Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение возрастных особенностей развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие, сущность, свойства внимания,
2. изучить процесс развития внимания в дошкольном возрасте,
3. рассмотреть особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
4. просвети экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,
5. дать рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.1. Понятие, сущность, свойства внимания…………………………………….7
1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте………………………………13
1.3. Особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

Глава 2. Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………….20
2.1. Описание и обоснование методики исследования………………………..20
2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников……………………………………………………………………22
2.3. Рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Возрастные особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические  основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….7

1.1. Понятие,  сущность, свойства внимания…………………………………….7

1.2. Развитие  внимания в дошкольном возрасте………………………………13

1.3. Особенности  развития устойчивости внимания  у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...17

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста………………………………………………….20

2.1. Описание и обоснование методики исследования………………………..20

2.2. Анализ результатов исследования устойчивости внимания у дошкольников……………………………………………………………………22

2.3. Рекомендации  по развитию устойчивости внимания  у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...29

 

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34

Приложение………………………………………………………………………36

 

Введение

 

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных  форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить  письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с  ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес  к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.

В настоящее время  стали актуальными проблемы развития внимания детей и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей дошкольного возраста.

Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет  занимались и занимаются известные  зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых: С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие. Ученые выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

Внимание –  один из тех познавательных процессов  человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет. Согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.

Одно учения утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе патологических феноменов  внимание занимает особое положение. Оно  включено во все остальные психические  процессы, выступает как их необходимый  момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

В результате изучения внимания психологами был установлен ряд его свойств: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Одним из важнейших  свойств внимания является его устойчивость. Устойчивость внимания - его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимания сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительного длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.

Если внимание неустойчиво, то качество работы резко  снижается.

Целью работы является изучение возрастных особенностей развития устойчивости внимания у детей дошкольного  возраста.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть понятие, сущность, свойства внимания,

2. изучить процесс развития внимания в дошкольном возрасте,

3. рассмотреть особенности развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,

4. просвети экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста,

5. дать рекомендации по развитию устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Объектом нашей  работы выступает внимание детей  дошкольного возраста.

Предметом является развитие устойчивости внимания у детей дошкольного возраста.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психологической литературы на данную тему, методика определения продуктивности и устойчивости внимания у старших  дошкольников (Методика Ландольта).

Исследование  устойчивости внимания проводилось  в старших группах дошкольного  образовательного учреждения № 11 г. Череповца. В качестве основного материала для определения устойчивости внимания были выбраны кольца Ландольта, потому что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения детей раннего возраста.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие, сущность, свойства внимания

 

Внимание –  очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [13, с. 11].

По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [17, с. 524].

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных действий [4, с. 110].

Таким образом, внимание - это психическое состояние, характеризующее  интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).

Основными функциями  внимания являются [13, с. 18]:

- активизация необходимых  и торможение ненужных в данный  момент психических и физиологических  процессов;

- целенаправленный организованный  отбор поступающей информации (основная  селективная функция внимания);

- удержание, сохранение  образов определенного предметного  содержания до тех  пор, пока  не будет достигнута цель;

- обеспечение длительной  сосредоточенности, активности на  одном и том же объекте;

- регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание связано с  интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят  и такие качества личности, как  наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.

Внимание состоит в  том, что известное представление  или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости  данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:

- аналитический эффект  внимания - данное представление становится детальнее, в нем мы замечаем больше подробностей;

- фиксирующий эффект - представление делается устойчивее  в сознании, не так легко исчезает;

- усиливающий эффект - впечатление, по крайней мере  в большинстве случаев, делается сильнее: благодаря включению внимания слабый звук кажется несколько громче.

Н.Н.Ланге выделил  следующие основные подходы к  проблеме природы внимания:

1. Внимание как  результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как  результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как  результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как  особая активная способность  духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как  усиление нервного раздражителя. Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного  подавления пытается объяснить основной факт внимания - преобладание одного представления над другими — тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания [13, с. 25].

Среди современных  отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин. Основные положения его концепции можно свести к следующим [4, с. 117]:

- внимание является  одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

- по своей  функции внимание представляет  контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

- в отличие  от действий, направленных на  производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата;

- с точки  зрения внимания как деятельности  психического контроля все конкретные  акты внимания - и произвольного  и непроизвольного - являются  результатом формирования новых умственных действий.

Вполне очевидно, что указанные теории опираются на реальные факты, однако, абсолютизируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринято следующее определение.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития устойчивости внимания у детей дошкольного возраста