Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.

1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.

1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.

2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.

2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.

Заключение. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

zakonchennaya_kursovaya_noyabr-dekabr..docx

— 151.25 Кб (Скачать файл)

 

                   2.2.3 Развитие связной речи.

Важнейшей предпосылкой развития связной  монологической речи является сформированность диалогической речи.

  Развитию диалога, который  является основной формой речевого  общения, уделяется большое внимание. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

  Необходимо научить детей  задавать вопросы.

Приемами развития диалогической  речи являются беседы и театрализация (имитация и пересказ).

  Использование приемов театрализации  способствует совершенствованию  эмоциональности речи, развивает  интонационную выразительность,  обогащает словарь, формирует  грамматических строй, активизирует  речевую деятельность умственно  отсталого ребенка.

 Логопедическая работа по  развитию связной монологической  речи проводится в двух направлениях:

1)развитие смыслового программирования  текста,

2)овладение языковыми средствами  оформления связного текста.

В связи с этим применяются следующие  виды работ:

1. Сравнивание двух сюжетных  картинок, на одной из которых  отсутствует ряд предметов. Этот  вид работы способствует привлечению  внимания к содержанию картинки, выделению элементов изображенной  ситиуации, ее анализу.

2. Работа с сюжетными и предметными  картинками. Рекомендуются следующие  занятия:

а)подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения ;

б)найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;

в)на основе анализа сюжетной картинке определить, изображение каких предметов  отсутствуют в серии предметных картинок.

г)к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую  пару из предметных картинок.

3. Работа с серией сюжетных  картинок.

а)восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить  последовательность картинок, которая  затем изменяется. Дается задание  восстановить ее;

б)отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к  рассказу на определенную тему;

в)определить место «выпавшей» картинки среди других;

г)расположить сюжетные картинки в  определенной последовательности;

д)найти лишнюю картинку в серии  сюжетных картинок;

е)определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;

Логопедическая работа по каждому  виду занятий, как уже упоминалось  выше, проводится как на вербальном, так и с использованием речи.

4. Работа с текстом.

а)сравнить текст и совокупность изолированных предложений;

б)сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями;

в)добавить одно-два предложения  к незаконченному тексту (по серии  сюжетных картинок);

г)вставить пропущенные предложения  в тексте (с использованием сюжетных картинок);

д)придумать небольшой рассказ  с опорой на предметные картинки;

  Система логопедической работы  по формированию связной речи  должна предусматривать постепенное  увеличение самостоятельности. Поэтому  развитие связной речи производиться  в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию  сюжетных картинок, пересказ по  сюжетной картинке, пересказ без  опоры на картинки, рассказ по  серии сюжетных картинок, рассказ  по сюжетной картинке, самостоятельный  рассказ.

 

 

    1. Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью.

 

 

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и , следовательно, всегда находится в соответствующих  отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейших фактор формирования личности, один их главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.

  Для ребенка с нарушением  интеллекта обучению общения  представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить  свои желания, нужды, попросить  о помощи и прореагировать  на слова говорящих с ними  людьми, он может войти в большой  мир. 

  Известно, что овладение речью  детьми с умеренной умственной  отсталостью протекает более  успешно, если их обучение связано с различными видами деятельности.

  Занятия по развитию общения  нацелены на расширение представлений  об окружающем мире и умении  пользоваться речью как средством  коммуникации. Они способствуют  тому, чтобы новые слова помогали  осмыслению практического опыта,  приобретенного в быту, при самообслуживании, при всех видах обучения и  т.д. 

  Целью занятий является коррекция  и развитие всех сторон устной  речи детей с умственной отсталостью  в процессе общения и умение использовать речевые навыки как средство коммуникации.

  Практический курс включает  в себя следующие разделы:

  1. Общение с внешним миром.
  2. Мои чувства и желания.
  3. Образ жизни.
  4. Общение с друзьями.
  5. Общение со взрослыми.
  6. Культура общения.

 

  Занятия по развитию речи  в процессе общении следует проводить в форме игровой деятельности.

  Занятия предполагают не  механическое заучивание новых  слов и оборотов речи, а чтобы  эти слова способствовали осмыслению  практического опыта, приобретенного  на предметных занятиях и экскурсиях.

  Обучение вербальному общению  (речи) умеренно умственно отсталых  детей складывается на начальном  этапе из следующих задач:

- научит ребенка слушать речь  педагога;

- научить понимать слова педагога;

- научить ребенка называть окружающие  самые необходимые для его  жизни предметы;

- научить ребенка называть простейшие  действия с предметами.

Рассмотрим эти задачи подробнее.

  Работа по развитию у умственно  отсталых детей фонематического  слуха предшествует формирование  у них умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. На экскурсии , во время прогулки  преподаватель предлагает детям  послушать шуршание листьев под  ногами, шелест падающей листвы, передать его звуками: «Ш-ш-ш…».  Необходимо учить детей слушать  и различать голоса некоторых  птиц, животных, например кошки («мяу»), собаки («гав-гав»), и других, а в  условиях города различать звуки  транспорта (трамвая, машин).

  Развитию внимания к звукам  окружающей действительности способствуют чтение педагогом стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных.

    Кто на елке, на суку

   Счет ведет: «Ку-ку…ку-ку»?

 

   Рано-рано по  утру

   Пастушок: Ту-ру-ру-ру,

   А коровки в  лад ему

   Затянули: Му-му-му.

   Гуси начали опять

   По-гусиному кричать:  Га-га-га!

   Кошки замурлыкали:  Мур-мур-мур!

   Птицы зачирикали: Чик-чирик!

   Лошади заржали:  И-и-и!

   Мухи зажужжали:  Ж-ж-ж!

   Лягушата квакают:  Ква-ква-ква!

   А утята крякают:  Кря-кря-кря!

  Поросята хрюкают:  Хрю-хрю-хрю!

 

Все звуки, имитирующие голоса животных, учитель должен выделять голосом, интонацией и обязательно требовать повторения их детьми.

  Следующий этап – членение  высказывания на слова. Вследствие того, что у умственно отсталых детей не сформирована фразовая речь работа начинается с называния отдельных предметов, когда слова выступают изолированно, вне предложения.

  Развитие фонематического слуха  должно проводится в единстве  с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь  и взаимодействие. Формирование  слухового восприятия, несомненно, способствует коррекции произношения  у детей, у которых это нарушение  связано с недостатком фонематического  слуха.

  Занятия по развитию речи  начинаются с приучения ребенка  слушать речь педагога. Этот первый  шаг очень труден и от него  зависит многое в работе с  детьми.

  Развивая вербальное общение,  необходимо решать одновременно  две задачи: развивать у детей  понимание речи и формировать  у них навыки активного использования  ее в коммуникативных целях.  При этом развитие пассивной  речи опережает становление активной  речи.

  В понимании развивается  смысловая сторона речи ребенка.  Смысловое содержание указывает  на какое-либо лицо или действие, предмет, дающие возможность сообщить что-нибудь собеседнику, и является специфической особенностью человеческой речи.

  Для развития у ребенка  понимание речи требуется:

- взаимодействие ребенка с объектом: другим лицом, предметами, а также  с самим собой к объектом (ручками, ножками и т.д)

- выполнение словесных поручений

- понимание речи как акта  общения, ее активное восприятие  и ответ.

  Инициатива такого общения  должна всегда исходить от  взрослого. Однако не следует  считать, что ребенок в процессе  общения пассивен – наоборот, восприятие речи является активным  процессом. В разговоре с детьми следует употреблять простые, понятные им слова. Всякое новое слово, вводимое в речь, должно быть ясным для ребенка. Необходимо помнить, что разговор с ним – это урок разговорной речи, урок познания мира. Предложения нужно строить просто и правильно, произносить их медленно и отчетливо.

 Обучение пониманию смысла  речи включает развитие умения  повторять и выполнять простые  поручения по словесной инструкции; называть свое имя и фамилию;  внятно выражать свои просьбы  и желания; называть и показывать  свои части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть  и применять слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «извините»; повторять за взрослыми фразы  и т.д .

  Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы, а также осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Необходимо всячески стараться, чтобы дети могли оформить свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Через нее он познает  окружающий мир, в игре развивается  его речь. Игра также способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности, его общения  и социализации в обществе. С умственно  отсталыми детьми нужно все время  общаться, развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и  речь.

  Рассмотрим некоторые из  них.

  Игры, в которых используются  разные движения пальцев, занимают  совершенно особое место среди  детских игр. Проекция кисти  руки в двигательной области  коры головного мозга занимает  более трети общей площади  и чрезвычайно близка к моторной  речевой зоне. Этим объясняется стимулирующее воздействие тренировки мелкой моторики рук на речевое развитие ребенка. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Детям, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то эти дети не говорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удается.

  Систематические упражнения  по тренировке движений пальцев  не только оказывает стимулирующее  влияние на развитие речи, но  и являются по мнению М.М.  Кольцовой , «мощным средством  повышения работоспособности головного  мозга». Развитие пальцевой моторики  подготавливает почву для последующего  формирования речи.

Умственно отсталый ребенок не умеет  играть, его нужно научить этому, поиграть с ним. Игры с пальчиками просты и не требуют особой подготовки. Эти игры создают особую близость между ребенком и взрослым.

Приведем некоторые из них: игры с ладошками, «театр пяти пальцев», «ладушки-ладушки» и т.п.

  В  занятиях по развитию  навыков общения могут быть  использованы сюжетные игры «Оденем  куклу», «Таня пришла в гости  к Тане». В процессе практического  общения детей в течения дня,  в ходе игр происходит их  речевое общение. Процесс речевого  общения, как правило, начинается  с поручений. Постепенно детей  приучают играть парами группами, подбирая соответствующие простые игры.

 Сюжетная игра «В магазине»

Цель: тренировка вежливого общения  в смоделированной ситуации. Перед  игрой педагог проводит экскурсию  в магазин. Дети знакомятся с общим  видом магазина. Педагог обращает их внимание на продавцов, на их спецодежду; называет отделы.

1 этап игры. Обыгрывание ситуаций в разных отделах магазина. Дети распределяют роли кассира и покупателя; оформляют отдел: раскладывают на полки пластилиновые булочки, хлеб, бублики и т.п. Каждому дается задание что-то купить.

Информация о работе Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью