Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение возрастных особенностей развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, сущность, свойства внимания,
2. изучить процесс развития внимания в дошкольном возрасте,
3. рассмотреть особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
4. просвети экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
5. дать рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.1. Понятие, сущность, свойства внимания…………………………………….7
1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………………………13
1.3. Особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………….20
2.1. Описание и обоснование методики исследования………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников……………………………………………………………………22
2.3. Рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Исследования, проведенные Т.В. Петуховой, показывают, что старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого), но гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники. Сравнительные данные по возрастам представлены в таблице [13, с. 79].

 

Возраст детей, годы

Средняя продолжительность, мин

 

деятельности

отвлечений

2,5-3,5

17,5

7,8

3,5-4,5

37,4

7,5

4,5-5,5

51,4

6,4

5,5-6,5

62,8

1,6


 

На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка  становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.

Так, Н.Н. Поддъковым, изучавшим особенности автоматизации  действия у детей дошкольного  возраста, были получены данные, свидетельствующие  о повышении эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки).  В отличие от младших дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5 лет находили их одними-двумя движениями головы. К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них [1, с. 118].

Таким образом, внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении). Внимание обладает рядом свойств: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

2.1. Описание и обоснование методики исследования

 

Для исследования развития устойчивости внимания у детей  дошкольного возраста была использована методика колец Ландольта.

В исследовании участвовали 10 детей. Они все посещают одну старшую группу МДОУ № 11 Г. Череповца. Для исследования было сформировано 2 подгруппы: подгруппа мальчиков и подгруппа девочек. Дети, участвовавшие в эксперименте все примерно одного возраста.

1 подгруппа:   1. Дима К. - 6л. 3м.

2. Алеша В. - 6л. 5м.

3. Вадим У.  – 6л. 6м.

4. Дима М.  – 6л. 8м.

5. Саша В.  – 6л. 6м.

2 подгруппа: 1. Саша Д. – 6л. 5м.

2. Катя Н.  – 6л. 7м.

3. Настя Н  – 6л. 5м.

4. Ильнара Н.  – 6л. 8м.

5. Настя Н.  – 6л. 5м.

На мое предложение  поучаствовать в новой интересной игре на внимание дети откликнулись охотно и заинтересованно.

Обоснование выбора методики колец Ландольта: исследования проводились среди старших дошкольников, многие из которых уже в этом году собираются переступить порог школы, а внимание – один из главных психологических процессов от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания и тот уровень, на котором оно находится в данный момент.

В качестве основного методического стимульного материала для оценки устойчивости внимания выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разных возрастов, получая сравнимые и преемственные показатели.

Методика определения  устойчивости внимания [11, с. 207].

Цель: выявление  индивидуальных особенностей внимания (устойчивость и продуктивность)

Материал: бланки с кольцами Ландольта, письменные принадлежности.

Ход выполнения: Ребенку предлагается бланк с  кольцами Ландольта в сопровождении  следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Будь внимателен и работай как можно быстрее». В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку  показывается бланк с кольцами Ландольта  и объясняется, что он должен делать, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный  в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово  «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте  бланка с кольцами Ландольта, где  его застала эта команда. После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойную вертикальную черту.

Результаты  подсчитываются, и составляется график.

2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников

 

При обработке  результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту времени и за все 5 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первой по пятую, и в целом за все 5 минут.

Устойчивость и продуктивность и увнимания ребенка определяются по формуле:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания;

N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту( если с помощью этой формулы определяется общий показатель продуктивности и устойчивости внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300);

n – количество ошибок, допущенных ребенком за это же время.

В процессе обработки  результатов вычисляются пять поминутных показателей S  и один показатель S , относящийся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.

По всем показателям S  полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:


 

На основе анализа  этого графика можно судить о  динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При  построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов –  показатель S  у ребенка выше, чем  1,25 балла.

8-9 баллов - показатель S  находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов - показатель S  находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

4-5 баллов - показатель S  находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла - показатель S  находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балла - показатель S  находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость  внимания в свою очередь оценивается  так:

10 баллов –  все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов –  все точки графика расположены  в двух зонах наподобие кривой 2.

6-7 баллов –  все точки графика располагаются  в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов - все  точки графика располагаются  в четырех зонах, а сама кривая  похожа на график 4.

3 балла - все  точки графика располагаются  в пяти зонах, а сама кривая  похожа на график 5.

На графике  представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

Кривая 1 – это  график очень высокопродуктивного  и устойчивого внимания.

Кривая 2 – это  график низкопродуктивного, но устойчивого внимания.

Кривая 3 – это  график среднепродуктивного и среднеустойчивого  внимания.

Кривая 4 – это  график среднепродуктивного , но неустойчивого  внимания.

Кривая 5 – это  график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Все расчеты  и графики делаются на основе бланков  испытуемых.

Таким образом, обрабатываются результаты, и строится график каждого ребенка (прил. 1-2).

Анализ результатов:

1 подгруппа:

1) Дима К. 

На графике (прил. 1, рис. 1) мы видим, что показатель S находится в границах от 0,24 до 0,50 балла, а все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высока. Продуктивность испытуемого оценивается на 2-3 балла, а устойчивость внимания на 10 баллов.

2) Алеша В.

На графике (прил. 1, рис. 2) мы видим, что показатель S=0,65, таким образом делается вывод, что продуктивность внимания средняя, колебания внимания незначительные, внимание довольно устойчиво. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 балла, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

3) Вадим У.

График (прил. 1, рис. 3) находится в пределах от 0,75 до 1,00 балла, что говорит о высокой продуктивности внимания; Все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, внимание высоко устойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 6-7 баллов, а устойчивость внимания на 10 баллов.

4) Дима В.

Показатель S=0,55 баллам, на графике (прил. 1, рис. 4) явно видны большие колебания внимания, точки графика расположены в четырех зонах, таким образом, внимание ребенка среднепродуктивное, неустойчивое. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов.

5) Саша В.

По графику (прил. 1, рис. 5) можно сделать вывод, что внимание ребенка является среднепродуктивным и среднеустойчивым: все точки графика располагаются в двух зонах, колебания внимания незначительные. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 8-9 баллов.

Таким образом, были вычислены показатели и построены  графики по 1 подгруппе детей. Можно сделать вывод, что лишь у одного ребенка показатели продуктивности и устойчивости внимания находятся на достаточно высоком уровне (Вадим У.), у двух детей отмечена средняя продуктивность и устойчивость (Саша В., Алеша В.), еще у одного ребенка продуктивность внимания низкая, но устойчивость высока (Дима К.) и у Димы М. было отмечено среднепродуктивное внимание с большими колебаниями.

Была проведена  беседа с педагогами этой группы, и  они отметили, что высокие показатели успеваемости у Вадима У., Саши В., Алеши В., Димы К., эти дети всегда внимательны на занятиях к педагогу и излагаемому материалу, они много запоминают, у них высокий познавательный интерес.

Воспитатели замечают, что Вадим У. часто отмечает какие-то неприметные особенности предметов, которые остальные дети не замечают. Было отмечено, что Дима М. на занятиях невнимателен, у него плохая усидчивость, часто на занятиях он не примечает даже самого главного, успеваемость у этого ребенка средняя. Педагогам группы были даны бланки с кольцами Ландольта, таблицы Бурдона и рекомендации по развитию устойчивости и продуктивности внимания.

Теперь подведем результаты по второй подгруппе.

2 подгруппа:

  1. Саша Д.

На основе графика (прил. 2, рис. 1) можно сделать вывод, что у испытуемого среднепродуктивное внимание, но неустойчивое, т.к. точки графика находятся в трех зонах. Продуктивность испытуемого оценивается на 4-5 баллов, а устойчивость внимания на 6-7 баллов.

  1. Катя Н.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста