Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.

1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.

1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.

2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.

2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.

Заключение. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

zakonchennaya_kursovaya_noyabr-dekabr..docx

— 151.25 Кб (Скачать файл)

2 этап игры. Закрепление полученных  навыков речевого общения в  смоделированных ситуациях ( в  разных отделах магазина).

 Игра состоит из игрового  поля, фишек (фигурок мальчиков  и девочек) и кубиков. На  поле изображена ситуация «общение  в магазине». В определенных  местах кружками обозначены остановки,  фиксирующие место речевого общения.  На каждой остановке ребенок  должен обратиться к продавцу  или покупателю с соответствующей  просьбой или вопросом. Ребенок  бросает кубик и передвигает  свою фишку на выпавшее количество  ходов. Так, например, первый кружок  – остановка около контролера. Ребенок говорит: «Дай мне,  пожалуйста, корзину» и т.п

  Дидактическая игра широко  используется в работе с умственно  отсталыми детьми. Она способствует  расширению представлений, а следовательно  и расширению речевых функций,  закреплению и применению знаний, полученный на различных занятиях.

  К дидактическим игрушкам  относятся пирамидки, вкладные  матрешки, складные кубики, разрезные  и парные картинки и любые  другие игрушки.

  Все дидактические игры способствуют  развитию сообразительности, памяти, внимания, тренируют мелкие мышцы  рук, не говоря уже об активном  процессе развития речи умственно  отсталого ребенка.

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».

Цель: учить детей называть и соотносить людей с их профессией.

Педагог называет профессию и по очереди бросает мяч детям. Ребенок, поймавший мяч, называет только одно действие, связанное с данной профессией.

  Перед игрой педагог проводит  краткую беседу, уточняя понимание  детьми слов, используемых в различных  профессиях.

  С картинками можно провести  такую игру. Подбираются картинки, на которых изображены знакомые  детям животные, например, лошадь, корова, собака. Педагог показывает картинку, а дети должны назвать, где  живет это животное. Возможен  иной вариант игры: учитель показывает  домик, в котором живет животное, а дети, вместо того чтобы называть животное отвечают, подражая его голосу.

  Игры с пирамидками служат  развитию координации движения  рук ребенка, что также непосредственно  сказывается на речевом уровне  развития ребенка. Эти игры  начинаются с развития умения  снимать со стержня и надевать  на него кольца. Овладев этими  действиями, можно переходить к  другим вариантам игры: Найти,  например, красное кольцо и надеть  его на стержень и т.п.

  Интересна игра с матрешками. Их яркая раскраска, появление  из одной матрешки других привлекает  к игрушке внимание детей. Последовательная  разборка  матрешек, а затем их  сборка развивают  сообразительность  и побуждает ребенка на активное  общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Данные, полученные в процессе изучения научной литературы и из проведенного педагогического эксперимента с умственно отсталыми дошкольниками свидетельствуют, что развитие речи у этой категории детей осуществляется, прежде всего, в процессе активного общения ребенка со взрослым, а также в русле ведущей деятельности, поскольку именно в ходе овладения данными средствами познания окружающего мира, у ребенка возникает потребность в активном использовании слов, фраз, новых речевых оборотов.

  Дети с нарушенным интеллектом, прошедшие курс по развитию общения приобретают навыки отвечать на вопросы, составлять по картинке рассказ с помощью педагога – как по одной картинке, так и по серии последовательных картинок, обобщать предметы в группу по существенному признаку с помощью педагога, умеют построить фразу, называют и различают с помощью взрослого изображенные на картинке предметы, умеют обращаться с людьми при помощи речи, обращаются с вопросами и просьбами.

  В связи со сказанным становится  ясно, что дети с недостаточностью  интеллекта не могут существовать  самостоятельно, они требуют постоянной  помощи и поддержки.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Белобрыкина О.А «Речь и общение» г. Ярославль, 1998.

2. Ватажина А.А, Малинкин Н.С Методическое пособие по воспитанию и

    обучению детей с умственной отсталостью от 4 до 10 лет.  г. Москва, 1971.

3. Вайзман Н.П «Психомоторика умственно отсталых детей»г.

         Москва, 1997.

4. Власовой Г.А, Лубовского В.И, Цыпиной Н.А « Дети с задержкой

    психического развития» г. Москва, 1984.

5. Гаврилушкина О.П, Соколова Н.Д «Воспитание и обучение

         умственно  отсталых дошкольников» г. Москва, 1980.

6. Ефимова Л.Н, Садовникова И.Н «Формирование связной речи у детей- 

   олигофренов» г. Москва, 1970.

7. Лалаева Р.И «Нарушение речи и система их коррекции у

     умственно отсталых школьников» Л,1988.

8. Лисина М.И «Потребность в  общении. Проблема онтогенеза  общения»  

   г. Москва, 1986.

9. Ляпидевский С.С «Невропатология»  г. Москва, 2000.

10. Парамонова Л.Г «Нарушения речи учащихся вспомогательной

      школы и пути их коррекции» М, -Л, 1973.

11. Петрова В.Г «Речь умственно отсталых школьников. 

    Особенности умственного  развития учащихся  

    вспомогательной школы»  г. Москва, 1965.

12. Петрова В.Г «Развитие речи учащихся вспомогательной

         школы»  г. Москва, 1977.

13. Соботович Е.Ф «Речевое недоразвитие у детей и пути их коррекции» г.

      Москва, 2003.

14. Слепович Е.С «Формирование речи дошкольников с задержкой

 психического развития» г. Минск, 1989.

15. Тихеев Е.В «Развитие речи дошкольника» г. Москва, 1948.

16. Ульенкова У.В «Дети с задержкой психического развития» Н-Новгород,

      1994  

17. Фоменко О.В «Воспитание у умственно отсталых детей нравственного  

      бототношения к окружающим» г. Москва,1991.

18. Школьникова Н.Н «Система развития коммуникации поведения у

      дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  г. Москва, 1993.

 

 

 

  

     

 

 

  

  

 

 




Информация о работе Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью