Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 23:52, дипломная работа

Описание работы

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. Аспект формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность познавательного интереса………………………………………
1.2. Экспериментирование как средство познания окружающего мира……………………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой.
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста………………………........................
2.2. Комплекс занятий с использованием экспериментов для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...
2.3. Итоговая диагностика сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…………………………..

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента в  группе распределились следующим образом:

1 место – игровой уголок (40%)

2 место – уголок  изодеятельности (25%)

3 место – чтение книг (20%)

4 место -  экспериментирование (15%)  

Т.е. экспериментирование заняло последнее место,

С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы разработали  показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.   За основу взяли сводные данные  о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)  (Таблица № 3)

Показатели уровня овладения  детьми экспериментальной деятельностью

                                                                                                                  Таблица 3

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных  задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает  гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям,манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательгостей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.


 

 

На основании индивидуальных карт обследования и наблюдения воспитателя за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.

Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.

Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

                            Анкета «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                                     Таблица 4

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1


 

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше  баллов – потребность выражена слабо.

Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов»

Данные анкеты «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                            Таблица 5

 

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

1.

18

Потребность выражена умеренно

2.

15

Потребность выражена слабо

3.

22

Потребность выражена сильно

4.

19

Потребность выражена умеренно

5.

16

Потребность выражена умеренно

6.

21

Потребность выражена слабо

7.

18

Потребность выражена умеренно

8.

25

Потребность выражена сильно

9.

21

Потребность выражена умеренно

10.

19

Потребность выражена умеренно

11.

21

Потребность выражена умеренно

12.

20

Потребность выражена умеренно

13.

20

Потребность выражена умеренно

14

19

Потребность выражена умеренно

15.

21

Потребность выражена умеренно

16.

18

Потребность выражена умеренно

17.

20

Потребность выражена умеренно

18

19

Потребность выражена умеренно

19.

15

Потребность выражена слабо

20.

21

Потребность выражена умеренно


 

Из вышеприведенных результатов мы видим, что:

      10%  детей – познавательная потребность выражена сильно.

      75% детей – познавательная потребность выражена  умеренно.

       15% детей – познавательная потребность выражена слабо.

Для определения уровня знаний о неживой природе мы составили следующие вопросы:

  1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги;  из резины; из металла; из пластмасса.
  2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

На основании  индивидуальных карт  обследования  мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка. В   итоге мы получили:

Высокий уровень – 10%

Средний уровень – 45%

Низкий уровень –   45%

По результатам выявленного  уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла и др., частично знают  об  их назначении.  Дети  плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.           

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности;  дети мало проявляли интерес к поисковой  деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен  недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической  работы по развитию познавательного интереса у детей  дошкольного возраста. Поэтому  мы разработали занятия с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.

 

2.2. Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы  для детей старшего дошкольного возраста.

С целью развития детского экспериментирования в группе  был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных  проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы.  В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты  опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети  активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

1 блок занятий:  экспериментирование с песком.

Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Эксперимент 1. «Песочный конус»

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями  каждой песчинки исчезает,  мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.

Эксперимент 3. «Волшебный материал» 

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания.  Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Эксперимент 4. «Где вода?»

Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством  воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.

Информация о работе Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо