Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Внедрение новых  информационных технологий в учебный  процесс меняет традиционный взгляд на образование. Использование компьютерных мультимедийных программ позволяет разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность более наглядной подачи материала за счет анимации. Благодаря положительному эмоциональному настрою увеличивается темп урока на 10-15%. Кроме того, при работе с мультимедийными программами, обеспечивается обратная связь, осуществляется быстрый поиск нужной информации.

Использование компьютерных программ, являющимися  электронными учебниками (далее ЭУ), ориентировано на поддержку традиционного  курса обучения, что не отвлекает  детей от школьного предмета, а  скорее способствует развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Анализируя имеющиеся программные средства в нашем информационном центре, я выбрала для работы несколько учебно-электронных изданий по разным предметам.

Впервые уроки  с применением компьютера я провела  в 2012-2013 учебном году в 9 классе (21 учащийся). Занятия проходили в компьютерном классе – 13 компьютеров. Единственным источником информации был учебник Алгебра 9 (Ш.А.Алимов). Весь урок ребята работали группами, меняя сферу деятельности и рабочее место в кабинете. В 2012-2013 учебном году в школе появились ЭУ, которые и стали незаменимыми помощниками. Они позволяют создать новые возможности для усвоения и контроля знаний при изучении нового материала, при обобщении и систематизации.

После изучения отдельных блоков провожу компьютерное тестирование. Для создания тестов использую разные программные средства (это зависит от поставленной цели) Power Point, Super Test, Test edit, иногда использую КИМ представленные в самом ЭУ. Данные мониторинга показывают, что те темы, при изучении которых был использовании электронный учебник усвоены учащимися лучше, качество обученности школьников повышается на 15-20%. Использование компьютера, как средства контроля и оценки знаний, позволяет сделать вывод, что всем учащимся обеспечиваются равные условия, исключается субъективизм оценивания

Эффективным считаю использование ЭУ на факультативных занятиях. Мной разработано поурочное  планирование к элективному курсу  «Элементы алгебры и теории чисел», каждый урок которого проходит в компьютерном классе с использованием электронных учебников. 89% учащихся от класса (23человека) имеют четверные оценки «4» и «5». Почему? Да потому, что ин-те-рес-но! Интересно соревноваться с учителем, интересно первому догадаться и помочь своему соседу совершить открытие.

Как же многие ребята не любят учиться, тяжело запоминают теоремы, правила, формулы и аксиомы. Но вдруг, неожиданно для себя понимают, что могут заставить танцевать  человечка только тогда, когда все  элементы его фигуры будут построены  строго по правилам геометрии. «Смотрите, у Лены человечек уже пляшет! И я хочу, чтоб мой корабль поплыл по волнам! У меня обязательно получится, вот только вспомню…, вот только в учебнике подсмотрю…»- нередко такое можно было услышать на уроке. А сколько радости доставляет результат! И ни один из ребят после таких уроков не сказал, что геометрию изучать не нужно.

Незаменимым помощником ЭУ выступает при дополнительных занятиях с отстающими детьми. ЭУ освобождает  от рутинной работы, отвлекающей от основного содержания. Учащийся, работая с компьютерной программой один на один, обязательно должен ответить на вопросы по изучаемой теме. Некоторые ученики «очень скромные», вполне могут за весь урок ни разу не попытаться ответить на вопрос учителя. Компьютер предоставляет время на обдумывание ответа ученику ровно столько, сколько ему для этого необходимо. «Слабых» детей немало и мой опыт показывает, что 100% таких учеников после дополнительных уроков достигают базового уровня знаний, а это и есть главная цель.

Какие задачи решают ЭУ?

Индивидуализация, дифференциация обучения;

Стимулирование  разнообразной творческой деятельности учащихся;

Воспитание  навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;

Изменение роли ученика в процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

ЭУ даёт возможность в зависимости от результатов входного контроля осуществлять коррекцию знаний. Учащиеся иногда вынуждены повторять ранее пройденные теоремы и формулы и применять их в решении задач. Если же ученики работают в быстром темпе, то дополнительное время урока они могут использовать для углубленного изучения учебного материала.

Я убеждена, что  применение ЭУ способствует развитию интереса к предмету, развивает положительную  мотивацию к учению, обеспечивает объективный контроль знаний, качество усвоения материала учащимися.

 

2.2. Проведение  уроков с использованием электронных  учебников

Урок  по теме

«Коэффициент  полезного действия теплового двигателя»

Цель 

1. Повторить  тему «Двигатель внутреннего  сгорания».

2. Изучить новую  тему «КПД теплового двигателя».

3. Научить решать  задачи по теме КПД.

Оборудование 

Демонстрационная  модель двигателя внутреннего сгорания, компьютеры, электронный образовательный  комплекс"Библиотека наглядных пособий«, учебное электронное издание  «Библиотека электронных наглядных  пособий».

План:

I. организационный момент

II. Повторение темы «Двигатель внутреннего сгорания» (с использованием электронного образовательного комплекса «Библиотека наглядных пособий»)

III. Самостоятельное изучение новой темы «КПД теплового двигателя», с использованием учебного электронного издания «Библиотека электронных наглядных пособий».

IV. Закрепление новой темы

V. Решение задач в EXCEL.

VI. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА 

I. Организационный  момент.

Объяснение  целей урока, способа его проведения.

II. Повторение темы «Двигатель внутреннего сгорания».

При повторении производится устный опрос по теме «Двигатель внутреннего сгорания» с использованием демонстрационной модели ДВС.

Рассматриваются основные вопросы темы такие как

1. Рассматриваются  основные составные части ДВС.

2. Что называют  ходом поршня?

3. Что называют  мертвыми точками?

4. Почему двигатель  называют четырехтактным?

5. Как называются  такты двигателя?

6. Рассматриваются  все такты в отдельности.

7. Где ещё  кроме автомобилей, применяют  двигатели внутреннего сгорания?

8. Какие ДВС  чаще всего применяют в автомобилях?

После устного  повторения темы, демонстрация анимации «Схема работы ДВС» (используется электронный  образовательный комплекс «Библиотека наглядных пособий»)

III. Самостоятельное изучение новой темы «КПД теплового двигателя», с использованием учебного электронного издания "Библиотека электронных наглядных пособий«выполняется по опросному листу. В листе указаны разделы которые необходимо просмотреть и задания которые необходимо выполнить.

Запуск  приложения «Кирилл и Мефодий»

Пуск®Все программы® Кирилл и Мефодий® Учебные электронные издания®БЭНП Физика

Имя пользователя: admin

пароль: masterkey

Задания

выписать все  формулы для КПД (коэффициент полезного действия)

в тетради отметить: обозначение КПД,  единица измерения КПД, что такое Q1 , Q 2 и Ап? Что такое Т1 и Т2? Выписать значение КПД некоторых тепловых двигателей. Чему равна Ап исходя и второй формулы. Из-за чего КПД не может быть равен 1 (или 100%). Записать определение теплового двигателя. Самостоятельно сформулировать определение КПД (отношение чего к чему). Решить задачу в EXCEL (построить столбчатую диаграмму)

1. Определите  коэффициент полезного действия  двигателя трактора, которому для выполнения работы 1,89*107 Дж потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2*106Дж/кг.

2. Двигатель  внутреннего сгорания совершил  полезную работу, равную 2,3*107Дж, и при этом израсходовал бензин массой 20 кг. Удельная теплота сгорания бензина q=46*106 Дж/кг. Определите КПД.

IV. Закрепление новой темы

Закрепление темы проводится по вопросам на листке. Контролируется — насколько хорошо дети справились с заданием. Вопросы которые вызвали затруднения рассматриваются совместно.

V. Решение задач в EXCEL.

Условия задач  даны на листке с заданиями. Задачу решить в табличном процессоре EXCEL, построить столбчатую диаграмму с указанием осей.

VI. Подведение итогов урока.

Проверяется правильность решения задач. Кратко повторяются  вопросы новой темы. Выставляются оценки за урок.

Д/З § 24, стр. 56.

Урок  биологии в 7 классе

Тема  урока:  Класс Насекомые

 

Цель:

1. Образовательная.

1) Расширить  знания о типе Членистоногих,  показать особенности организации  Насекомых, позволившие им достаточно  широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;

2) Продолжить  формирование умений узнавать  изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между  собой, выявлять черты приспособленности  к среде обитания.

3) Изучить особенности  внешнего строения насекомых.

4) Сформировать  у детей такие понятия как  грызущий, сосущий, колюще-сосущий  и лижущий тип ротового аппарата, имаго.

5) Изучить особенности  внутреннего строения насекомых

2. Воспитательная.

1) Воспитать  у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;

2) Сформировать  у учащихся мировоззрение, научное  видение органического мира;

3) Воспитать  у учащихся отношение к компьютеру  как к одному из технических  средств обучения.

3. Развивающая

1) Развить у  учащихся память, мышление и внимание.

2) Развить у  учащихся способность к самостоятельной  аналитической и оценочной работе  с информацией любой сложности.

3) Развить у  учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков  и ответственности за знание.

Оборудование: учительский компьютер, ученические рабочие места с ПК, мультимедийный проектор, интерактивная маркерная доска с копи-устройством Virtual Ink Mimio Xi и работа в программе mimio Studio.

 

 

Методы:

Наглядные (презентация, созданная в программе mimio Studio, электронное приложение к уроку в виде сайта).

Словесные (беседа с учащимися, рассказ учителя).

Литература:

1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2009.

2. Биология. 7 класс:  поурочные планы к учебнику  В.Б. Захарова, Н.И. Сонина / автор-составитель  М. В. Высоцкая. – Волгоград:  Учитель, 2008.

3. Занимательные  материалы и факты по общей  биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / автор-составитель М.М.  Боднарук, Н. В. Ковылина – Волгоград: Учитель, 2005.

4. Энциклопедия  для детей: Т. 2. Биология. – М.  Аванта+, 1997.

5. Занимательные  материалы по биологии. 7 класс. / Составитель Зарудняя Т.В. - Волгоград:  ИТД «Корифей».

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Насекомые, http://www.floranimal.ru/classes/2703.html, http://www.floranimal.ru/classes/2703.html, http://nasecomie.ru/, http://www.all-insect.ru/.  

 

Ход урока

 

Мотивация к  учебной деятельности.

Актуализация  знаний.

Защита творческих работ. Одна группа учащихся готовила презентацию по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных». Вторая группа учеников работала над буклетом по теме «Занимательно о пауках».

Объяснение  нового материала.

Ребята, сегодня  на уроке мы с вами продолжаем рассматривать Тип Членистоногие и сейчас нам предстоит начать изучить класс Насекомые. Запишите тему урока. При этом учитель пользуется презентацией, созданной в программе mimio Studio. Слайд 1. У многих пользователей могут возникнуть сложности с открытием презентации, так как для этого нужно использовать программу Mimio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями.

Сегодня перед  нами стоят следующие цели:  Слайд 2.

- Изучить особенности  внешнего строения насекомы

- Изучить особенности  внутреннего строения насекомых.

Сначала речь пойдёт о внешнем строении насекомого. Слайд 3

С помощью слайдов 4 и 5 учитель объясняет учащимся внешнее строение тела насекомого на примере кузнечика. Затем учитель  даёт задание одному ученику собрать  тело насекомого из разрозненных частей, расположенных на слайде 6. Другой ученик подписывает части тела кузнечика на слайде 7. Дети работают на интерактивной доске.

Затем учащимся предлагается изучить типы ротовых  аппаратов насекомых. Слайд 8. Для этого учитель демонстрирует материал, расположенный на слайдах 9-12.

На этапе  изучения внешнего строения насекомого учитель просит учеников пересесть  со своих рабочих мест за компьютеры. Им предстоит самостоятельная работа с электронным учебником по изучаемой  теме. Данное электронное приложение, созданное учителем к уроку, имеет вид сайта, на котором расположена информация как текстового, так и иллюстративного характера. Электронный учебник размещён на сайте нашей школы по адресу http://dubrovka.sharlikroo.ru/el_uch/index.html.html.

Учащиеся, работая  с электронным учебником, должны выбрать нужную информацию и выписать в тетрадь. Учитель при этом выполняет  роль консультанта. Учащиеся могут  работать как индивидуально, так  и в группах.

Ученики могут не успеть изучить весь электронный учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания.

В конце урока  делается вывод о работе учащихся, выставляются оценки.

Закрепление. Рефлексия  учебной деятельности

Информация о работе Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения