Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение возрастных особенностей развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, сущность, свойства внимания,
2. изучить процесс развития внимания в дошкольном возрасте,
3. рассмотреть особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
4. просвети экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
5. дать рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.1. Понятие, сущность, свойства внимания…………………………………….7
1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………………………13
1.3. Особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………….20
2.1. Описание и обоснование методики исследования………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников……………………………………………………………………22
2.3. Рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Внимание - это  направленность и сосредоточенность  сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, по и несет сторожевую службу, помогая человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Рассмотрим  основные виды внимания. Таковыми являются природное и социальное обусловленное внимание, непосредственное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

- Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

- Социальное обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.

- Непосредственное внимание не управление ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

- Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т.д.

- Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

- Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной органов чувств, интеллектуальное – с  сосредоточенностью и направленностью мысли.

Свойства внимания [16, с. 108]:

- Устойчивость – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, в частности по Н. Ланге равны обычно 2-3 секунды доходя до 12 секунд.

Однако исследователи  считают, традиционная трактовка устойчивости внимания требует некоторых разъяснений, ибо в действительности такие  малые периоды колебания внимания ни в коем случае не являются всеобщей закономерностью. В одних случаях внимание характеризуется частными периодическими колебаниями, в других – значительно большей устойчивостью.

В настоящее  время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когда поставленная задача требует сосредоточенности на каком-либо предмете, мы раскрываем в нем новые аспекты в их взаимосвязях, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым. В тех случаях, когда содержание предмета внимания не дает возможности для дальнейшего его изучения, мы легко отвлекаемся, наше внимание колеблется.

Если бы внимание при всех условиях было не устойчивым, более или менее эффективная  умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, означает закономерность этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомство с ним, отношение к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных способностей личности.

- Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, то есть основной показатель его выраженности, другими словами – тот фокус, в который собрана психологическая или сознательная деятельность. А.А. Ухтоминский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга [13, с. 29].

- Под распределением внимания понимают субъективно переживающую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Однако, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психологической деятельности, а субъективные ощущения одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Еще В. Вундтом было доказано, что человек не может сосредотачиваться на двух одновременно предъявленных раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнить одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требует внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Многие авторы считают, что распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости. Переключаемость  или переключение внимания определяется скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

- Следующее свойство внимания, которое выделяет психология, – это объем. Объем внимания – особый вопрос. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким образом, человек обладает ограниченными способностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов – это и есть объем внимания. Важной и определяющей его способностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке.

 

1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте

 

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано  с появлением новых интересов, расширением  кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

 Развитие  внимания в онтогенезе анализировал  Л.С. Выготский. Он писал, что  «культура развития внимания  заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание» [3, с. 96].

Процесс возрастного  развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов [8, с. 106]. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

  1. первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
  2. к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
  3. начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
  4. во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
  5. в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
  6. в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
  7. в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
  8. в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
    • расширяется объем внимания;
    • возрастает устойчивость внимания;
    • формируется произвольное внимание [5, с. 216].

Внимание ребенка  в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех  пор, пока интерес не угаснет. Появление  нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

Основное изменение  внимания в дошкольном возрасте состоит  в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно  направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Так, в одном эксперименте с детьми проводили игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами: «Да и нет не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребенку задавали ряд вопросов. Среди них встречались такие, на которые он должен был ответить названием определенного цвета. Вопросы были следующего типа: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета парта?»; «Любишь ли ты играть?»; «Бывал ли ты в деревне?»; «Какого цвета бывает трава?»; «Бывал ли ты в больнице?»; «Видел ли ты доктора?»; «Какого цвета бывают халаты?». Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: 1) не называть запрещенных цветов, например черного и белого или красного и синего; 2) не называть дважды один и тот же цвет. Эксперимент был построен так, что ребенок мог выполнить все условия игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием [9, с. 315].

Иной результат получается, когда взрослый предлагает ребенку в помощь набор цветных карточек, которые становятся внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинают использовать эти вспомогательные средства. Они выделяют запрещенные цвета, скажем белый и черный, откладывают в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользуются теми карточками, которые лежат перед ними.

Помимо ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной, частной задачей, существует универсальное средство организации внимания - речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом те или иные обстоятельства («Когда складываешь башенку, выбирай самое большое колечко... Так, правильно. А где теперь самое большое? Поищи!» и т. д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

По мере развития планирующей  функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера. Детям-дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях дети с трудом выполняли задание, часто ошибались. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках вспомнить, какие карточки можно брать, а какие - нельзя). Начиная со старшего дошкольного возраста дети после этого давали правильные решения, даже если в последующие задания вводили новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек [15, с. 288].

На протяжении дошкольного  возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять - двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

 

1.3. Особенности  развития устойчивости внимания  у детей дошкольного возраста

 

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания и при рассматривании детьми картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста говорят и  данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей дошкольного возраста несложную по содержанию картинку, она фиксировала время ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени между моментом, когда взор ребенка впервые обращался к картинке, и моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое детьми разного возраста на свободное рассматривание картинки, показывает, что устойчивость внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды) [13, с. 74].

Информация о работе Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста