Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности……………………………………….……………………………7
1.1. Сущность и основные характеристики адаптации ………………………..7
1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10
1.3. Социально-педагогическая деятельность по адаптации к школе………..19
ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе……………………………………………………………….26
2.1. Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста…………..26
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34
2.3. Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе……………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 491.55 Кб (Скачать файл)

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.

1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям только часть одноклассников.

Т.В. Дорожевец расширяет диапазон критериев и показателей адаптации ребёнка к школе, предлагая её трёхкомпонентную модель. Школьная адаптация осуществляется в трёх сферах.

1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.

3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

Цель социально-педагогической деятельности – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом и психологами школы задач:

1. Выявление особенностей психолого-педагогического  статуса каждого школьника с  целью своевременной профилактики  и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.

2. Создание системы психолого-педагогической  поддержки всех первоклассников  в период их первичной школьной  адаптации, позволяющей им не  только приспособиться к школьным  требованиям, но и всесторонне  развиваться и совершенствоваться  в различных сферах общения  и деятельности.

3. Создание специальных педагогических  и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу  с детьми, испытывающими различные  психолого-педагогические трудности.

Социально-педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также ведется работа с семьей для выявления уровня подготовки школьников, в рамках этой работы осуществляются следующие направления деятельности.

Первый этап – поступление ребёнка в школу. Он начинается в марте – апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца. В рамках этого этапа предполагается

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на определение  школьной готовности ребёнка. Как  правило, диагностика состоит из  двух составных частей. Сначала  осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых учебных навыков у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй диагностический тур. Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев, второй диагностический срез осуществляется в конце лета – начале июня. Такая уточняющая диагностика более эффективна осенью, перед началом обучения или в первые недели занятий.

2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций родителей будущих  первоклассников. Групповая консультация  в форме родительского собрания  – это способ сообщить родителям  некоторую полезную информацию  по организации последних месяцев  жизни ребёнка перед началом  школьных занятий. Индивидуальные  консультации, прежде всего, проводятся  для родителей, чьи дети показали  низкие результаты в процессе  тестирования и могут испытывать  трудности в приспособлении к  школе.

3. Групповая консультация педагогов  будущих первоклассников, носящая  на данном этапе общий ознакомительный  характер.

4. Проведение психолого-педагогического  консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является  выработка и реализация определённого  подхода к комплектованию классов.

Второй этап – первичная адаптация детей в школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа – с сентября по январь - предполагается:

1. Проведение консультативной и  просветительской работы с родителями  первоклассников, направленной на  ознакомление взрослых с основными  задачами и трудностями периода  первичной адаптации, тактикой общения  и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных  консультаций педагогов по выработке  единого подхода к отдельным  детям и единой системы требований  к классу со стороны различных  педагогов, работающих с классом.

3. Организация методической работы  педагогов, направленной на построение  учебного процесса в соответствии  с индивидуальными особенностями  и возможностями школьников, выявленных  в ходе диагностики и наблюдения  за детьми в первые недели  обучения.

4. Организация педагогической поддержки  школьников.

Такая работа проводится, как правило, воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой её проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определённой логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др.

5. Организация групповой развивающей  работы с детьми, направленная  на повышение уровня их школьной  готовности, социально-психологическую  адаптацию в новой системе  взаимоотношений. Такая групповая  работа строится как продуманная  система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек).

6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление итогов деятельности  педагогов, психологов и родителей  в период первичной адаптации  первоклассников.

Третий этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия первого класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической  диагностики, направленной на выявление  группы школьников, испытывающих  трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии.

2. Индивидуальное и групповое  консультирование и просвещение  родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование  педагогов по вопросам обучения  и общения с отдельными школьниками  и детьми данного возраста  в целом.

4. Организация педагогической помощи  детям, испытывающим различные трудности  в обучении и поведении с  учётом данных психодиагностики.

Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

6. Аналитическая работа, направленная  на осмысление результатов проведённой  в течение полугодия и года  в целом работы.

На основании изученной литературы по теме исследования можно сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его – высокими.

 

 

ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе

2.1 Диагностика адаптации детей  младшего школьного возраста

Проблему адаптации детей младшего школьного возраста следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем, требующих углубленного изучения.

Цель исследования: изучение влияния социально-психологических условий процесса на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста в процессе обучения.

Объект исследования: социально - психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования: социально-психологические условия, обеспечивающие процесс успешной адаптации младшего школьника.

Гипотеза исследования: в соответствии с целью, объектом и предметом исследования я предположила, что уровень социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка.

Задачи:

1. Подобрать комплекс психодиагностических  методик для проведения опытно-экспериментальной  работы;

2. Провести первичное диагностическое  обследование учащихся с целью  выявления уровня адаптации.

3. Разработать рекомендации по  улучшению социальной адаптации  детей в классе;

Методы исследования:

    1. Определение типа темперамента (автор Гребнева В.В.)
    2. Методика «Домики»
    3. Проективная методика «Школа».

База исследования: Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школе Белгородской области, Яковлевского района, с. Дмитриевка.

В исследовании приняло участие 18 человек

Исследование проводилось с помощью трех методик:

1. Методика  «Определение типа темперамента» (автор Гребнева В.В)

2. Методика  «Домики»

3. Методика  «Школа»

1. Методика «Определение типа темперамента» (Гребнева В.В)

(Приложение 1)

Данная методика помогает выявить тип темперамента у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Является наиболее простой и понятной в проведении и интерпретации полученных результатов.

Инструкция: посмотрите на картинки назовите ту,  которая вам понравится больше всего (1-2 картинки).

Обработка результатов:

    1. А – флегматик
    2. Б – сангвиник
    3. В – холерик
    4. Г – меланхолик

2. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой [3] и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Информация о работе Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе