Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Использование новых информационных технологий на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намногобольший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Содержание работы

Введение

1. Особенности использования информационных технологий в начальной школе.
2. Влияние информационных технологий на образовательный процесс.
3. Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

информационные технологии.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В целом, следует отметить, что компьютер является мощным средством обучения и его применение является серьезным подспорьем для учителя. В то же время нельзя абсолютизировать данный метод, т.к. при использовании мультимедиа-технологий возрастает нагрузка на ученика, что может негативно отразиться на его здоровье. 
 
В нашей школе ребята, в том числе и начальной школы, благодаря реализации Национального проекта «Образование» имеют возможность пользоваться современными информационными технологиями.  
 
  При проведении уроков и факультативных занятий используются электронные учебники. 
 
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. 
 
• Каждый, печатный учебник рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим, общеобразовательным предметам имеются учебники базовые, повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом все они будут размещены на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. 
 
• Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Так в учебнике по географии России на бумажном носителе обычно представлено 50 иллюстраций. В новом же мультимедийном учебнике по этому же курсу имеется около 800 слайдов. Наглядность обеспечивается так же использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов. 
 
• Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов, позволяет все задания и тесты выполнять в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно получить верный ответ с разъяснениями и комментариями. 
 
• Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации. Доступность электронных учебников выше, чем у печатных. При спросе на ЭУ легко можно расширить его тираж, переслать по сети. 

• Для обеспечения  многофункциональности при использовании  и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь  различную структуру. 
 
На факультативных занятиях по правилам дорожного движения применяют мультимедийное электронное пособие «Безопасность и правила дорожного движения» (Барнаул 2006г.) Оно предназначено для учащихся начальных классов.  
 
Это пособие позволяет наглядно представить различные ситуации на дорогах, а также проверить знания учащихся. 
 
При изучении отдельных тем по курсу «Ознакомление с окружающим миром» используют видеофрагменты ЭП «Биология 6-9 классы» («Кирилл и Мефодий» 2003г.), на уроках изобразительного искусства демонстрируют материалы ЭП «Шедевры русской живописи» («Кирилл и Мефодий» 2001г.), «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства» («Интерактивный мир» 2001г.). 
 
Большой интерес проявляется у детей к работе с Интернет ресурсами. На уроках литературного чтения можно найти  индивидуально, фронтально или группами информацию о писателе, поэте, подбирать иллюстрации к рассказам. Самое важное и интересное дети сами записывают в тетрадь, устно рассказывают товарищам, задают им вопросы для проверки усвоения, сами отвечают на вопросы. Есть опыт поиска произведения или автора, которого нет в обычной книге. Это расширяет кругозор, даёт почувствовать ребёнку себя первооткрывателем. 
 
На уроках «Мир вокруг нас» находим информацию о странах, о животных и растениях. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. 
 
Часто найденные изображения из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии редких растений или животных, русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.

 Ребята с удовольствием  путешествуют по музеям страны  и всего мира. (http//www.kremlin.museum.ru , http//eurotour.narod.ru/in dex.html) Поэтому рисунки на компьютере и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые. 
 
Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Так, при подготовке к всероссийским конкурсам «Кенгуру», «Русский медвежонок» используют материалы сайтов http//www.kenguru.sp.ru  
 
С появлением в школе мультимедийного проектора появилась возможность его использования в  классах. Теперь  чаще используют ИКТ на уроке, стали независимыми от занятости компьютерного класса. 
 
За время применения ИКТ на уроках были создаются презентации в рамках учебных курсов «Ознакомление с окружающим миром», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство». 

  материалы  уроков из курса «Ознакомление с окружающим миром» сопровождался мультимедийной презентацией, созданной средствами MS Power Point и видео сюжетом. Это позволяет активизировать процесс восприятия материала. Средства, используемые при составлении урока в презентации, оказывают воздействие на слуховой и зрительный канал поступления информации, что несёт собой особое психологическое воздействие. 
Благодаря комбинации этих средств урок является практически самой эффективной формой представления информации и способствует облегчению усвоения новой информации.  
     Задания, используемые на уроке, сопровождаются компьютерной поддержкой, что позволяет решать на уроке следующие задачи: повышение интереса к предмету, увеличение объёма изучаемого материала, облегчает процесс контроля знаний. 
Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий. 
 
Идет постоянное накопление материала и создание новых презентаций, так как уроки с применением ИКТ всегда вызывают большой интерес учащихся.  

Урок это главная составляющая часть учебного процесса. От урока тянутся сотни связей к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям учителей и родителей, к содержанию и направленности всей школьной жизни. Это поле для творчества детей, родителей и учителя. 
 
Поэтому при проведении внеклассных занятий активно используют средства ИКТ. Это позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся и их родителей.  
 
Все больше мы говорим об Интернете как не о способе развлечения, а о серьезной базе, где можно почерпнуть много идей, расширить кругозор, приобрести навыки.  
На детском портале «Солнышко» каждый ребенок находит для себя интересное задание или материал для творчества . К любому празднику в разделе «Праздники» можно подобрать стихи, песни, частушки и поздравления. Родители с удовольствием подбирают новогодние костюмы для своих детей. На этом портале можно получить совет психолога или логопеда по интересующим вопросам. 
 
Интернет предоставляет ученику возможность дистанционного обучения, 
 
участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах, расширяет кругозор и сферу интересов ребенка. 
 
Заключение. 
 
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. 
 
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. 
 
Я считаю, что труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. 
 
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. 
 
Дети с удовольствием воспринимают использование современных Информационных технологий. Это в свою очередь отражается на их учебной деятельности.  
 
Я пришла к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.Захарова И. Г. Информатика : Введение в Internet: учеб. Пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 380 с.

 

2. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Компьютер - твой друг. Класс 1. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М., "Дрофа", 1995.

3. Компьютерная смекалка. Класс 2. Учебное пособие для  общеобразовательных учебных заведений.  Модуль - 2./ Под. ред.Ю.А.Первина - М., "Дрофа", 1995. 15. Шафрин Ю.

4.Информационные технологии. Информатика. - М., ООО ""Лаборатория  Базовых Знаний"", 1998.

3. Макарова Н.В. Информатика:  основы компьютерной грамоты.  Начальный курс/ Под ред. Макаровой  Н.В. - С.-Пб.: "Питер", 2001.




Информация о работе Элементы методики использования компьютера в преподавании школьных дисциплин