Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности……………………………………….……………………………7
1.1. Сущность и основные характеристики адаптации ………………………..7
1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10
1.3. Социально-педагогическая деятельность по адаптации к школе………..19
ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе……………………………………………………………….26
2.1. Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста…………..26
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34
2.3. Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе……………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 491.55 Кб (Скачать файл)

 

 

3 Методика  «Школа»

Все результаты проективной методики «Школа» можно представить в виде таблицы:

Ученик

Уровень адаптации

Мотивация

Отношение к школе

Агрессивность

Самооценка

Тревожность

Креативность

1

3

Игр.

Настор.

Нет

Заниж.

Высокая

н/в

2

2

Игр.

Полож.

Есть

Адек.

Нет

Есть

3

6

Уч-игр.

Полож.

Нет

Заниж.

Нет

н/в

4

5

Игр.

Полож.

Нет

Адек.

Нет

н/в

5

2

Игр.

Настор.

Нет

Заниж.

Высокая

н/в

6

5

Игр.

Полож.

Есть

Адек.

Есть

н/в

7

4

Игр.

Полож.

Нет

Адек.

Нет

н/в

8

4

Игр.

Настор.

Нет

Заниж.

Есть

Есть

9

6

Уч.-игр.

Настор.

Есть

Адек.

Есть

Есть

10

4

Игр.

Отриц.

Есть

Адек.

Нет

н/в

11

3

Игр.

Настор.

Сильная

Заниж.

Нет

н/в

12

2

Игр.

Настор.

Сильная

Адек.

Есть

н/в

13

5

Игр.

Настор.

Нет

Заниж.

Есть

н/в

14

4

Игр.

Настор.

Нет

Адек.

Высокая

н/в

15

4

Игр.

Настор.

Есть

Заниж.

Есть

н/в

16

5

Уч-игр.

Настор.

Есть

Заниж.

Высокая

н/в

17

5

Игр.

Настор.

Есть

Заниж.

Есть

н/в

18

5

Игр.

Отр.

Есть

Заниж.

Есть

н/в


 

 

Уровень адаптации:1 балл - дезадаптация, 2 балла - не адаптирован, 3 балла - начальный, 4 балла - позитивная динамика, 5 баллов - адаптирован, 6 баллов - хорошо адаптирован.

Мотивация: игр. - игровая, позн. - познавательная, учебная.

Отношение к школе: отр.- отрицательное, настор. - настороженное, полож. -положительное.

Самооценка: адек. - адекватная, заниж.- заниженная, завыш. - завышенная, низ. - низкая, выс. - высокая.

н/в - не выявлен уровень фактора.

В ходе исследования 6 первоклассников проявили положительное отношение к обучению в школе, что является основой для дальнейшей успешной социально - психологической адаптации.

В рисунках учащиеся не показывают понимания того, что происходит в школе, хотя эмоциональное отношение у большинства позитивное, их мотивы игровые. У остальных детей адаптация идет, однако, у большинства на рисунках отмечается разбросанность, непонимание правил, непонимание своего места в школьной жизни, во многих случаях можно говорить о детскости, отсутствии учебной или познавательной мотивации, а также ориентации в пространстве школы.

У некоторых детей отмечается тревожность, настороженность по отношению к школе, агрессивность. Особую тревогу в этом смысле вызывают дети № 1, 5, 12 и 13.

В ходе проведенного исследования было выявлено что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с приоритетом игровой мотивации учителям и родителям необходимо включать максимальное количество игровых моментов там, где это оправдано содержанием обучения. Было установлено, что у двух первоклассников наблюдается низкая адаптированность к обучению. Для дальнейшей социальной и психологической адаптации следует обратить более пристальное внимание на учебную подготовку, организацию, порядок, режим дня, структурирование работы, а также на поведение ребенка в школе.

Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе:

1. Провести разъяснительную работу по причинам дезадаптации с родителями, объяснить особенности их детей в данном возрасте. Оказание психологической  помощи родителям по социальной адаптации ребенка в условиях регулярного школьного обучения.

2. Родители и педагоги должны иметь необходимые знания о социальной адаптации  младшего школьника, поэтому необходимо повышать психологическую грамотность.

3. При поступлении ребёнка в школу, педагогу рекомендуется исследовать готовность первоклассников к регулярному обучению в школе.

4. С социально-дезадаптированными детьми рекомендуется провести психологическую беседу  .

5. Родителям необходимо регулярно беседовать с учителями о  успеваемости ребёнка, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

6. Родители должны прилагать усилия для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

7. Создавать ситуацию успеха, непременно хвалить ребенка.

8. Принимать ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

9. Ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями.

10. Рекомендуется  привлекать ребенка к совместной деятельности. Заражаясь общим настроением, он будет стремится согласовать свои действия с действиями других.

11. Необходимо  организовывать целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

Заключение

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям.

Гипотеза о том, что уровень социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка, полностью подтвердилась.

Цель исследования, которая заключалась в изучении влияния социально-психологических условий процесса на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста в процессе обучения, была достигнута.

В ходе проведенной работы было установлено, что успех социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка. Социально - психологическая готовность детей к школе отражает общий уровень развития ребенка, являясь сложным структурно - системным образованием. В связи с началом обучения в школе к детям младшего школьного возраста предъявляется ряд требований и задач. Результат решения этих новых, вставших перед ними задач, имеет большое влияние на дальнейшее обучение школьника и зависит от сформированности психологической сферы ребенка и его успешной социализации в школе.

В ходе работы было проведено психодиагностическое обследование первоклассников в возрасте 6 - 7 лет. Психодиагностическое исследование показало, что современные первоклассники по своему социально - психологическому развитию не становятся младшими школьниками автоматически, одновременно с приходом в школу. У многих детей продолжают ярко проявляться личностные особенности свойственные дошкольному возрасту (доминирование игровой мотивации и т.д). Полученные результаты исследования подчеркивают актуальность данной темы.

Исходя из результатов обследования можно сказать, что полностью адаптированных к обучению в школе детей (из числа опрошенных) нет. В ходе исследования часть первоклассников проявили положительное отношение к обучению в школе, что является основой для дальнейшей успешной социально - психологической адаптации.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

 

Список используемой литературы

  1.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Словарь конфликтолога, 2009 г.
  3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? – М., Просвещение, 1991.
  4. Битянова М. Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.
  5. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 1998г.
  6. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
  7. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 345с
  8. Божович Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968
  9. Божович Л.И., Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Издательство « институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».1995.
  10. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
  11. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
  12. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – (Б-ка школьного психолога).
  13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия»,2001
  14. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Образование, 1996.
  15. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993
  16. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,1995
  17. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности// Психологический журнал. – 1997. - №4. – с.126
  18. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 448с.
  19. Литовченко В.Н. Адаптация личности как социально-педагогическая проблема// Сацыяльна – педагагiчная работа. – 1999. - №1. – с.2
  20. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.;
  21. Мухина В.С., Детская психология, М.: ООО АПРЕЛЬ Пресс, 2000.
  22. Никитина И.Н./К вопросу о понятии социальной адаптации /М., 1980. 85 с.;
  23. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
  24. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
  25. Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 1995.
  26. Психология. Учеб. для студ. Высш. Учеб. завед. /под ред. Дружинина В. М. – СПб: Питер Ком, 2001. – 534с.
  27. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб.: Питер Ком, 1998. – 668 с.
  28. Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
  29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  30. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника //Избранные психологические труды – М.: Педагогика 1989.-313с.
  31. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.
  32. Вербицкий А.А., Игровое моделирование: Методология и практика, Под ред. И. С. Ладенко - Новосибирск, 2006;

 

 

Приложение 1

Определение типа темперамента

(автор  Гребнева В.В.)

Предлагается выбрать одну из представленных фигур

А                        В



 

                                                                      


 

Б                                                                                Г



 

 

Инструкция: посмотрите на картинки назовите ту которая очень нравится (1-2 картинки)

Обработка результатов:

А – флегматик

Б – сангвиник

В – холерик

Г – меланхолик

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

 это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности, бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему невмоготу. Появляется раздражённое состояние, плохое настроение, упадок сил, вялость. Чередование положительных циклов подъёма настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми

человек с сильной, уравновешенной подвижной нервной системой, обладает высокой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.к. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет "реакцию льва", т.е. активно обдуманно защищает себя, берётся за нормализацию обстановки

человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях. Прочно запоминает всё усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьёзных неприятностях флегматик остаётся внешне спокойным

человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать "срыв", "стопор", растерянность, "стресс кролика", поэтому в стрессовых ситуациях могут ухудшаться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слёзы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические растройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности

Информация о работе Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе