Контрольная работа по «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Огромную роль в умственном воспитании играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние игровой деятельности на развитие личности дошкольника
1.1. Происхождение и сущность игры
1.2. Возникновение игры
1.3. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка
2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1. Характеристика игровой деятельности ребенка
2.2. Классификация игр
2.2.1.Сюжетно – ролевые игры дошкольников
2.2.2. Театрализованные игры
2.2.3. Творческие игры
2.2.4. Дидактические игры
2.2.5. Музыкально – дидактические
2.3. Игрушка и ее значение в игровом процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

игров.деят.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.docx

— 39.82 Кб (Скачать файл)

Областное бюджетное  государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

Контрольная работа

по

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

 

 

 

студентки 2 курса 1 группы

Илясовой Юлии Дмитриевны  

Шифр 2101

 

 

 

 

Домашний адрес:

Смоленская обл.

                                                                                г. Сафоново,

                                                                                      М-он 1 д.26 кв.1

                                                                                  Илясова Ю.Д

 

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Влияние игровой деятельности  на развитие личности дошкольника

1.1. Происхождение и сущность  игры

1.2. Возникновение игры

1.3. Влияние игры на  психическое и личностное развитие  ребенка

2.  Психологическая сущность  игры дошкольника

2.1. Характеристика игровой  деятельности ребенка

2.2. Классификация  игр

2.2.1.Сюжетно – ролевые игры дошкольников

2.2.2.   Театрализованные  игры

2.2.3. Творческие игры

2.2.4. Дидактические игры

2.2.5. Музыкально – дидактические

2.3. Игрушка и ее значение  в игровом процессе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 В дошкольном возрасте  игра имеет важнейшее значение  в жизни маленького ребенка. Потребность  в игре у детей сохраняется  и занимает значительное место  и впервые годы их обучения  в школе. В играх нет реальной  обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы  настоящего и будущего. В этом  заключается обаяние игры.

 В каждую эпоху общественного  развития дети живут тем, чем  живет народ. Но окружающий мир  воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны.

 В игре ребенок делает  открытия того, что давно известно  взрослому. Дети не ставят в  игре каких-либо иных целей, чем  играть.

 «Игра, есть потребность  растущего детского организма. В  игре развиваются физические  силы ребенка, тверже рука, гибче  тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так  писала выдающийся советский  педагог Н.К. Крупская. Она так  же указывала на возможность  расширения впечатлений, представлений  в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

 Для ребят дошкольного  возраста игра имеет исключительное  значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра  для них – серьезная форма  воспитания. Игра для дошкольников  – способ познания окружающего  мира.

 Игра будет являться  средством воспитания, если она  будет включаться в целостный  педагогический процесс. Руководя  игрой, организуя жизнь детей  в игре, воспитатель воздействует  на все стороны развития личности  ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в  целом.

 В игре ребенок приобретает  новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию  творческих способностей, направлены  на умственное развитие дошкольника  в целом.

 Огромную роль в  умственном воспитании играет  математика. В настоящее время, в  эпоху компьютерной революции  встречающаяся точка зрения, выражаемая  словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

 Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

 Обучение математике  в детском саду основывается  на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления  подготавливают фундамент для  формирования на их основе  математических понятий.

 Без обогащения чувственного  познавательного опыта невозможно  полноценное владением математическими знаниями и умениями.

 Теория и практика  обучения накопили определенный  опыт использования разных методов  в работе с детьми.

 В разработку методов  обучения внесла много нового  Е.И. Тихеева, составленные ею игры  – занятия сочетали в себе  слово, действие, наглядность. Игру  как метод обучения Е.И. Тихеева  предлагала вводить по мере  того, как то или другое числовое  представление уже извлечено  детьми из самой жизни.

 Существенный вклад  в разработку дидактических игр  и включение их в систему  обучения дошкольников внесли  Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.

 В настоящее время значение дидактических игр умаляется в виду того, что многие воспитатели плохо владеют методикой их проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается или дидактические игры подчас превращаются в занятия, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате ограничивается самостоятельность детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКА

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ  И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного  искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. 

В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной  жизни впервые было высказано великим педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая  обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою»

К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.

В создании теории игры особенно велика роль Н.К.Крупской. Она  считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремление ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра – осмысленная деятельность, а радость игры – «радость творческая», «радость победы»

Игра – социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра – сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  ИГРЫ

Впервые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формирование мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы

В первые два года жизни, когда воображение ребенка еще не развито, игры в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте можно говорить о подготовительном периоде игры, который часто называют «предметной деятельностью».

К двум годам в детских играх прослеживаются те черты, которые ярко проявляются в более позднем возрасте: подражанием взрослым,  создание воображаемых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает развиваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

 

 

 

 

 

1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ  НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ  РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

 Игра как ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного  возраста оказывает воздействие  на развитие. Начинает формироваться  произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное  восприятие, внимание и память. Потребность  в общении со сверстником вынуждает  ребенка точно выполнять правила  игры, а это требует специальных  усилий и целенаправленности. Развитие  мышления - осуществляется переход  от мысли в действии к мысли  в плане представлений. Действуя  с предметом-заместителем, ребенок  учится мыслить о реальном  предмете. Для развития воображения  игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности  ребенок учится замещать один  предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы  и действия.  Влияние игры на  развитие личности заключается  в том, что в ней ребенок  осваивает взаимоотношения между  людьми по образу и подобию  взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой  регуляции своего поведения.  В игре развивается знаковая  функция речи (предмет - знак - его  наименование). Игра способствует  развитию рефлексии как способности  соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими  ценностями. В игре эта возможность  открывается потому, что ребенок  находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего  качество (правильность) ее исполнения.

 В игре же продолжают  развиваться продуктивные виды  деятельности, появляются элементы  учебной трудовой деятельности.

 Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.

1) В игре ребенок учится  полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои  импульсивные желания правилам  игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно  развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы  и потребности (соревновательные, игровые  мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются  новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые заместители предметов могут иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать с ними так, как с замещаемым предметом.  Поэтому, давая свое название избранному предмету – заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок учитывает и некоторые особенности самого предмета – заместителя. При выборе предметов – заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка  мишкой – мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка.  «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ИГР

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками  и предметами. Через игрушки - предметы - дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»