью 3) сознательного О (осознание структуры и содержания РД) 4) творческой активности 5) наглядности 6) научности 7) систематичности 8) прочности усвоения знаний 9) доступности в О 10)учета индивидуальных особенностей учащихся. Принципы МОИЯ 1) коммуникативная направленность обучения ИЯ 2)учет особенностей родного языка 3)доминирующая роль упражнений на всех уровнях и сферах овладения ИЯ. Частные принципы: 1 обучения ИЯ на речевых образцах 2)сочетание языковых тренировок с речевой практикой 3) взаимодействие основных ВРД 4)устное опережение в обучении чтению и письму 5) аппроксимация учебной иноязычной деятельности 6) интенсивности начальной стадии О ИЯ. Специальные принципы: (рационализация обучения) ВРД, аспекты языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проблема типологий и система  упр-й.

Цель изучения ИЯ- формирование речевых умений в различных ВРД. Овладение речевыми умениями предполагает владение языковым материалом, т.е. становление фонетических, лексических, грамматических навыков.

Упражнение – главный компонент уч.-воспитательного процесса по ИЯ. Все базисные понятия материализуются, воплощаются в упр-ях. Учащимся все приёмы и система обучения предстают в виде упражнений.

Классификация упр-й по Андреевской-Левенстерн:

1 тип – Подготовительные (языковые: цель – овладение формой; тренировочные: цель -  развитие навыка; имитация, подстановка – закладывают навык; трансформация, расширение, управляемый диалог, микробеседа по схеме – совершенствуют навык).

2 тип -  Речевые (условно-речевые: создаются открытым приёмом с опорой на ситуацию, текст, средства наглядности; речевые – создаются естественной ситуацией, скрытым приёмом, аудио-визуальными средствами).

Информация о работе Шпаргалка по "Методике"