Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исседования - выявить наиболее эффетивные методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования – процесс формирования мелкой моторики.
Предмет исследования – методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Проблема формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Сущность понятия «мелкая моторика»…………………………………6
Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………………………….
2.2 Логопедическая программа по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………..
2.3 Проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня..docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения моторики, как  артикуляционной, так и мелкой может  создать трудности в овладении  письменной речью, привести к возникновению  негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный  период к школьным условиям.[стефанова,с6]

Неподготовленность к  письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе  уже на самых первых этапах. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.[стефанова 6]

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу  две задачи: развитие речи и навыков  письма. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

В школьные годы недостатки существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

В.М.Бехтерев в своих работах  доказал, что простые движения рук  помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный  педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончиках пальцев". Умелая работа пальчиков  ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное  воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.[Митенкова Т..В ]

Изучение теоретического материала дают возможность сделать  вывод: если развитие движений пальцев  соответствует возрасту, то и речевое  развитие находится в пределах нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Толковый словарь: Язык газеты, радио, телевидения: ок. 6000 слов и выражений/ Г.Я.Солганик. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 749, [3]с.
  2. Понятийно - терминологический словарь логопеда/Под ред.В.И.Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400с.
  3. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова: - 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
  4. Краткий психологический словарь – хрестоматия. Составитель Б.М.Петров. Под ред. проф. К.К.Платонова. – М., «Высшая школа», 1974. с.56.
  5. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт.-сост. Н.Л.Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261 с.
  6. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 256с.
  7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов –на – Дону: «Феникс», 2002. – 448с
  8. Юрчук В.В. Современный словарь по психлогии/Авт. – сост. В.В.Юрчук. – Мн.: Элайда, 2000. – 704с.
  9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь/В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха, О.В.Шапарь; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – изд.2-е – Ростов – н/Д.: Феликс, 2006. – 808с.
  10. Большой психологический словарь/Сост. И общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  11. Кондаков И.И. Психология. Иллюстрированный словарь/И.И. Кондаков. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 783, [1]с.: ил.
  12. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г. http://vocabulary.ru/dictionary/893/word/motorika
  13. Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г. http://vocabulary.ru/dictionary/793/word/motorika
  14. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/motorika
  15. Специальная психология:

Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.

  1. мИтенкова Т..В Предметно-манипулятивная деятельность в коррекции тонкой моторики рук детей с нарушениями зрения и речи.] http://50ds.ru/detsad/logoped/6803-predmetno-manipulyativnaya-deyatelnost-v-korrektsii-tonkoy-motoriki-ruk-detey-s-narusheniyami-zreniya-i-rechi.html

 


Информация о работе Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст