Экологическов воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:11, курсовая работа

Описание работы

Сейчас жизнь ставит перед педагогами и учителями задачу развития личности ребенка, ученика как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Файлы: 1 файл

Чисттовик.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Педагоги выступаю при этом как консультанты и советчики. Пример педагогов активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

Формами педагогического  руководства индивидуальной деятельности могут стать систематические консультации по домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами), выставки находок и поделок из природных материалов. Уместны рекомендации режима игр и отдыха среди природы, ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности и ухода за природой, законодательство. На беседы можно приглашать художников, поэтов, писателей, рыболовов охотников, лесничих и т.д.

Достижение высокого уровня развития отношений к природе  и друг к другу помогает удовлетворению интересов учащихся. Оно своеобразно завершает процесс преобразования предметных и взаимных связей учащихся в воспитательные отношения. Обретая воспитательные функции, ответственное отношение к природе, забота учеников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу поднимаются на высокую ступень. Это создает наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития личности в процессе взаимодействия с природной средой.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

2.1 Активные методы обучения в воспитании экологической культуры.

 

Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с учениками любого возраста.

В экологическом воспитании учеников занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления учеников, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые  принципиально отличаются друг от друга  дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении всего периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается ученикам на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению учеников с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом  таких занятий становятся различные  демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у учеников отчетливые и правильные представления.

Обучение учеников на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин (слайдов) и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ педагога. Можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт учеников, и имеющихся у них круг представлений.

Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ ученикам связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.

Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с учениками. В группе проводится систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию учеников. Учащиеся обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления.

Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа педагог ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать ученикам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается, растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с учениками. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия  позволяют интенсивно развивать интеллект учеников - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах  деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах.

Комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени  может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет  усталости и скуки. Комплексные  занятия могут быть организованы на самые разные темы. Комплексные занятия - это творческое дело педагога, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ученика, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

 

 

 

 

 

 

2.2 Экологическое воспитание учащихся в повседневной жизни.

 

На протяжении всего  учебного года педагог проводит с учащимися ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы учитель вовлекает учащихся в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится со всей группой на участке.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, - одну неделю в месяц ученики ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Педагогическое общение учителя с учениками принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие учеников на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.

В повседневной жизни с учениками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для учеников выходы на природу в ближайшее окружение. Педагог может совершать с учениками непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход или экскурсии.

Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход - это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых - психолог, методист и учитель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Учитель вместе с методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с учениками в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его  параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии  с учащимися в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте

Учащихся можно включить в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые могут быть проведены в дошкольном учреждении совместно сотрудниками и детьми, а возможно, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на учеников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Ученики могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.

Педагогический смысл  праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у учащихся положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ученика в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить любознательность, вовлечь учащегося в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, ученики испытывают эстетические и нравственные чувства.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями учеников, содержанием образовательных программ.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение  методов исследования, подготовительная  работа с педагогами и учащимися, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский:  поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение  результатов работы, их анализ, формулировка  выводов. 

 

Знания, полученные учениками на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

 

 

 

2.3 Формы внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся.

 

Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания, в современные программы по естествознанию включено значительное число понятий и представлений по экологии. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у учащихся ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.  Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. А такого экологического воспитания можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения на занятиях и внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения. В процессе общения учащихся с окружающей природой у них формируется определённый опыт. Для этого их необходимо делать участниками практической природоохранной деятельности, которая является основным смыслом экологических воспитательных дел. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса и самодеятельности. Содержание внеклассной работы должно быть развитием, углублением того материала, который изучается в школе или заведениях среднего образования.  Внеклассная работа дополняет занятие, т. к. её содержание может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами. Рассмотрение экологических проблем в иной, по сравнению с учебной программой, логике определяет их взаимные связи.         

Изучая окружающую среду  на внеклассных занятиях, учащиеся на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразных норм и правил поведения в природной среде. Внеклассная работа создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными целостными подходами и ориентациями: как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям, нужно ли экономить колодезную воду, как вести себя в природе, если встретил дикое животное.

Во внеклассной работе педагог имеет большие возможности для организации дискуссий и обсуждений экологических проблем, которые играют интегрирующую роль в обучении. Учащиеся относятся с большим интересом к обсуждению противоречий проблемы, с азартом ищут выход их положения. При этом многие из них, стремясь разрешить проблему, обращаются к изучению специальной литературы, что расширяет кругозор и формирует профессиональные интересы.

Информация о работе Экологическов воспитание