Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исседования - выявить наиболее эффетивные методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования – процесс формирования мелкой моторики.
Предмет исследования – методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Проблема формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Сущность понятия «мелкая моторика»…………………………………6
Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня……………………………………….
2.2 Логопедическая программа по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………..
2.3 Проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня..docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

Глава I. Проблема формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    1. Сущность понятия «мелкая моторика»…………………………………6
    2. Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………..8

Глава II. Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР III уровня.

2.1 Выявление уровня развития  мелкой моторики у детей старшего  дошкольного возраста с ОНР  III уровня……………………………………….

2.2 Логопедическая программа  по формированию мелкой моторики  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня…………………………..

2.3 Проверка эффективности  логопедической программы по  формированию мелкой моторики  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня…………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное  развитие детей уже с дошкольного  возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Связано это, прежде всего, с тем, что  уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно,  готовности к школьному обучению.

Мелкая моторика рук взаимодействует  с такими высшими психическими функциями  и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся  дальнейшая жизнь ребенка потребует  использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые  необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять  множество разнообразных бытовых и учебных действий.

. Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» (лопухина)

Исследованиями ученых института  физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального  развития и моторики. (стефанова) В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также  многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук.

Это и определило выбор  проблемы исследования.

Цель исседования  - выявить  наиболее эффетивные методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования –  процесс формирования мелкой моторики.

Предмет исследования –  методы формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР  III уровня.

Гипотеза исследования –  наиболее эффективными методами формирования мелкой моторики у детей старшего возраста с ОНР III уровня будет те, которые…

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в специальной (логопедической) литературе.
  2. Выявить уровень развития у детей старшего возраста с ОНР III уровня.
  3. Разработать логопедическую программу по формированию мелкой моторики у детей таршего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 Методы исследования:

- изучение специальной  (логопедической) литературы по проблеме;

-  тестирование детей;

- метод математической  обработки полученных зданных;

- эксперимент.

 

 

 

Глава I. Проблема формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

    1. Сущность понятия «мелкая моторика.

Одной из задач нашего исследования является выявление сущности «мелкая моторика». Понятие «мелкая моторика» связана с такими понятиями как «мелкий» и «моторика», поэтому в данной работе мы попытаемся проанализировать выявленные нами в специальной научной логопедической и педагогической литературе аспекты каждого понятия.

В толковом словаре под  редакцией Г.Я.Солганика и в  толковом словаре Ожегова С.И, Шведовой Н. Ю слово «мелкий» определяется как «небольшой, незначительный по размеру».

В современном толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой  под словом «мелкий» понимается «небольшой по величине, объему, размерам».

А в толковом словаре живого великорусского языка под редакцией В.Даля слово «мелкий» определяется как «некрупный, дробный, малый, небольшой».

В используемой литературе имеется множество определений  понятия «моторика». Рассмотрим некоторые  из них.

В дефектологическом словаре  под редакцией В.Гудониса, П.П.Пузанова и в понятийно-терминологическом словаре логопеда под редакций Селиверстова  В.И  слово  «моторика [от лат.motor приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей».

Также, Селиверстов В.И отмечает, что в понятие моторика разные авторы вкладывают неодинаковое содержание. Большинство подразумевают под моторикой двигательные качества человека (сила, скорость, ловкость), измеряя их результатами бега, прыжков, метаний. Наиболее удачным является определение А.Гомбургера, который определяет моторику как итог способностей и умелости, законченную возрастную структуру двигательной целостности особого вида (выражение лица, жесты, врожденные телесные особенности). (Селиверстов 27).

В словаре по коррекционной  педагогике и специальной психологии Н.В.Новотворцева представлено следующее  определение понятию «моторика» - «совокупность двигательных реакций»

В толковом словаре Ожегова  С.И, Шведовой Н. Ю слово «моторика» определяется как «двигательная активность организма, отдельных его органов или частей

В современном психологическом  словаре под редакцией Юрчука В.В «под моторикой подразумевается-эксплицируется вся кинетическо-двигательная сфера  функций организма, интегрирующая  биофизические, биомеханические, психологические, психофизиологические элементы».[юрчук с.348]

В словаре-справочнике под  редакцией Дудьева В.П под « моторикой» понимается «двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; совокупность двигательных возможностей (реакций, умений и навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике кистей и пальцев рук, в артикуляционной моторике и т.д.; включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения».

В большом психологическом  словаре под редакцией Б.Мещерякова,

В. Зинченко предлагается такое определение  «моторика (англ. - motorics) – вся сфера двигательных функций (т. е функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты». [зинченко, мещерякова с.306]

Как мы видим, в большом психологическом словаре под редакцией Б.Мещерекова, В.Зинченко и в современном психологическом словаре под редакцией В.В Юрчука определения понятия «моторика» во многом похожи.

А.А. Реан в словаре по книге «Психология человека от рождения до смерти» понятие «моторика» определено как «движения, осуществляемые скелетно-мышечной системой».

Шапарь В. Б  в новейшем психологическом словаре и Кондраков И.М в иллюстрированном психологическом словаре считают, что «моторика (от лат. motor – приводящий в движение) – двигательная активность». (шапарь стр. 294)

В энциклопедическом словаре  под редакцией Душкова Б.А., Королева А.В., Смирнова Б.А понятие «моторика - вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты».

Рассмотрев и проанализировав  все понятия, связанные с понятием «мелкая моторика» мы можем определить, что мелкая моторика – это способность всех кинетически – двигательных элементов организма совершать целосные, четкие, координированные небольшие, незначительные по размеру движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

Движения детей с общим  недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. [спец.псих под ред Лубовского с.49]

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась  длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться  и раздеться, правильно сложить  свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали мелкого конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

 Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений..[c/95 спец.псих]

Следует отметить, что  умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.   В этом возрасте дети могут аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа, дополнять недостающие детали к картинке, воспроизводить геометрические фигуры по образцу, обводить рисунки по контуру, заштриховывать фигуры.

Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто  не выделяется ведущая рука. Дети порой  не в состоянии одновременно действовать  двумя руками сразу. Например, ребенок  не может держать одной рукой  основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере могут быть связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. Было показано, что незавершенность латерализации отмечается у многих младших школьников с задержкой психического развития.

Дети с общим недоразвитием  речи часто отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации, рисования. Не успевают за ребятами в группе детского сада на занятии.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

 Таким образом, возможности освоения окружающего мира этими детьми, оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. [c/50 спец.псих под ред Лубовского]

С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.( http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/1055-2012-03-19-23-56-32.html)

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены  свойственные детям с общим недоразвитием  речи нарушения произносительной стороны  речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию  движений органов речи. Нарушения  моторики, проявляющиеся в походке  и ручной деятельности детей, находят  свое отражение и в их речевой  деятельности.[c/50]

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи  с развитием речи и мышлением  ребенка. Они пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук задерживает речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть достаточно развита.

Информация о работе Экспериментальная проверка эффективности логопедической программы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст