Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

4. Тестирование  и экспертная оценка 

Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов: системы обработки статической графической информации; системы создания анимированной графики; системы записи и редактирования звука; системы видеомонтажа; системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.

Современные компьютерные средства средства обучения принципиально меняют представления о подаче учебной информации и о управлении учением. Появилась возможность в одном интегрированном продукте объединить текст, графику, звук, «живое видео», управляемые компьютерные модели, лабораторные работы, практические занятия, контрольные работы и многое другое.

Появилась возможность  использования самой эффективной  модели обучения – «один учитель – один ученик» и расширения обучения «не выходя из дома» – системы дистанционного обучения.

В главе рассматриваются  когнитивные – т.е. способствующие познанию – возможности современных информационных технологий, не вдаваясь в технические подробности.

Термины «компьютерные  технологии» и «информационные  технологии» можно рассматривать  как эквивалентные, т.к. в подавляющем  большинстве случаев речь идет о переработке разнообразной информации, а не о чисто расчетных программах.

Основные когнитивные  возможности современных информационных технологий приведены в таблице 1.

Таблица 1. Когнитивные  возможности современных информационных технологий

Представление информации

Объект

Цель

Интеграция  текста, графики, звука, анимации, «живого» видео и др. в едином документе

Наглядность и  занимательность учебной информации

Компьютерные  модели, виртуальные миры

Наглядность отображения  динамичных, многовариантных и игровых процессов, систем и ситуаций, в том числе гипотетических и недоступных для непосредственного наблюдения

Компьютерные  лаборатории, тренажеры

Наглядное представление  сложных зависимостей в реальном, сжатом или растянутом  масштабе времени; Проведение сложных расчетов, протоколирование результатов эксперимента

Лаборатории с  удаленным доступом

Проведение  экспериментов на уникальном или  опасном оборудовании

Взаимодействие  с учащимся

Навигация по учебному материалу, гиперссылки

Оперативная и  дружественная поддержка обучающегося в поиске нужных знаний

Анализ высказываний обучаемого

Оперативность и объективность контроля, самоконтроля, анализа, диагностики и оценки результатов обучения

Представление обучаемому доступа к пакетам  расчета, моделирования, конструирования и др.

Автоматизация рутинных процедур обработки и отображения информации. Исследование динамических, параметрических процессов, систем, ситуаций. Совершенство навыков работы с профессиональными пакетами прикладных программ

Управление учением

Системы принятия решений

Выбор индивидуальных типов и траекторий обучения

Совместное  решение задач

Оперативная и  дружественная поддержка обучающегося в поиске нужных решений и своевременная  коррекция ошибок

Усвоение в  тренировочных режимах

Доведение профессиональных умений и навыков до необходимого (заданного) уровня

Администрирование учебного процесса

Составление расписаний, в том числе индивидуальных

Автоматизация рутинных процедур, учет многих факторов

Промежуточное и итоговое документирование хода и  итогов учебного процесса

Обработка статистической информации о ходе учебного процесса с представлением преподавателю, обучаемому и администрации для оперативного принятия решений. Анализ эффективности обучения

Оперативность обновления содержания и методов обучения

Коррекция содержания в зависимости от эффективности обучения


Большие перспективы  у компьютерных технологий в специальном образовании.

Новые перспективы  для создания благоприятных условий  обучения открывает применение информационных и коммуникативных технологий в  специальном образовании.

В последнее  время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна, можно выделить три основные сферы их использования  в области образования лиц  с ОПФР:

  • компенсаторная сфера. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет возместить (компенсировать) нарушения функций организма и оптимизировать процесс получения знаний учащимися;
  • дидактическая сфера. Способствуют оптимизации учебно-воспитательного процесса, стимулируют появление новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
  • коммуникативная сфера. Облегчают процесс коммуникации, позволяют реализовать свои способности, содействуют расширению социальных связей6.

Применение  и использование современных  информационных ресурсов сопряжено  с определенными трудностями, которые связаны с ограниченностью информации о современных информационных ресурсах, отсутствием специального компьютерного и программного обеспечения, недостаточной компетентностью педагогов в вопросах их использования, а также функциональные ограничения учащихся. Так, к основным функциональным ограничениям у лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно отнести трудность или невозможность выполнения мелких и точных движений; недостаточность контроля и координации произвольных движений; недостаточность вспомогательных функций рук; синхронизации движений, зрительно-моторной координации рук; ограничение подвижности, недостаточный объем и сила движений, быстрая утомляемость. У лиц с нарушениями слуха – сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. У лиц с интеллектуальной недостаточностью затруднения обусловлены недоразвитием высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, а также низкой мотивацией и контролем своей деятельности, сложностью в распознавании и интерпретации сенсорных раздражителей, знаков и символов и др. У лиц с нарушениями зрения сложность или невозможность восприятия световых ощущений, формы, размера, очертаний и цвета визуального раздражителя.

    1. Применение информационных технологий в обучении 

Информационные  технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной  педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения  между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей специального образования; разработку новых способов качественной индивидуализации обучения; разработку специальных педагогических технологий нового типа на основе широкого применения компьютерного моделирования объектов и явлений в любых знаковых формах». В качестве «обходного пути» к современным информационным ресурсам, информация для людей с нарушениями зрения представляется в слуховой и тактильной модальности (программы экранного чтения, речевые синтезаторы, тактильные дисплеи с брайлевской строкой, средства вывода рельефно-графической информации), для людей с ослабленным зрением предназначены технологии экранного увеличения. В сурдопедагогике и логопедии информационные ресурсы используются для формирования и коррекции произносительной стороны речи. Существуют также информационные ресурсы, предназначенные для коррекции развития психических функций при обучении детей с ОПФР математике, чтению, письму. При этом одно из преимуществ компьютерных средств обучения заключается в том, что компьютер может комплектоваться с учётом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями. В этом направлении ведутся различные разработки. Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики. Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора. Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец». Компьютерные технологии разработаны также для людей с заиканием, алалией, афазией, дисграфией и дислексией, дислалией, дизартрией, ринолалией и др. Модернизация системы образования детей с нарушениями слуха основана на личностной ориентированности, дифференциации и индивидуализации образования при обеспечении государственных образовательных стандартов; всеобщей компьютерной грамотности, развитии информационных технологий в школе.

Будучи реальным воплощением высших форм абстрактного мышления, компьютер становится важнейшим  средством коррекции нарушений  всех уровней и форм интеллектуальной деятельности глухих детей. Речевое  развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики учащегося. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит.

Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной  основе. Значимой с этой точки зрения является опора на зрительный анализатор. При обучении детей с нарушением слуха на начальном этапе применяются специализированные программы, разработанные лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО (Е.Л. Гончаровой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкиной): «Состав числа», «Лента времени», «В городском дворе». Для обучения детей дактильной форме речи и её закрепления в практике общения, применяются компьютерные программы «Дактильный букварь», «Дактильная речь». При этом на уроке компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности учителя и учащихся, самих учащихся. Белорусским государственным медицинским университетом (С.Л. Кабак, Г.М. Карапетян, Л.С. Димскис, А.В. Подопригора, Ю.Г. Ильич, А.С. Кишкурно) разработана программа сурдопедагогической реабилитации «Руководство»7.

Цель создания программы – совершенствование  навыков вербальной речи. Особенность  системы в том, что с помощью  персонального компьютера речевая  реабилитация строится на постепенной, максимально естественной основе, через  первоначальное освоение письменной формы жестового языка – первого родного языка для неслышащего. Этот язык не даёт возможности общаться с миром слышащих людей, но он позволяет дать знания неслышащему об этом мире.

 Он помогает  понять смысл многих слов, понятий,  явлений. Применяемые в системе методы учитывают особенности психофизического состояния инвалидов и включают в себя механизмы максимального глубокого и рационального восприятия получаемого материала: -акцент на визуально-пространственные образы (глухие дети имеют большие возможности развития символической памяти); -сочетание развивающего метода обучения, представленного в курсе жестовой письменности, с традиционным объяснительно-иллюстративным методом, предполагающим наличие статической и динамической компьютерной графики.8 Иллюстрации и анимация выполнены в стилизованном виде, располагающем к шутливой, доброжелательной форме общения с компьютерной программой. Это в сочетании с дружественным интерфейсом программы и выраженным стремлением детей к самостоятельной работе с современной техникой создаёт ощущение комфорта и побуждает к активному восприятию информации. -Использование поясняющего видеоматериала в привычной для глухих невербальной форме.

Процесс речевой  реабилитации подразумевает знакомство с новыми словами. В иллюстративной форме не каждое слово можно разъяснить. А смысл многих незнакомых слов может оказаться для глухого недоступным без дополнительного разъяснения, даже если к слову имеется однозначный жест. Человек с нормальным слухом обращается в этом случае к словарю, глухой человек – к системе РУКОВОДСТВО, которая даёт жестовое толкование сложных для понимания слов. Использование данной компьютерной программы , в конечном итоге, приводит к устранению препятствий в общении глухих с вербальным миром за счет того, что сами глухие совершенствуют навыки вербальной речи (основное направление),основам жестовой речи обучается определенный контингент слышащих (вспомогательное направление).

Для глухих и  слабослышащих детей предназначена  компьютерная технология «Видимая речь», которая позволяет поставить голосовую речь у этой категории детей. «Визуальный тренажер произношения» включает в себя 12 модулей и позволяет в несколько раз ускорить процесс формирования речевых навыков. Тренажер «Красноречие» активно развивает словообразовательные навыки учащихся. Тренажер «Учись быстро читать» предназначен для развития навыков чтения при нарушенном темпе их формирования. Он позволяет дозировано воздействовать на формирование узнавания лексических единиц разной длины, автоматизирует первоначальные сенсомоторные навыки различных видов чтения. Имеются программы озвучивания текстов на компьютере, которые позволяют работать на нем слепым и слабовидящим детям. Чрезвычайно полезными, в коррекционной работе с детьми, зарекомендовали себя компьютерные музыкальные редакторы. При работе с детьми дошкольного возраста используется простая в пользовании компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Каждое занятие с использованием данной специализированной компьютерной программы является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребёнка с нарушениями речевого и языкового развития.

Компьютерная  технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка, коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышью, клавиатурой), слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление. В программе результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребёнка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой хвалит ребёнка или указывает на неправильное выполнение задания. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Информация о работе Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения