Экологическов воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас жизнь ставит перед педагогами и учителями задачу развития личности ребенка, ученика как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Файлы: 1 файл

Чисттовик.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Организуя внеклассную работу, учитель должен помнить, что, помимо обучения, должна способствовать отдыху учащихся от напряжённой работы в классе. Её следует проводить на воздухе, в близлежащем лесу, на лугу, в парке, на открытых делянках институтов, в ботаническом саду или зоопарке.

Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий  в мир природы. Экологические  экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить какую – либо полезную работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе.

Групповая внеклассная  работа наиболее успешно протекает в кружке. Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Задача учителя – организовать занятия учащихся таким образом, чтобы работа в кружке не дублировала классную работу. Работа учеников в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Работа в кружке является хорошим средством воспитания.  Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе. Кроме того, кружок способствует природоохранительному воспитанию. У учеников развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение её богатств. Они приучаются заботиться о живых организмах. В кружке сочетается индивидуальная работа каждого ребёнка с коллективной, объединённой общей целью. Число участников кружка не более 10 – 15 человек.

Экологический праздник – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определённой дате (например, «Всемирный день охраны среды»).

Экологические игры –  это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой, (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости.

Выделяют следующие экологические игры:

Соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков.

Ролевые экологические игры -  тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т. д.  Ролевые игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.

Имитационные экологические  игры - это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности. Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных игр до компьютерного моделирования.

Для осуществления стоящих перед  нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных.

 

 

Заключение

Для осуществления стоящих перед  нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и  будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое  воспитание позволит в дальнейшем предотвратить  многие экологические проблемы человечества.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные  связи и основные этапы изучения природы.

Хочется надеяться, что экологическое  воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании учащихся.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и  поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

 

 

Литература

 

  1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  5. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
  6. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.
  7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с

 


Информация о работе Экологическов воспитание