Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность электронного обучения в современной школе обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В последние годы во всем мире наблюдается бурное распространение и повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Одновременно с ростом числа людей, использующих компьютеры, резко увеличился объем информации, получаемой через компьютерные сети и Интернет.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Анализ состояния и проблемы использования электронных учебников в обучении в теории и практике…………………………………………...12
Понятие информационных технологий……………………………...12
Применение информационных технологий в обучении……………28
Электронный учебник как средство обучения………………………47
Применение электронного учебника на уроках………………………...59
Обоснование применения электронного учебника на уроках……...59
Проведение уроков с использованием электронных учебников…...78
Организация и основные результаты апробации электронных учебников………………………………………………………………...104
Заключение……………………………………………………………………...115
Список литературы……………………………………………………………..128

Файлы: 1 файл

электронный учебник.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

На этом этапе  учитель раздаёт каждому ученику  карточку с десятью тестами с  выбором одного правильного ответа. Ребята выполняют тесты. После завершения работы они могут проверить себя сами, использую следующий алгоритм: оценка «3» - 5-6 верных ответов, «4» - 7-8, и оценка «5» - 9-10 .

В конце урока  учащиеся вместе с учителем подводят итоги урока. Ученики оценивают свою деятельность во время занятия сами.

Домашнее задание: стр. 158-165, творческое задание составить  кроссворд по теме «Внешнее и внутреннее строение насекомых».

Урок «Класс Насекомые» является текущим в разделе  «Царство Животные». Поэтому в нём соблюдены все этапы обычного классического урока. Урок построен с использованием приёмов информационно-коммуникационной технологии, а также лекции, беседы, поиска информации и учительской проектной деятельности.

На этапе  мотивации к учебной деятельности важно спрогнозировать цели урока, чтобы дети знали к чему им стремиться на данном уроке.

Чтобы проверить, как учащиеся усвоили предыдущий учебный материал о классе Паукообразные, на уроке были использованы творческие работы учащихся (презентация по теме «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных и буклет по теме «Занимательно о пауках»). Подготовка творческих работ была домашним заданием, а на этапе актуализации знаний учащиеся защищали свои проекты. Работа велась в группах.  При этом развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, а именно:

планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение  цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка  вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение  конфликтов - выявление, идентификация  проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление  поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с  достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На этапе  объяснения нового материала рекомендуем использовать различные методы подачи информации. Словесные, то есть рассказ учителя о внешнем строении насекомых; наглядные (в презентации к уроку используются схема внешнего строения насекомого, фотографии насекомых с различными типами ротовых аппаратов), поиск информации при работе с электронным приложением к уроку.

Урок разработан с использованием электронного приложения, которое представляет собой сайт, созданный учителем в программе Microsoft Office FrontPage.  Учащимся предлагается начать работу с ним с открытия файла index.html.

Изучая такой  электронный учебник, ученик сам  для себя выстраивает образовательный  маршрут, учится работать с текстом, выбирая необходимое из всего  предложенного массива информации. При этом педагог исполняет роль консультанта, а обучаемые, сидя за компьютером, индивидуально работают с учебным содержанием сайта. Думаю, что электронное приложение к уроку в виде сайта поможет педагогу разнообразить работу детей на учебных занятиях. Такие медиаматериалы, созданные в программе Microsoft Office FrontPage, имеют некоторые преимущества перед презентациями. Несомненно, оба вида электронных приложений несут определённую информативную и иллюстративную нагрузку. Но сайт при самостоятельной работе способен научить ученика пользоваться информацией. Этот вид деятельности помогает развить у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность. При этом у учащихся развиваются общеучебные универсальным действия такие как:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач  в зависимости от конкретных условий;

структурирование  знаний;

Кроме того, сайт имеет более простую и удобную  систему навигации. И ученик получает возможность приобрести навыки поиска необходимой информации на сайте. В дальнейшем это облегчает задачу поиска в сети Интернет. Думаю, что это особенно важно для работы с учащимися 5-7-ых классов. Такая  наглядность не только иллюстрирует, но и «работает» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала.

Ученики могут  не успеть изучить весь электронный  учебник. Ведь разные классы и работают по-разному, с различной скоростью. Но, в любом случае, учитель должен вовремя остановить работу детей, для того чтобы осталось время для этапа закрепления изученного, рефлексии деятельности на уроке и домашнего задания.

В качестве домашнего  задания учащимся предлагается выучить  теоретический материал и выполнить  творческое домашнее задания в виде составления кроссворда. Здесь перед учениками раскрывается возможность поработать на компьютере, проявить свою творческую активность.

Тема «Класс Насекомые» слишком объёмна, чтобы  её можно было изучить в течение  одного урока. Поэтому в календарно-тематическом планировании на изучение этого материала отводится 3 часа. На первом уроке изучается внешнее и внутреннее строение насекомых, на втором – многообразие и значение, и на третьем – обобщение по этой теме в виде самостоятельной работы, тестирования, урока-игры и т. д. В данном конспекте представлен первый урок по этой теме. Поэтому переход к уроку о многообразии и значении насекомых получается довольно плавным и логичным. Тем более, что на втором уроке имеет место проверка знаний учащихся по внешнему и внутреннему строению насекомых на этапе актуализации знаний.

У многих пользователей  могут возникнуть сложности с  открытием презентации, так как  для этого нужно использовать программу mimio Studio, которая не у всех может быть. Поэтому среди материалов к уроку размещена презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, но в этом случае, конечно, будет утерян элемент интерактивности, и дети уже не смогут собрать кузнечика их отдельных частей и соотнести их с названиями.  

 

 

 

Тема  урока Подцарство. Настоящие бактерии.

Организационный момент.

Повторение  изученного материала.

Устные ответы:

Рассказ о Дарвине, его эволюционное учение.

Систематика.

Письменные  ответы:

Кроссворд. 

Один учащийся комментирует (уровни организации живого).

Изучение нового материала.

Объяснение  учителя.

Бактерия (от греч. «бактерион» - палочка)

Микробиология – это наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов.

Бактериология – наука, изучающая бактерий.  

Подцарство  Настоящие бактерии.

Внешне строение: 1) Кокки. 2) Диплококки. 3) Стрептококки. 4) Сарцины. 5) Стафилококки. 6) Бациллы (палочки). 7) Вибрионы. 8) Спириллы.

Движение (реактивный способ движения, выбрасывая слизь, и  с помощью жгутиков).

Размножение (делением надвое (прикрепление хромосомы к мембране, удвоение хромосомы, удлинение клетки, образование поперечной перетяжки), спорообразование с помощью спор – клеток, покрытых толстой оболочкой).

Внутреннее  строение (нет ядра, вместо него наследственный материал; жгутики для передвижения; оболочка: капсула из слизи имеет выросты - пили, клеточная стенка содержит муреин – вещество, состоящее из белков и углеводов, цитоплазматическая мембрана; рибосомы – синтез белков).

Питание.

1) Гетеротрофы (от греческого «гетеро» - разнородный, «трофос» - питаю) – питаются готовыми органическими веществами.

2) Автотрофы  (от греческого «авто» - сам, «трофос» - питаю) – сами для себя производят органические вещества.

а) фотосинтез –  образование органических веществ  за счёт энергии света

- Что  такое фотосинтез?

б) хемосинтез – образование органических веществ за счёт энергии, выделяющейся при разрушении веществ, при окислении минеральных веществ.

6. Отношение к кислороду.

1) Аэробные (дышат кислородом).

2) Анаэробные (живут в бескислородной среде).

Роль бактерий. Положительная: бактерии являются разрушителями - редуцентами в биогеоценозах (санитары планеты), симбиоз - сожительство: клубеньковые бактерии и растения семейства Бобовых (Что такое симбиоз?), бродильные бактерии в производстве кисломолочной продукции, борьба с вредителями сельского хозяйства, производство инсулина, ферментов, лекарств. Отрицательная: патогенные бактерии (от греч. «патос» - болезнь, «генезис» - происхождение. заболевания: туберкулёз (палочка Коха), холера, чума, сальмонеллёз), образование плесени на продуктах.

Закрепление: зад. 5 стр. 4 (в рабочей тетради).

Домашнее задание: стр.12-14.

План  урока по русскому языку в 6 классе 
Правописание -тся и -ться в глаголах.

Базовый учебник: УМК под ред. В.В.Бабайцевой:

Русский язык: Практика. 6 класс. / Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой.  - М. - Дрофа.

Русский язык: Теория. 5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова  Л.Д. - М.-Дрофа.

Цель  урока: познакомить учащихся с алгоритмом действий при выборе правильного написания -тся и -ться в глаголах; научить обучающихся правилу написания -тся, -ться в глаголах.

Задачи:

обучающие: отработать способ действия при выборе написания -тся и -ться, провести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы; ввести новые для учащихся понятия: возвратность – невозвратность, инфинитив (неопределенная форма глагола).

Учащиеся должны:

- знать правило  написания -тся, -ться в глаголах,

- уметь применять  полученные знания на практике.32

развивающие: развивать умение высказываться на лингвистическую тему, сопоставлять, анализировать предложенный языковой материал; формировать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи.

воспитательные: воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям, любовь к родному языку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: 1 ПК для учителя и 12 ПК для обучающихся, мультимедийный проектор, экран, установленное на компьютере пользователя специальное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов для воспроизведения учебного модуля.

Структура и ход  урока: 1. Организационная часть. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение нового материала. 4. Физминутка. 5. Закрепление изученного материала. 6. Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели). 7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. 8. Комментированное выставление оценок.


Таблица 2. Структура и ход урока

Этап  урока

Название  используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность  учителя

(с указанием  действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность  ученика

Время (в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационная часть

Презентация Power Point

(слайд 1).

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока, его цели и задач.

Демонстрация  слайда 1.

Подготовка  к уроку. Приветствуют учителя и  слушают информацию о том, что  будут делать на уроке.

1 мин

2

Актуализация  материала

Презентация Power Point

(слайды 2-4)

Эвристическая беседа, сообщение. Постановка учебной проблемы  и познавательной задачи.

Демонстрация  слайда 2.

Учитель:

- Что мы должны  написать на месте пропусков?

- От чего  зависит написание -тся и 

-ться в глаголах?

Демонстрация  слайда 3.

Учитель:

Помни: вопрос –  твой помощник!

Демонстрация  слайда 4.

Учитель:

-Существует  еще один способ действия при  определении правильного написания  -тся и

-ться в глаголах.

-Посмотрите  внимательно на таблицу. От  чего в данном случае зависит  написание ь?

Вводится понятие  инфинитива (неопределенной формы глагола).

Учитель:

-Откройте учебник «Теория» § 84 на стр. 119 и прочитайте орфографическое правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите  внимание на обозначение орфограммы.

Запись темы урока в тетради.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно делают вывод, анализируя языковой материал: «Выбор написания зависит от вопроса, на который отвечает глагол».

 

 

 

 

 

 

 

Работают с  таблицей и самостоятельно делают вывод  о том, что выбор написания -тся  и -ться зависит от формы глагола.

Открывают учебник  «Теория» §84,     читают правило, делают выводы: «Выбор написания зависит от формы слова. Форму глагола устанавливаем по вопросу».

8 мин

3

Сообщение нового материала

1. Таблица с  интерактивными блоками. Правило  "Правописание

-ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244) (№ 1 п.1)

2.  Электронный  учебный модуль информационного  типа по теме "Правописание  возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ" (№1 п.2)

Представляет  новый материал в виде таблицы  с интерактивными блоками. Используя  материалы ЭУМ, предлагает детям самостоятельно объяснить изученную орфограмму.

Беседа по таблице (слайд 5).

Учитель:

-Объясните,  пожалуйста, опираясь на примеры  в таблице, когда надо писать

-ться и -тся  в глаголах?

Работа  с ЭУМ

И-типа (слайд 6).

Учитель:

-Ребята! Сегодня  мы продолжаем изучение темы «Глагол». Давайте вспомним, что же такое глагол?

-Какие глаголы  называются возвратными? Вводится  понятие возвратности – невозвратности  глагола.

-Почему в  одном глаголе перед -ся пишется  Ь, а в других нет?

-Послушайте  «Правило Мойдодыра и трубочиста». Нажмите на воспроизведение звука.

-Выполните задание:  вставьте пропущенный Ь, если  это нужно.

Проверьте себя! Работа с таблицей.

Учитель:

-Как проверить  правописание возвратных глаголов?

Задайте вопрос к выделенным жирным шрифтом  глаголам.

Проверьте себя!

Воспринимают  информацию, сообщаемую учителем.

Делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы  учителя, знакомятся с новым материалом.

Выполняют задания  на компьютерах.

Дают определение  глагола как части речи. Проверяют  с помощью ЭУМ (сцена 3, определение 1).

Дают определение  возвратности глагола. Проверяют с  помощью ЭУМ (сцена 3, определение 2).

Читают текст (сцена 1) и находят возвратные глаголы, выделяя синим цветом глагол, в  котором перед -ся пишется Ь, а  два других – коричневым цветом (сцена 2).

Слушают и воспринимают информацию (сцена 3, «Правило Мойдодыра и трубочиста»).

Выполняют задание  на компьютере (сцена 3, задание)

Выполняют задание по таблице (задают вопрос, применяют «Правило Мойдодыра и трубочиста»). Примечание: в необычном названии правила используется игровой элемент занимательности. Завершают работу и получают результаты ее выполнения.

10

мин

4

Физминутка

Мультимедиа

Презентация Power Point

(слайд 7).

Проводит физминутку (гимнастику для глаз) в целях  снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке.

Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение.

1

мин

5

Закрепление изученного материала

Электронный учебный модуль практического типа (№ 2)

 

 

Определяет  ЭУМ

 П-типа (слайд 8).

Контролирует, помогает учащимся при возникновении  затруднений.

Учитель:

-Выполните задание к сцене 1: выберите транскрипцию из выпадающего списка Подтвердите ответ.

-Внимание! Не  путайте формы этих глаголов  с существительными, которые оканчиваются на -ца!

-Прослушайте задание к сцене 2 и выполните его (распределите примеры по таблице). Подтвердите ответ.

-Всегда ли  легко поставить вопрос к возвратному  глаголу?

Попробуйте  это сделать. Покажите, что у вас  получилось с помощью стрелок (сцена 3). Подтвердите ответ.

-Прослушайте задание к сцене 4 (выберите из списка объяснение вашим действиям) и выполните его. Подтвердите ответ.

Знакомятся  с заданиями и задают вопросы  по их условиям. Выполняют задания  на компьютерах и получают результаты.

10 мин

5

Подведение  итогов урока (рефлексия достижения цели).

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся" Варианты 1, 2, 3, 4 (№ 3)

Определяет  ЭУМ

 К-типа  (слайд 9) индивидуально для каждого  учащегося (по вариантам).

Учитель:

-Перед вами предложения из произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка, в которых вы найдете возвратные глаголы.

Задание: там, где надо, впечатайте Ь вместо *, если в слове Ь не нужен, то оставьте *.

Подтвердите ответ.

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

Помогает сформулировать выводы.

Самостоятельно  выполняют задания на компьютерах  и получают результаты.

Обобщают и  делают собственные выводы.

11 мин

6

Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его  выполнению.

Правописание  возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.

ЭУМ контрольного типа (№4)

 

Информирует о дифференцированном домашнем задании (слайд 10), комментирует, проводит инструктаж по его выполнению, дает ссылку на ЭОР.

Примечание: детям, имеющим дома ПК и выход в Интернет предлагается в качестве домашнего задания самостоятельная работа (самопроверка знаний) с помощью ЭУМ контрольного типа. (См. ссылку слайд 10)

Записывают  домашнее задание в дневниках.

2 мин

7

Комментированное выставление оценок

Презентация Power Point

(слайд 11)

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Учитель:

-Спасибо за  урок! (слайд 11)

Анализируют результаты своей работы на уроке.

2 мин


 

 

Приложение  к плану-конспекту урока

 Таблица 3.  Перечень используемых на данном уроке ЭОР

 Правописание -тся и  -ться в глаголах.

=№

Название  ресурса

Тип, вид ресурса 

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к  ЭОР

1

1. Правило "Правописание -ться и -тся" к теме "Глагол" (N 139244)

2. Правописание  возвратных глаголов. -Тся и -ться.

Мультимедиа

 

 

Интер-активный

1. Таблица с  интерактивными блоками

 

 

2. Электронный учебный модуль информационного типа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cea2ea-0a01-00ee-008b-e9ef499c32bf/%5BRUS5_006%5D_%5BIM_207%5D.swf

 

http://fcior.edu.ru/card/23567/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 

2

Правописание  возвратных глаголов. -ТСЯ и -ТЬСЯ.

Интерактивный

Электронный учебный  модуль практического типа (сцены 1,2,3,4)

 

http://fcior.edu.ru/card/23709/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 

3

 

 

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 1 (N 139312)

Интерактивный

Электронный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d27-0a01-00ee-007f-56f89cafe475/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213%5D.html

Электроноее задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 2 (N 138957)

Интерактивный

Электронный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09c9deb8-c5d6-40cf-a4ad-1e6a17fb5a34/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_213-1%5D.html

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 3 (N 139313)

Интерактивный

Электронный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79cf5d75-0a01-00ee-0138-38e4066a6812/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214%5D.html

Электронное задание "Мягкий знак перед -ся". Вариант 4 (N 139801)

Интерактивный

Электронный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/506cf04b-49a3-4ce5-a495-659c8d7890b2/%5BRUS5_006%5D_%5BQS_214-1%5D.html

4

Правописание  возвратных глаголов. ТСЯ и ТЬСЯ.

 

Интерактивный

Электронный учебный  модуль контрольного типа

 

http://fcior.edu.ru/card/28838/pravopisanie-vozvratnyh-glagolov-tsya-i-tsya.html

 

 

 

 


 

План открытого  урока по английскому языку с  применением ИКТ в 10 классе по учебнику «New Millennium English» авторов О.Л. Гроза и другие.

Информация о работе Электронный учебник как современная информационная технология и средство обучения