Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стало определение особенностей развития речи у старших дошкольников с ОНР посредством счетной деятельности.
Объект исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством счетной деятельности.
Предмет исследования: процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что счетная деятельность оказывает положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования
1.1 Современное состояние проблемы развития речи детей с ОНР III уровня……………………………………………………………………………6
1.2 Счетная деятельность и ее значение в развитии детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………10
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности
2.1 Выявление первоначального уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….12
2.2 Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством счетной деятельности………...………………………………………………….23
2.3 Анализ полученных результатов………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

курсовая счетная деятельность.docx

— 80.54 Кб (Скачать файл)

Привела гусыня – мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки,

Три сынка, а сколько дочек?

_____________________________________________________

Четыре спелых груши

На веточке качалось

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

______________________________________________________

Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?

_______________________________________________________

Мама вышила ковёр.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три веточки

Села Маша на кровать,

Хочет ветки сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

___________________________________________________

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

___________________________________________________

Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

___________________________________________________

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

___________________________________________________

Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

___________________________________________________

Как под ёлкой встали в  круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

____________________________________________________

Яблоки с ветки на землю  упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим  принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

____________________________________________________

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!» 

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

__________________________________________________

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером  плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

___________________________________________________

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать  ватрушки.

____________________________________________________

В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить  щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

Задачи для дошкольников в стихах

_____________________________________________________________

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

__________________________________________________________________

Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский  сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

__________________________________________________________________

У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и  пять?

__________________________________________________________________

Семь гусей пустились  в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

________________________________________________________________

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

________________________________________________________________

На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там  двух.

Сколько стало петухов?

_______________________________________________________________

Три цыпленка стоят 

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

________________________________________________________________

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес  спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

________________________________________________________________

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

______________________________________________________

Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!"

____________________________________________________

Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

"Приходите все на  чай!"

Сколько чаек, отвечай!

___________________________________________________________

Таким образом, через данные математические задачки, дети знакомились счетом, сравнивали и обобщали предметы, выделяли сходства и различия объектов, находили и обосновывали решение к познавательным историям.

Работа на формирующем  этапе проводилась согласно выдвинутой нами  гипотезой.

 

2.3 Анализ полученных  результатов

 

Завершающий этап нашего исследования - контрольный эксперимент, был направлен  на проверку эффективности использования счетной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР ⅠⅠⅠ уровня. Занятия проводились в группе «Улыбка».

Контрольный эксперимент  был проведен по тем же методикам, что и  на констатирующем этапе. В результате использованных методик были получены результаты, на основе которых можно судить об уровне развития речи детей с ОНР ⅠⅠⅠ уровня на контрольном этапе эксперимента. На основе данных по показателям уровня развития речи (приложение 3) на контрольном этапе эксперимента был произведен качественный и количественный анализ.

На контрольном этапе  эксперимента нами получены следующие  результаты:

- низкий уровень имеют  4 ребенка (20%);

- средний уровень имеют  16 детей (80%).

Представим результаты в  таблице 4.

 

Таблица 4

Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента в группе «Улыбка»

Уровень

Количество 

Человек

%

Высокий

0

0

Средний

16

80

Низкий 

4

20

Итого

20

100


 

Анализируя полученные результаты отмечаем положительный результат  в развитии речи детей.

Проведем сравнительный  анализ результатов развития речи детей  группы «Улыбка» на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента (таблица 5, рисунок 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ результатов развития речи детей  группы «Улыбка» на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента

 

Уровень

Количество

Констатирующий этап

Контрольный этап

Человек

%

Человек

%

Высокий

0

0

0

0

Средний

4

20

16

80

Низкий

16

80

4

20

итого

20

100

20

100


Рисунок 5 - Сравнительный анализ результатов развития речи детей группы «Улыбка» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

 

В ходе эксперимента нами отмечены положительные результаты, у детей  повысился уровень развития речи посредством счетной деятельности.

Анализируя полученные результаты, отмечаем, что счетная деятельность положительно влияет на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что полностью подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования.

 

Заключение

 

На современном этапе  проблема развития речи дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении, возросли требования школы к подготовке дошкольников, изменились социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей.

Особая роль в образовании  принадлежит дошкольной педагогике, неотъемлемой частью которой является развитие речи.

На переломных этапах истории  обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует  его самобытность. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее  погружение в истоки национальной культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что у дошкольников отмечается недостаточная познавательная активность, несформированность уровня развития речи.

Проведенное нами исследование позволило определить особенности  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения счетной деятельности