Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:32, доклад

Описание работы

Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. Французский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль мотивации в этом процессе
Понятие мотивации
Мотивация учения.
Роль мотивации в изучении иностранного языка
1.4. Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников.
2. Механизмы формирования интереса к обучению младших школьников.
2.1. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.
2.2 Пути и приемы повышения мотивации учеников на уроке иностранного языка
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Макарова С, 502 ф.docx

— 48.31 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Московской области 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Московский государственный областной гуманитарный  институт.

Факультет иностранных языков и переводоведения

Кафедра методики преподавания иностранных языков.

 

Курсовая работа по методике

на тему:

«Формирования мотивации  у младших школьников

на уроках иностранного языка».

 

 

                                                                Выполнила: студентка 5 курса

                                                                  Факультета иностранных языков  и переводоведения

502-ф группы

Макарова С.М.

                                                  Научный руководитель

                                    Ахматова Елена Дмитриевна.

Орехово-Зуево

2012

Содержание

 

Введение

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль мотивации в этом процессе

    1. Понятие мотивации
    2. Мотивация учения.
    3. Роль мотивации в изучении иностранного языка

1.4. Особенности мотивации  к учебной деятельности у младших  школьников.

2. Механизмы формирования  интереса к обучению младших  школьников.

2.1. Методы формирования интереса к обучению у младших школьников.

2.2 Пути и приемы повышения  мотивации учеников на уроке  иностранного языка

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного  прогресса нашего общества. Нельзя недооценивать роль иностранного языка  как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том  числе ее профессиональному становлению. Французский язык является одним  из языков международного общения. Кроме  того, знание иностранного языка помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также  способствует формированию профессионально  важных качеств личности.

Современные психологи и педагоги согласны в том, что качество и  результат  выполнения деятельности зависят от побуждения и потребностей личности, его мотивации. Учащихся без  мотивации к обучению не существует. Любая познавательная деятельность учащихся  с операционными компонентами такими как, знания, умения, навыки включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Среди разнообразных мотивов  школьника особое место занимает познавательный мотив. В основе познавательной мотивации лежит  жажда познания, неудержимое стремление познать  все новое и новое. При такой  мотивации учащийся с большой  легкостью справляется с трудностями.

Актуальность данной темы, обусловленная  поиском путей пополнения средств  обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации  в целом.

Объект исследования: проблема мотивации учебной деятельности в психолого-педагогической литературе.

Предмет исследования: использование  методов стимулирующих мотивацию  обучения французскому языку младших  школьников.

Цель исследования: выявить  наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации изучения французского языка  детьми младшего школьного возраста.

 

 

Глава I. Проблема мотивации изучения иностранного языка в обучении и роль познавательной мотивации в этом процессе

 

1.1 Понятие мотивации. Познавательная мотивация

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс  психофизиологического плана, управляющий  поведением человека, определяющий его  направленность, организованность, активность и устойчивость. (Толковый словарь Даля).

Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной  психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием  учения, и социальными, если связаны  с общением учеников друг с другом и учителями.

наиболее полным является понимание  мотивации в так называемой деятельностной теории учения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин1, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.)2. Мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний. Престижная и соревновательная мотивации широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе. Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга3. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области. Специфика познавательной мотивации состоит в том, что она появляется в процессе формирования у ребенка учебной деятельности. Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. [Маркова А.К. 1990; - с.192]

Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

Можно выделить еще пять типов мотивации:

  1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
  2. Мотивация успеха - если предмет “удается”, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
  3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
  4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
  5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95]

Формирование мотивации  – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне  задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при  которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Под мотивом, который побуждает  школьника учиться, подразумевается  не один, а ряд мотивов различного свойства, которые можно разбить  на следующие группы:

  • учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний, познавательная потребность, любознательность и др.);
  • непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
  • перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

Познавательный мотив  формируется уже в начальной  школе. Отечественный исследователь  детства Д.Б. Эльконин4, известный школьным психологам прежде всего как один из создателей системы развивающего обучения, писал об учебной деятельности младшего школьника. При этом он подчеркивал, что мотивами, адекватными этой деятельности, могут быть только такие, которые связаны с ее содержанием, то есть познавательные5. Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны. Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):  широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний; учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний; мотив самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Мотивация учения.

Учение — это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в  развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала, звено контроля, оценки своей учебной работы.

Главным для учения является не «протекание» этих функций, а участие  ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика; эта деятельность должна осуществляться способами, усвоенными данным учеником, доступными ему.

Учение — это не только и не столько техника учебной  работы, но — главное — воспитание личности каждого конкретного ребенка, решающего свои задачи, вытекающие из его индивидуально неповторимого опыта школьной и внешкольной жизни. В ходе учебного процесса учитель не только учит, но и воспитывает, формирует развивающуюся в ходе учения личность.

  Значит, учение — это активная целостная деятельность самого ученика в единстве ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки) и происходящие у ребенка изменения в психическом развитии, в характеристиках его личности.

Смысл учения — это внутреннее пристрастное отношение школьника  к учению, «прикладывание» школьником учения к себе, к своему опыту  и к своей жизни. Понимание  смысла учения, его личностной значимости не происходит «автоматически» в  ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, писал А. Н. Леонтьев, надо воспитать отношение к самим  знаниям. Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к  знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведет к личностному  развитию школьников. Психологические  наблюдения показывают, что при наличии  смысла учения у школьников возрастает успешность учебной деятельности (как  ее результатов — запаса и качества знаний, так и способов, приемов  приобретения знаний), легче усваивается  и становится более доступным  учебный материал, лучше происходит его запоминание, выше становится сознательность процесса учения, лучше концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны  учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим), то чаще всего в этих случаях можно  говорить о разных видах познавательных мотивов.

Соответственно принято  различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной  деятельности и процессом ее  выполнения;

2) социальные мотивы, связанные  с различными социальными взаимодействиями  школьника с другими людьми.

Еще одной из разновидностей  мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся  в стремлении получать только одобрение  со стороны учителей, родителей и  товарищей.

Позиционный мотив проявляется  в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком  случае иногда говорят о «престижной  мотивации». Позиционный мотив может  состоять также в попытках разного  рода самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

Таким образом, не  наличие  социальных или познавательных мотивов, а именно их качество определяет сущность личности школьника и ее направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль мотивации в изучении иностранного языка

Каждый момент своей жизни  мы мотивированы что-то делать: удовлетворять  физиологические потребности (кушать, спать) или потребности духовные (писать стихи, ходить в театр, рисовать пейзажи). Если же мотивация отсутствует  вообще, то это значит, что человек  мёртв. Если человек знает, что ему  нужно чего-то достичь, то есть, он мотивирован  удовлетворить свою потребность  – он может свернуть горы.

Проблема мотивации в  учении возникает по каждому школьному  предмету. Однако особо остро стоит  проблема мотивации изучения иностранных  языков в средней школе. Исследователи  вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу.  При этом примечательно, что до момента  изучения иностранного языка и в  самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться  на иностранном языке со сверстниками; читая, узнавать о других странах. Почти  у всех есть желание владеть иностранным  языком. Начинается процесс овладения  иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. [Зайцева М.В. 2003; – с. 23]. Мотивация- сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Информация о работе Формирования мотивации у младших школьников на уроках иностранного языка