Экспериментальная педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Содержание работы

1.Принцип свободы ребенка в педагогическом методе М. Монтессори.
2. Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития.
3. Организация воспитательно – образовательной работы в Домах ребенка.
4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.

Файлы: 1 файл

Дкр.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Тема: «Экспериментальная педагогика Марии Монтессори»

   План:

1.Принцип свободы ребенка в педагогическом методе М. Монтессори.

2. Интеллектуальное развитие ребенка на основе самовоспитания и саморазвития.

3. Организация воспитательно – образовательной работы в Домах ребенка.

4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принцип свободы ребенка  в педагогическом методе М. Монтессори.

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек. 
 
Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. 
 
В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

 

 

 

2. Интеллектуальное развитие ребенка  на основе самовоспитания и    саморазвития.

   В уникальной системе САМОвоспитания и САМОразвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


 

 

 

   Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности. Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация воспитательно – образовательной работы в Домах ребенка.

   Режим дня должен соответствовать  возрастным особенностям детей  и способствовать их гармоничному  развитию. Максимальная продолжительность  непрерывного бодрствования детей 3 – 7 лет составляет 5,5 – 6 часов, до 3 лет – в соответствии с  медицинскими рекомендациями.

   Ежедневная продолжительность  прогулки детей составляет не  менее 4 – 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха минус 15*С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже  – 15*С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре воздуха ниже  – 20*С и скоростью ветра более 15 м/с.

   Во время прогулки с  детьми необходимо проводить  игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в  конце прогулки перед возвращением  детей в помещение дошкольного  учреждения.

   Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

   Детей с трудным засыпанием  и чутким сном рекомендуется  укладывать первыми и поднимать  последними. В разновозрастных группах  более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

   Самостоятельная деятельность  детей 3 – 7 лет (игры, подготовка к  образовательной деятельности, личная  гигиена) занимает в режиме дня  не менее 3 – 4 часов.

   Для детей раннего возраста  от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин.

   Допускается осуществлять  непосредственно образовательную  деятельность в первую и во  вторую половину дня (по 8 – 10 минут). В теплое время года непосредственно  образовательную деятельность осуществляют  на участке во время прогулки.

   Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 минут.

   Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4 – го года жизни – не более 15 минут, для детей 5 – го года жизни – не более 20 минут, для детей 6 – го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7 – го года жизни – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерыв между периодами непрерывной деятельности – не менее 10 минут.

   Занятия для детей среднего  и старшего дошкольного возраста  могут проводится во второй половине дня, но не чаще 2 – 3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 20 – 30 минут в зависимости от возраста детей. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.

   Занятия по дополнительному  образованию (студии, кружки, секции  и т. п.) для детей дошкольного  возраста недопустимо проводить  за счет времени, отведенного  на прогулку и дневной сон. Их проводят:

- для детей 4 – го года жизни  – не чаще 1 раза в неделю  продолжительностью не более 15 минут;

- для детей 5 – го года жизни  – не чаще 2 раз в неделю  продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 6 – го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

- для детей 7 – го года жизни  – не чаще 3 раз в неделю  продолжительностью не более 30 минут.

   Непосредственно образовательная  деятельность физкультурно – оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

   Объем лечебно – оздоровительной  работы и коррекционной помощи  детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другим) регламентируют индивидуально в соответствии с медико – педагогическими рекомендациями.

   Непосредственно образовательная  деятельность, требующая повышенной  познавательной активности и  умственного напряжения детей, следует  проводить в первую половину  дня и в дни наиболее высокой  работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно – эстетическое развитие детей.

   Домашнее задания воспитанникам  дошкольных образовательных организаций  не задают.

   В разновозрастных группах  продолжительность непосредственно  образовательной деятельности следует  дифференцировать в зависимости  от возраста ребенка. С целью  соблюдения возрастных регламентов  продолжительности непосредственно  образовательной деятельности их  следует начинать со старшими  детьми, постепенно подключая к  занятию детей младшего возраста.

   В начале учебного года  первые две недели сентября  организуется процесс адаптации  вновь прибывших детей с условиями  дошкольного учреждения, проводится  непосредственно – образовательная деятельность художественно – оздоровительного, эстетического цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        4. Методика развития сенсорной культуры дошкольников.

   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

   Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.

   Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

                         Значение сенсорной культуры для развития ребенка

 

   Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

   Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

   Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

   Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. 

Информация о работе Экспериментальная педагогика Марии Монтессори