Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Адаптация в биологическом смысле – приспособление строения и функций организма к условиям среды.
Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I Теоретическое обоснование проблемы адаптации детей младшего школьного возраста к учебной деятельности……………………………………….……………………………7
1.1. Сущность и основные характеристики адаптации ………………………..7
1.2 Особенности адаптации младших школьников……………………………10
1.3. Социально-педагогическая деятельность по адаптации к школе………..19
ГЛАВА II Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе……………………………………………………………….26
2.1. Диагностика адаптации детей младшего школьного возраста…………..26
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………....34
2.3. Методические рекомендации по улучшению адаптации детей в классе……………………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 491.55 Кб (Скачать файл)

Для проведения методики необходимы следующие материалы:

    • Лист ответов (Приложение 2)
    • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Исследование лучше проводить с группой первоклассников –10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Процедура обработки результатов начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние  усталости. Самовосстановление оптимальной  работоспособности происходит за  счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой  активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние  в норме. Ребенок может радоваться  и печалиться, поводов для беспокойства  нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

    • Счастье-горе – блок базового комфорта,
    • Справедливость – обида – блок личностного роста,
    • Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
    • Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
    • Скука – восхищение – блок познания.

При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

    • с положительным отношением к школе
    • с амбивалентным отношением
    • с негативным отношением

Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

3. Проективная методика «Школа»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Инструкция:Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

    • цветовая гамма
    • линия и характер рисунка
    • сюжет рисунка

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают  яркие, чистые, светлые тона и  их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

1 балл – в равной степени  присутствуют светлые и темные  тона.

0 баллов – рисунок выполнен  в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы  тщательно и аккуратно; используются  длинные, сложные линии различной  толщины, нет «разрывов» контура.

1 балл – в рисунке присутствуют  обе характеристики.

0 баллов – объекты изображены  нарочито небрежно, схематично; линии  двойные, прерывающиеся, одинаковой  длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка:

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное  место на листе); наличие деталей  и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в  школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.

1 балл – обе характеристики  присутствуют.

0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов:

6-5 баллов – у ребенка сложилось  эмоционально благополучное отношение  к школе и учению, он готов  к принятию учебных задач и  взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть  некоторая тревога по поводу  школьного обучения как незнакомой  для него ситуации, необходимо  расширить круг его знаний  и представлений о школьно-учебной  деятельности, формировать положительное  отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть  нервозность и необдуманные высказывания  взрослых, негативный опыт обучения  в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно  выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию  учебных задач и отказу от  учебной деятельности, трудностям  в общении с учителем и одноклассниками.

 

2.2 Результаты проведённых исследований

1 Методика  «Определение типа темперамента»

Результат методики «Определение типа темперамента» можно представить в виде диаграммы:

    • Меланхолик, 11% - 2 чел.
    • Флегматик, 22% - 4 чел.
    • Сангвиник, 39% - 7 чел.
    • Холерик, 28% - 5 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Методика  «Домик»

Результаты методики «Домики» можно представить в виде следующей таблицы:

Фамилия, имя

Деятельностный компонент

Эмоциональный компонент

Психосоматическая симптоматика

Вегетативный коэффициент

Уровень физиологической адаптации

Проблемы в учебной деятельности

Уровень усвоения школьной программы

Отношение к себе

Отношение к учению

Отношение к учителю

Отношение к одноклассникам

1

Есть

0,4

Недостат.

нет

достаточный

-

-

+

+

2

Нет

0,8

Достат.

Чтение, письмо

неполный

+

-

+

+

3

Нет

0,6

Достат.

Чтение, письмо

Недостат.

+

+

+

+

4

Есть

0,2

Достат.

Чтение, письмо

Недостат.

+

-

+

+

5

Нет

0,51

Достат.

Чтение

неполный

+

-

+

-

6

Нет

0,8

Достат.

Письмо

неполный

-

-

+

-

7

Есть

0,9

Недостат.

Письмо

неполный

+

+

-

+

8

Есть

1,2

Недостат.

нет

достаточный

+

+

+

-

9

Нет

0,4

Достат.

Чтение, письмо

Недостат.

+

+

-

+

10

Нет

0,6

Достат.

нет

достаточный

+

-

+

+

11

Нет

1,5

Недостат.

нет

достаточный

-

+

+

-

12

Есть

1,2

Недостат.

нет

достаточный

+

-

+

+

13

Есть

0,8

Достат.

Чтение

неполный

+

+

+

-

14

Есть

0,3

Достат.

Чтение, письмо

Недостат.

+

-

+

+

15

Есть

0,4

Достат.

Чтение

Недостат.

+

-

-

+

16

Нет

0,9

Недостат.

Письмо

неполный

+

-

+

+

17

Есть

1,2

Достат.

нет

достаточный

+

-

+

-

18

Нет

0,8

Недостат.

нет

неполный

-

-

+

-

Информация о работе Экспериментальные исследования адаптации ребенка в начальной школе