Школа как педагогическая система и объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Школа, как всякая организация, существует не изолированно, а в определенной социальной среде. Она является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой.
Тем не менее, школа, как образовательное учреждение, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.
В связи с этим одной из важнейших для обеспечения эффективности работы школы является деятельность по управлению образовательными системами, в которые она включена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава I. Педагогическая система «школа» в теории педагогики
1.1 Понятие педагогической системы в педагогической литературе……….………4 – 6 стр.
1.2 Компоненты педагогической системы и их характеристика……………………....6,7 стр.
1.3 Цели, задачи и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях…………………………………………………………………………………..7,8 стр.
Глава II. Современная школа как объект управления
2.1 Органы управления современной школы…………………………………..……..9,10 стр.
2.2 Функции директора и завучей школы………………………………………......10 – 12 стр.
2.3 Функции Совета школы……………………………………………………………….12 стр.
Заключение………………………………………………………………..….……............13 стр.
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Школа как педагогическая система и объект управления.docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

Каждый элемент системы  выполняет свое функциональное назначение, если будет взаимодействовать с  другими ее элементами. Например, учитель  становится учителем не столько после  окончания педагогического вуза, сколько в процессе взаимодействия с обучаемыми. Таким образом, любая система представляет собой не просто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой, взаимодействующих элементов, расположенных в строго определенном порядке. Способ их связи называется структурой.

В школе множество систем разного порядка. Например, процесс  обучения является подсистемой целостного педагогического процесса, а урок - подсистемой процесса обучения.

В то же время сам урок - это сложная целостная система. В этом заключается сущность иерархии. В управлении воспитательно-образовательным  процессом необходимо учитывать  взаимосвязи всех подструктур, явлений  и процессов. Опора на этот общий  признак систем лежит в основе всей аналитической деятельности.

Руководителям и педагогам  часто приходится встречаться с  такими видами взаимосвязи, которые  более всего влияют на объединение  отдельных элементов в целостные  системы.

К ним относятся все  целевые связи, ибо цель подчиняет  себе функционирование всех частей системы (функция - исполнение, осуществление, роль, которую выполняет социальный институт или целевое назначение, специфическая роль в действии и развитии каждого компонента). Цели работы школы на год, например, определяют планирование работы всего школьного коллектива [18].

К системообразующим компонентам относятся все связи управления: субординационные (по вертикали), координационные (по горизонтали), связи преемственности (между звеньями школы, учителями, учениками и т.д.). Особую роль в управлении образовательным процессом и т.д. имеют причинно-следственные связи, так как для принятия грамотного управленческого решения нужно исходить из причины: почему это произошло? Только на этой основе можно наметить действенные меры.

Из области теории систем используются понятия «состав» и  «структура». Например, на современном  этапе развития школы ни у кого не вызывает сомнения, что учебное  занятие есть целостная динамическая система, структурным элементом  которой является воспитательно-образовательный  момент, воплощающий в себе учебно-воспитательную задачу, подобранные под нее и  взаимодействующие методы обучения, содержание учебного материала, формы  организации познавательной деятельности учащихся.

Состав учебного занятия  как системы - это набор или  определенное количество, входящих в  систему компонентов, необходимых  и достаточных для достижения триединой цели воспитательно-образовательных  моментов, а структура - способов организации  связи между ними [18].

Следует обратить внимание еще на один момент. Каждый компонент (подструктура), входящий в систему, чаще всего сам состоит из отдельных  элементов.

От их набора и связи  зависит то, какую роль данный компонент  будет играть в получении запланированного результата. Так, если педагог правильно  сформулировал учебно-воспитательную задачу в том или ином учебно-воспитательном моменте занятия, но не сумел отобрать под нее учебный материал соответствующего содержания, то какие бы методы обучения и формы организации познавательной деятельности он ни применял, получить высокий положительный результат уже невозможно.

С другой стороны, если под  данную задачу и содержание отбираются неадекватные методы и формы организации  познавательной деятельности - реальный результат такого занятия будет  незначительным.

Уровень целостности системы  зависит от ее целеустремленности, полноты набора компонентов, качества каждого компонента и плотности  взаимосвязей как между компонентами, так и между каждым из них и целым.

 

1.3 Цели, задачи  и особенности педагогической системы «школа» в современных условиях

 

Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это  целостная, открытая, взаимодействующая  с внешней средой система.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального  климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно  влиять на окружающую ее среду. В последнем  случае она будет проявляться  как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа  как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся - учащиеся; учителя - учащиеся; учителя - родители и т.д.

Кроме того, это система  взаимодействия, определяющегося направленностью  целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с  другой - адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы  как социального института в  современных условиях являются:

1. Создание благоприятных  условий, гарантирующих реализацию  образовательных программ в полном  объеме;

2. Формирование физически  здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота  России, уважающего традиции и  культуру своего и других народов,

3. Воспитание гражданственности,  уважения к правам и свободам  человека, ответственности перед  собой и обществом;

4. Формирование целостного  научного мировоззрения, экологической  культуры, создание предпосылок  для вхождения в открытое информационно-образовательное  пространство;

5. Разностороннее развитие  учащихся, их познавательных интересов,  творческих способностей, умений, навыков  самообразования, создание условий  для самореализации личности.

Школа устанавливает связи  с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс.

Разветвленная сеть воспитательно-образовательных  учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп  и объединений, служб помощи семье  и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально  одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто  находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся  в попечительстве, усыновлении, и  т. п.

Отдельные звенья структуры  обеспечивают целостный процесс  социального воспитания, который  помогает эффективно решать задачи разностороннего  творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной  среды в мире социума, правовой и  экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается  в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение  каждому ребенку условий для  духовного, интеллектуального и  физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных  потребностей.

 

В современных условиях на образовательное учреждение оказывают  влияние процессы, происходящие в  обществе, которые, несомненно, положительно сказываются на развитии учреждений.

Однако идут и другие процессы, приводящие к снижению роли общественных организаций,- к крушению идеалов, к  пересмотру ценностных ориентации в  жизни молодого человека.

Все это требует мобилизации  как внешних, так и внутренних возможностей образовательных учреждений для нейтрализации негативных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Современная  школа как объект управления

 

2.1 Органы управления  современной школы

 

В педагогической науке и  практике все более усиливается  стремление осмыслить целостный  педагогический процесс с позиций  науки управления, придать ему  строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально  и необходимо не только в области  технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку  решений, организацию, контроль, регулирование  объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации[16].

Объектами управления могут  быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в  данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области  или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа  как сложная динамическая система  выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы.

Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система  воспитательной работы школы, система  эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования [10].

Традиционное представление  о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

целенаправленное воздействие  субъекта на объект управление;

как влияние управляющей  системы на управляемую систему  с целью перевода последней в  качественно новое плановое состояние;

как внедрение элементов  научной организации педагогического  труда и др.

Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и  организованность процессов в управляемом  объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения  специфических управленческих задач, таких, как:

формирование образа того, что должно быть;

распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в  продуктивной работе;

контроль хода работ и  др.

Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.

Частными предметами науки  внутришкольного управления являются:

учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют  разной организации, разных способов планирования, контроля и т. д.);

подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

процесс развития школы (при  каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и  как создавать эти условия);

зависимость результатов  управления от внешних условий (социокультурной среды).

Однако с началом активного  обращения к личности педагога и  ученика, с внедрением гуманистических  идей в педагогический процесс потребовалась  серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления.

Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок  назначения или избрания которых  определяется Уставом общеобразовательной  школы или другого учебного заведения.[10]

Структура управленческих органов  в школе является весьма многообразной. Условно их можно разделить на три группы.

Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет  школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и  подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной  и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной  работе и др.

Информация о работе Школа как педагогическая система и объект управления