Школа как педагогическая система и объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе……….………4 – 6 стр.
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика……………………....6,7 стр.
1.3 Цели, задачи и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях…………………………………………………………………………………..7,8 стр.
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы…………………………………..……..9,10 стр.
2.2 Функции директора и завучей школы………………………………………......10 – 12 стр.
2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….12 стр.
Заключение………………………………………………………………..….……............13 стр.
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Школа как педагогическая система и объект управления.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

Третья группа включает в  себя управленческие органы различных  общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной  структуры управленческих органов  в школе требует организации  их правильного взаимодействия, координации  их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений  своих специфических функций. Все  это обусловило необходимость определения  основных принципов их руководящей  деятельности. К этим принципам относятся  следующие:

а) координация, согласованность  и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении  ее ведущих задач и их эффективном  решении;

б) демократизм и гласность  в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих  функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность  всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные  проблемы в работе школы и концентрировать  усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно  осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического  творчества и поиска в повышении  качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению  передовым педагогическим опытом [16].

 

2.2 Функции директора  и завучей школы

 

Первостепенная роль в  управлении учебно-воспитательным процессом  принадлежит директору школы, как  правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями [17].

В самом общем виде функциональные обязанности директора школы  определены Типовым положением об общеобразовательном  учебном учреждении1, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие  функциональные обязанности:

- несет ответственность  перед государством и обществом  за соблюдение требований охраны  прав детей, планирует и организует  учебно-воспитательный процесс,  осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

- представляет интересы  учебного заведения в государственных  и общественных органах;

- создает необходимые  условия для организации внешкольной  и внеклассной работы;

- проводит подбор заместителей  директора, определяет их функциональные  обязанности, осуществляет расстановку  педагогических кадров учебного  заведения с учетом мнения  педагогического коллектива, учащихся  и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

- принимает на работу  и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий  персонал учебного заведения;

- организует в установленном  порядке рациональное использование  выделяемых учебному заведению  бюджетных ассигнований; -

- по согласованию с  советом учебного заведения устанавливает  надбавки к заработной плате  творчески работающим учителям;

- создает условия для  творческого роста педагогических  работников учебного заведения,  применения ими передовых форм  и методов обучения и воспитания, осуществления педагогических экспериментов;

- несет ответственность  за свою деятельность перед  соответствующим органом управления  образованием.

Указанные функциональные обязанности  директора школы существенно  дополняются в Уставе школы в  зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и  особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы  находятся вопросы, связанные с  ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы  от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и  распоряжения имуществом школы.

Руководство отдельными направлениями  работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители  по учебно-воспитательной работе, организатор  внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы  по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам  или по классам с углубленным  изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора  школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического  процесса, за выполнение образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой  в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры.

Обязанности заместителей директора  школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение  функциональных обязанностей между  несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора  школы) входит установление связей с  учреждениями дополнительного образования  — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными  руководителями по совершенствованию  содержания, форм и методов внеклассной  воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.

Таким образом, эффективность  управленческой деятельности директора  во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей представителей администрации школы.

 

2.3 Функции Совета  школы

 

В создании творческой атмосферы  и здорового психологического микроклимата в школе огромная роль принадлежит  совету школы. Его функции и содержание работы регламентируются специальным  Положением о совете средней общеобразовательной  школы.

Высшим руководящим органом  школы является общешкольная конференция  представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав  школы и вносит в него необходимые  изменения; разрабатывает основные направления совершенствования  и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные  или постоянные комиссии по различным  направлениям деятельности школы и  устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом  школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями  в роли высшего органа выступает  совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной  трети от каждой из названных категорий [10].

Совет школы выполняет  следующие функции:

- организует выполнение  решений конференций школьного  коллектива;

- утверждает план развития  школы;

- совместно с директором  представляет интересы школы  в государственных и общественных  органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту  несовершеннолетних;

- по представлению методического  (педагогического) совета школы  определяет содержание, методы, средства  и формы организации обучения  и воспитания учащихся (учебные  планы, программы, профили дифференциации  обучения, трудовой подготовки и  т.д.), обеспечивая при этом достижение  государственного уровня требований  к образованию;

- устанавливает режим  работы школы;

- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;

- проводит аттестацию  педагогических работников школы,  вносит предложения в квалификационную  комиссию при органах народного  образования о присвоении учителям  квалификационных категорий;

- поддерживает общественные  инициативы по совершенствованию  и развитию обучения и воспитания;

- контролирует рациональное  расходование бюджетных ассигнований  на школу, формирует собственный  материальный фонд школы;

- заслушивает отчеты о  работе отдельных учителей, директора  школы, его заместителей, вносит  на рассмотрение конференции  предложения о продлении или  прекращении их полномочий;

- ограждает работников  школы и администрацию от необоснованного  вмешательства в их профессиональную  и должностную деятельность [16].

Совет школы работает в  тесном контакте с администрацией и  общественными организациями школы  на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

Таким образом, Совет школы  является органом коллективного  управления школьными делами, принимающим  активное участие в решении важнейших  вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Заключение

«Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных средств, методов, процессов, необходимых для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с определенными качествами, необходимыми как самой личности, так и обществу» (В.П.Беспалько).

В этой связи компонентами, педагогической системы выступают: учащиеся, цели воспитания/обучения, педагогические/дидактические  процессы, учитель и/или технические  средства обучения, организационные  формы педагогической работы.

Несмотря на разночтение  в определении «педагогическая  система», многочисленные педагогические системы подчинены общему закону организационного строения и функционирования как процесса. Так или иначе, общим  положением в указанных определениях является то, что взаимосвязанные  структурные компоненты систем объединены одной целью - всестороннего и  гармоничного развития личности.

Школа является самостоятельной  социально-педагогической системой.

Особенностью школы как  системы является ее тесная связь  с внешней средой. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Задача любого образовательного учреждения — использовать возможности, этих подсистем для воспитания и  развития личности.

Процесс самодвижения образовательного учреждения может идти двумя путями. Первый путь, когда образовательное учреждение приспосабливается к среде, перестраивает свои процессы, не разрушая целостности, и второй - когда образовательное учреждение само может влиять на внешнюю среду, приспосабливая ее к достижению своей цели. Но для этого образовательное учреждение как социальная система должно быть само хорошо организовано.

Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это  целостная, открытая, взаимодействующая  с внешней средой система.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального  климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно  влиять на окружающую ее среду. В последнем  случае она будет проявляться  как адаптивная и адаптирующая система.

Информация о работе Школа как педагогическая система и объект управления