Эстетическое развитие детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Понятие эстетического развития. Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Эстетическое развитие через изобразительную деятельность, через музыкально-ритмические упражнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Эстетическое развитие детей с нарушением слуха.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

Речь слабослышащего ребенка  имеет свои особенности, характеризуется  неразборчивостью, глухостью, замедленным  темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).

Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего.

Помимо специфического нарушения  речи у детей с нарушениями  слуха, встречаются и другие речевые  нарушения, например ринолалия.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным  усиление громкости звучания речи на занятии – это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых  степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.

По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно  отнести к одной из следующих  групп:

  • Дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
  • Дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную  группу, характеризующуюся степенью и характером нарушения слуха; временем, в котором произошло нарушение  слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных  отклонений в развитии.

Успешность коррекционной  работы с детьми, страдающими тугоухостью  и глухотой, зависит от ряда благоприятных  факторов:

  • Интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения;
  • Активного участия семьи в его воспитании и обучении;
  • Потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.);
  • Использование сурдотехнических средств. [1]

 

1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха.

Содержание эстетического  развития включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и  потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются  в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства  как наиболее концентрированного отображения  прекрасного.

У глухих детей надо развивать  чувство прекрасного, воспитывать у них понимание красоты в искусстве, в природе, в явлениях общественной жизни, в отношениях и поступках людей.

Головчиц Л.А. выделяет следующие задачи эстетического развития детей с нарушениями слуха:

    • развитие эстетического восприятия;
    • накопление эстетических представлений и образов;
    • формирование эстетических эмоций и чувств;
    • развитие эстетического вкуса, оценок и суждений;
    • освоение различных видов художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
    • развитие художественных способностей.

Важнейшим условием эстетического  развития детей является среда, которая  окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые  насаждения и др. Особое значение необходимо придавать эстетической стороне  оформления учреждений, которое выдерживается  в едином стиле. Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и  поделок школьников должно обеспечивать разнообразную деятельность детей.

Эстетическое развитие детей  с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрализованных играх и  зрелищах, праздничных утренниках, вечерах развлечений, экскурсиях и  прогулках, телепередачах.

Наиболее последовательно  эстетическое развитие глухих и слабослышащих  детей осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности, в  процессе которых детей учат видеть красивое в природе, в быту и с  помощью доступных средств передавать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

 Развитие изобразительной  деятельности у глухого ребенка  несет печать своеобразия, первично  обусловленного нарушением слуховой  функции. Отсутствие слуха ставит  ребенка в трудные условия.  Ребенок, который не слышит  звуков, хуже ориентируется в  пространстве, меньше внимания обращает  на удаленные предметы, позже  начинает с ними действовать.  Эстетическое воспитание связано  с развитием восприятия: чем лучше  ребенок воспринимает предмет и его свойства, тем быстрее он сможет оценить его красоту. Там, где речь идет о глухих детях, задача формирования восприятия, т.е. сенсорного восприятия, и тесно связанная с ней задача формирования представлений приобретает еще большее значение.

Психологические исследования (А.А.Венгер, А.П.Гозова, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и др.) показывают, что отсутствие слуха приводит к отставанию глухих детей от своих слышащих сверстников в области зрительного и тактильно-двигательного восприятия, зрительных и двигательных представлений. Отставание в области развития восприятия, во многом обусловленное задержкой формирования словесной речи, в свою очередь тормозит речевое развитие глухих детей. Слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребенком не запоминается [4].

Одна из основных задач  при обучении глухих дошкольников состоит  в том, чтобы повседневно, систематически формировать у них представление  не только о том, что дети видели, наблюдали, но и о новых, не встречавшихся  прежде в их опыте предметах и  явлениях окружающего мира. Слово  должно обобщать накопленный ребенком чувственный опыт. Только после этого  само оно может стать источником знания.

Для того чтобы достигнуть более или менее удовлетворительного  решения этой задачи, необходимо создать  систему сенсорного воспитания глухих дошкольников, направленную на формирование ощущений, восприятия, представлений  на основе использования всех сохранных  анализаторов и их компенсаторных возможностей.

Изобразительная деятельность, которая требует от ребенка адекватного  восприятия изображаемых предметов  и явлений, может стать одним  из действенных средств сенсорного воспитания.

Одним из средств эстетического  развития может быть посещение детьми музеев и выставок при условии  проведения необходимой подготовительной работы. Большим воспитательным воздействием обладает участие дошкольников в выставках, смотрах детского творчества, где их работы становятся объектами внимания взрослых и детей [5].

Важной формой эмоционально-эстетического  развития глухих и слабослышащих  детей являются музыкальные занятия. Музыкальное воспитание — важное средство коррекции нарушений в  развитии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны.

 В процессе формирования  восприятия музыки осуществляется  донесение до детей ее образного  содержания, воспитывается эмоциональная  отзывчивость.

Музыкально-ритмические  занятия являются составной частью учебно-воспитательного процесса, направленного  на формирование всесторонне и гармонически развитой личности глухого ребенка.

В процессе этих занятий  осуществляется эстетическое воспитание детей средствами музыки, решаются задачи идейно-нравственного воспитания, происходит развитие слухового восприятия и автоматизация произносительных навыков. Большое внимание уделяется  развитию эмоциональности, совершенствованию  движений, расширению познавательных и умственных возможностей глухих детей.

Восприятие глухими детьми музыки осуществляется с помощью  сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т.е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых на моносенсорной (слуховой) основе. Обучение строится на постоянном сопоставлении впечатлений, получаемых детьми от музыки различного характера. В результате дети начинают не только узнавать неоднократно прослушанные музыкальные пьесы, но и правильно характеризовать впервые услышанную музыку.

Ведущее значение в обучении имеют музыкально-ритмические движения. Взаимодействие слухового и двигательного  анализаторов в процессе выполнения глухими детьми движений под музыку рассматривается как важное условие  формирования и закрепления навыков  восприятия музыки. Под влиянием таких  занятий дети приобретают хорошую  осанку, начинают правильно, легко, выразительно и ритмично двигаться под музыку [6].

Театрализованные игры и  представления служат одним из важных эстетических средств. Для младших  детей это театр игрушек, в  котором игрушки движутся, выполняют  различные действия в сопровождении  рассказывания взрослых с подкреплением  выразительной мимикой, жестами. Кукольный  театр, игрушки би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление.

Важное значение для развития эстетических представлений детей имеет игра-драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое рассказывание сказки педагогом, подкрепляемое действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизации дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них радость и другие положительные эмоции.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников в школе, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами  детей и взрослых, коллективными  и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой  эмоциональный подъем от участия  в празднике, чувствуют ответственность  за свои выступления, сопереживают другим детям.

Большое эмоциональное воздействие  на детей оказывают посещения  кукольного или детского театра, цирка. Однако это воздействие может  быть обеспечено в результате подготовительной работы, в ходе которой педагоги в доступной форме рассказывают о персонажах и сюжете произведения, уточняют значения слов и выражений, ориентируют детей на последовательный просмотр.

Прогулки, экскурсии при  их правильной организации также  могут быть одной из форм эстетического  развития детей. Знакомство детей с  явлениями природы, наблюдения за сменой времен года, за деревьями, цветами, птицами  и другими природными объектами  обогащают эмоциональный мир  ребенка. Внимание детей фиксируется  на красивой цветовой гамме, форме предметов. Для формирования представлений  надо сообщать детям слова, обозначающие эти явления, следить за уточнением и расширением их значений.

Возможности эстетического  развития детей с нарушениями  слуха в значительной степени  определяются их возрастными особенностями  и содержанием развивающей и  коррекционной работы.

В качестве основных методов  формирования эмоциональной восприимчивости, приобщения детей к изобразительной  и музыкальной деятельности используются наблюдения за окружающими предметами и явлениями, рассматривание рисунков, поделок, предметов народного творчества, подражание действиям педагога, действия по образцу, по словесной инструкции. [7].

Важным средством эмоционально-эстетического  развития детей с нарушениями  слуха является чтение и рассказывание.

Эмоциональное рассказывание  и чтение педагогами сказок, рассказов, сопровождаемое демонстрацией игрушек  и других атрибутов, вызывает у детей  сопереживание, сочувствие. Полноценное  восприятие детской литературы связано  с обогащением речевого развития глухих и слабослышащих детей, привлечением их внимания к эмоциональной, образной стороне слов и выражений.

 

Глава 2. Направления  работы по эстетическому развитию детей  школьного возраста с нарушением слуха.

    1. Развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность.

Рисование способствует сохранению и  воспроизведению в сознании глухих и слабослышащих детей прежних  впечатлений, опытов и той роли, которую играет в искусстве психика — работа «внутреннего человека».

Изобразительное искусство — это первая письменность, более того, первый язык. Детское творчество отражает то, как сознание ребенка постигает — «ощупывает» — мир: сначала возникает некое рассудочное представление о мире, а уже потом эти интеллектуальные построения облекаются в словесные формы. Мир осязается, пробуется на вкус, обозревается. Линии, цвет, рельеф поверхности — все это обнаруживается и становится открытием, когда ребенок пачкается пастой, наносит черную краску поверх белой. Именно через такое исследование материалов и окружающей среды юные художники начинают вырабатывать графические символы для представления своих мыслей. Поэтому на уроках необходимо предоставить детям необычные и неожиданные переживания и ощущения. Даже минута исследования необычной фактуры или переживания невиданного зрелища крайне благоприятна для эстетического   развития ребенка. Новые сведения, получаемые учеником по ходу исследования его же собственных, но необычных переживаний, обогащают его таким опытом, который просто невозможно приобрести в будничном обращении с привычными предметами. В любой деятельности изобразительного искусства есть чувственные элементы.

Информация о работе Эстетическое развитие детей с нарушением слуха