Эстетическое развитие детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Понятие эстетического развития. Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха. Эстетическое развитие через изобразительную деятельность, через музыкально-ритмические упражнения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с нарушением слуха.
1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6
1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7
1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением слуха…..….11
Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.
2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17
2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением слуха…………………………...…25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Эстетическое развитие детей с нарушением слуха.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы эстетического развития детей с  нарушением слуха.

1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе……………6

1.2 Клинико-психо-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха……………………………………………………………………………….7

1.3 Особенности эстетического развития детей с нарушением  слуха…..….11

Глава 2. Направления работы по эстетическому развитию детей школьного возраста с нарушением слуха.

2.1 Эстетическое развитие детей школьного возраста с нарушением слуха через изобразительную деятельность………………………………………….17

2.2 Музыкально-ритмические занятия как процесс эстетического развития детей школьного возраста с нарушением  слуха…………………………...…25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………..33

Приложение 1.

Приложение 2.

 

 

Введение

Эстетическое развитие - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения  и фантазии.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка  с нарушением слуха. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Важно, чтобы работа педагога строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов и с различными типами нарушений.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать  окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

Проблемы всестороннего  воспитания и развития личности детей  с ограниченными возможностями  здоровья освещались в работах ряда учёных (Т.А. Власовой, В.П. Кащенко, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского, И.И. Мамайчук, М.М. Мастюковой, Л.П. Назаровой, Л.П. Носковой, А.М. Прихожан, К.А. Семёновой, Е.А. Стребелевой, О. Шпека и др.).  Практически воплощается идея возможности интеграции детей-инвалидов в общество здоровых сверстников, создания здоровьесберегающей среды обучения, позволяющей выработать у воспитанников способность к полноценной жизни в современных условиях.

Вопросы эстетического воспитания детей с отклонениями в развитии еще несколько лет назад не рассматривалась как приоритетные в специальной педагогике.

Эстетическое воспитание детей средствами литературы, музыкального искусства, природы и бытового окружения  рассматривается в исследованиях  О.А. Апраксиной, М.А. Верба, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, А.Н. Зиминой, Д.Б. Кабалевского, С.И. Мерзляковой, Б.М. Неменского, Е.В. Рыбак, Е.А. Флёрина и др.). Разработаны вопросы, связанные с лечебно-педагогической направленностью средств музыки и движениями лиц с нарушениями функции речи и слуха (В.А. Гринер, Л.Н. Комиссарова, Е.Н. Кузнецова, Н.А. Рычкова, Н.С. Самойленко, Н.А. Тугова, Г.Р. Шашкина, Е.Ф. Шершнева, Е.З. Яхнина, и др.).

Отечественные специалисты - сурдологи обратились к проблеме на рубеже 60-х и 70-х гг. ушедшего ХХ века (Ф,Ф,Рау, Э.И.Леонгард) и позднее, в связи с проблемой интегрированного обучения детей с нарушениями слуха (Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская и др.).Однако распространение этого опыта идет медленно. На данном этапе идет изучение и накопление зарубежного и отечественного опыта в этой области.

Вместе с тем,  эстетическое воспитание имеет важное значение для  обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха  и коррекции отклонений (Л.А. Головчиц, А. А. Катаева, М. Ю. Pay, Е. 3. Яхнина и др).

В связи с этим мы определяем проблему исследования: эстетическое развитие детей с нарушением слуха.

Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетического  развития детей с нарушением слуха.

Объектом нашего исследования являются дети с нарушением слуха.

Предметом нашего исследования является процесс эстетического  развития детей с нарушением слуха.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие эстетического развития в современной литературе;
  2. Охарактеризовать клинико-психо-педагогические особенности детей с нарушением слуха;
  3. Выявить особенности эстетического развития детей с нарушением слуха;
  4. Рассмотреть одни из важнейших направлений по эстетическому развитию детей с нарушением слуха: через изобразительную деятельность и музыкально-ритмические занятия.

Методы исследования:

    1. аналитический метод;
    2. интерпретация данных;
    3. описательный метод;
    4. исторический метод.

 

Глава 1. Теоретические  основы эстетического развития детей  с нарушением слуха.

1.1 Понятие эстетического развития в современной литературе.

Понятие эстетического развития включает в себя формирование эстетического  отношения к миру, в том числе  и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а также художественное развитие детей средствами искусства. Эстетическое развитие — длительный процесс становления  и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с  освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных  формах. В осуществлении эстетического  развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно  обеспечивает систематическую передачу эстетической культуры общества.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) [25, 132]. Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [13, 7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Зайцев Д.В. эстетическое (от греч. aisthesis - ощущение, чувство) воспитание определяет как процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие творческих способностей создавать красивое в окружающем мире. Задачами эстетического воспитания выступают, во-первых, воспитание у человека способности видеть, правильно понимать и ценить прекрасное в искусстве, жизни; во-вторых, воспитание потребности и способности вносить прекрасное в жизнь своим трудом и поведение; в-третьих, формирование у детей правильных эстетических бытовых привычек; в-четвертых, развитие изобразительных художественных способностей.

Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный подход к  развитию личности, оно включает трудовое и нравственное воспитание. Оно пронизывает  все сферы жизнедеятельности  человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, характер избирательности  и установки, и т.д.

Эстетическая воспитанность  предполагает: 1) эмоциональное отношение  ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения  прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному  творчеству.

Особенность эстетического  воспитания состоит в том, что  оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего  возраста в условиях социального  окружения и активного педагогического  руководства. В процессе эстетического  развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также  представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

    1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха.

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом  развитии ребенка. Ребенок с сохранным  слухом слышит речь взрослых, подражает  ей и учится говорить. Слушая объяснение взрослых, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значение многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих – так он усваивает не только правильное произношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические  поражения, сосудистые расстройства, акустические или конфузные травмы и т.д. Глухота  и тугоухость могут быть наследственными, врожденными или приобретенными. [1]

Психическое развитие детей  с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных особенностей. В первые месяцы жизни у них отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

При отсутствии специальных  занятий у детей с нарушениями  слуха  обычно наблюдается отставание в психическом развитии, у них  задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного  внимания, что в дальнейшем затрудняет проведение с ними специальной сурдологической работы. Поэтому очень важно ранее начало сурдологической работы с этими детьми.

Многие дети с нарушениями  слуха отличаются характерными особенностями  поведения в виде повышенной психической  истощаемости, эмоциональной возбудимости, склонности к негативизму, двигательной расторможенности. Эти дети должны обязательно консультироваться  у детского психоневролога, многие из них нуждаются и в специальном лечении.

Среди детей с нарушениями  слуха есть замкнутые, мало контактные дети, они также нуждаются в  консультации психоневролога. [2]

В настоящее время определить состояние слуховой функции можно  уже на ранних этапах развития. Место  и степень поражения слуха  определяется при помощи аудиометрии  – тональной (с применением аппаратуры), речевой – для первичной проверки слуха.

В нашей стране наибольшее распространение получила классификация  нарушения слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота»  ставится при потере слуха до 75-80 Децибел. Устанавливается три степени  тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в  области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000).

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное  овладение речью и разборчивое  восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые  звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой –  это рано оглохшие дети (ранняя глухота), безречевые дети, а также позднооглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.

Тугоухость – стойкое  понижение слуха, при котором  возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет  специфические нарушения.

Тугоухие – это слабослышащие  дети с тяжелым недоразвитием  речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью.

Р.М.Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения поражения слуха.

Дети с нарушениями  слуха подразделяются на 4 группы:

  • Глухие без речи (ранооглохшие);
  • Глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
  • Слабослышащие с развитой речью;
  • Слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Речь слабослышащих детей  находится в зависимости от степени  и времени снижения слуха. Если нарушение  слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка  сохранится фразовая речь, но будут  отклонения в словаре, грамматическом строе  речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения  звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень  развития речи также зависит от условий  воспитания, от начала коррекционной  работы: чем раньше предприняты коррекционные  мероприятия, тем успешнее развивается  речь.

Информация о работе Эстетическое развитие детей с нарушением слуха